Трагедия самолёта «Когалымавиа»: хронология событий. Синайская катастрофа: что известно о крушении российского А321 год спустя Падение самолета 321

Утром 31 октября в 05:50 по местному времени (06:50 мск) самолёт, следовавший рейсом 7К-9268 российской авиакомпании «Когалымавиа», вылетел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлёта, когда лайнер набрал высоту 9,4 тыс. метров, в хвостовой части сработало взрывное устройство. Самолёт раскололся надвое, произошла разгерметизация салона и полное отключение систем — лайнер устремился вниз. Через две минуты после взрыва самолёт на огромной скорости рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека, в том числе 25 детей, погибли. Через три часа после крушения ответственность за теракт взяло на себя местное подразделение «Исламского государства»*.

  • Обломки самолета
  • Reuters

«Волшебная страна забрала их себе»

Ирина Баринова потеряла в катастрофе трёх близких: её двоюродная сестра Любовь Мозгина с годовалой дочкой Алисой и мамой Галиной Замолотовой возвращались из отпуска в Санкт-Петербург.

«Люба мечтала о том, как покажет Алисе страну, в которую она сама была безумно влюблена, — рассказывает Ирина. — Они с мамой так радовались, что Алиса увидит волшебную страну, где есть Красное море, солнце, пирамиды. Но волшебная страна забрала их себе».

По словам Ирины, Любовь не привыкла рассчитывать в жизни на кого-либо, кроме себя: она много работала, купила автомобиль и квартиру в Санкт-Петербурге.

«Люба сама из Новгородской области, там закончила школу и в 1993 году приехала поступать в институт в Санкт-Петербурге. Простая девочка из деревни, училась и работала без выходных. Она днями и ночами готовилась, всё чертила что-то. Утром — институт, а вечером и в выходные — работа. Она всего старалась добиться сама и очень хотела помогать родителям».

  • Родственники погибших пассажиров
  • Reuters

После окончания института Любовь устроилась в строительную компанию сметчиком, но больше всего хотела работать в «Ленэнерго». «Она отправила туда резюме и не надеялась получить приглашение на собеседование, но мечта её сбылась! Последние годы жизни Люба трудилась в «Ленэнерго» и была на хорошем счету у руководства», — вспоминает Ирина.

Собеседница RT рассказала, как в 2013 году им с Любовью удалось отдохнуть в Лазаревском: «Мы вместе гуляли, купались в море, и тогда Люба сказала, что скоро станет мамой. Это была такая радость — не передать словами! Люба с первого дня знала, что будет девочка, и с первого дня называла её по имени — Алиса. Всю боль в душе невозможно передать словами. До сих пор не верится в это. Нам осталось только любить их и скучать по ним».

  • Посадочный талон, найденный на месте крушения самолета Airbus A321
  • РИА Новости

«Кто бы мог подумать, что я вижу их в последний раз»

Трагедия над Синаем забрала у Галины Панченко единственную дочь — 23-летнюю Владу — и её мужа Илью Сакерина. «Они познакомились в 2010 году, когда Влада окончила школу, и с того времени никогда не расставались. Сами организовали свою свадьбу и были по-настоящему счастливы. Жили мы втроём, да ещё и с тремя кошками — Влада и Илья очень любили животных. Они увлекались рыбалкой, в Карелию часто ездили и даже рыбу мне привозили. На велосипедах из Петербурга до Ломоносова ездили — а это немаленькое расстояние. Они так радовались жизни, мечтали квартиру купить, планировали детей».

  • Reuters

Эта поездка в Египет была третьей для молодой семьи Сакериных. Они отправились на отдых всего на неделю — спешили вернуться обратно ко дню рождения отца Влады. Галина тогда провожала детей в аэропорт. «Кто бы мог подумать, что я вижу их в последний раз», — сокрушается она.

Галина не могла оставаться на родине после случившегося — всё напоминало ей о погибших детях. Решение навсегда переехать в США далось нелегко.

«Я осталась совсем одна. До сих пор не могу с этим смириться. Невыносимая боль. Каждый день я просыпаюсь и засыпаю с мыслью о них».

  • Обломки самолета Airbus A321
  • РИА Новости

Пережить боль вместе

Ирина Захарова с мужем потеряли в катастрофе единственную дочь. Эльвире Воскресенской было 28 лет.

«Я не могу сказать о своей дочери, что она была. Для меня она моя дочь. Она была долгожданным любимым ребёнком. Отец, будучи кадровым военным, всю жизнь мечтал о сыне как о продолжателе своей стези. Когда родилась дочка, у него сначала было некоторое разочарование, но потом, уже во взрослой жизни, он проникся и понял, что дочка стала продолжателем всей его жизни и всех его начинаний. Она выбрала университет, связанный с военной службой, надела погоны. В этом году она должна была получить звание майора. Для нас с отцом она была центром вселенной. Мы жили её интересами, а она нашими», с трудом сдерживая слёзы, рассказывает Ирина.

Год назад родные и близкие погибших в авиакатастрофе над Синаем объединились в группу в соцсети, в которой обменивались информацией о ходе следствия и поддерживали друг друга. Организатором группы стал Александр Войтенко. На борту Airbus 321 была его старшая сестра Ирина с дочкой Алисой.

«Я понял, что не могу молчать о случившемся, не могу держать это в себе и страдать в себе. Я решил говорить всем о том, что чувствую, что происходит вокруг этой катастрофы. Удалось объединить не только родственников, но и сочувствующих. Мы создали группу в соцсети, в которой на сегодняшний день более 36 тыс. человек. Это уже большая семья, целое движение».

  • Reuters

Группа объединившихся родственников со временем выросла в благотворительный фонд «Рейс 9268».

«После окончания всех похорон мы встретились первый раз в январе. Помню, нас было человек 30, вспоминает Александр Войтенко, ставший исполнительным директором фонда «Рейс 9268». Мы сразу решили, что нам нужен свой благотворительный фонд для решения юридических вопросов, связанных с пожертвованиями. Требовалось структурировать нужды».

Ирина Захарова стала председателем совета фонда. На вопрос, почему она решила заняться благотворительной деятельностью, Ирина, директор школы в Санкт-Петербурге, отвечает:

«Очень трудно понять, почему я этим занимаюсь, потому что мне казалось, что я не выживу. А оказалось, я не только выжила, но ещё и занялась деятельностью фонда. Значит, что-то я в жизни ещё не выполнила, раз мне досталось такое».

Ирина рассказывает, насколько тяжело смириться с потерей близких: «Я не знаю, что будет завтра, буду ли я жива. За прошедший год умерли шесть человек — родственников погибших — в основном из-за сердечного приступа».

  • РИА Новости

«Рейс 9268» сотрудничает с другими организациями — например, с фондом «Прерванный полёт», который был организован 10 лет назад в память о погибших при крушении лайнера, следовавшего рейсом Анапа — Санкт-Петербург 22 августа 2006 года.

«Мы планируем провести братское захоронение останков, не поддающихся опознанию. Сейчас они находятся в городском крематории, — рассказывает Ирина. — Экспертиза подтвердила, что среди этих останков есть частичка каждого пассажира самолёта, но они настолько перемешаны, что разделить практически невозможно. Мы собираем подписи близких о согласии на погребение. Будет очень тяжело пережить вторые похороны».

  • Фигурки журавлей на акции памяти жертв авиакатастрофы над Синаем в Петропавловской крепости
  • РИА Новости

Ирина и Александр рассказали, что фонд планирует возвести в Санкт-Петербурге храм, внутри которого будет расположен атриум с фотографиями жертв авиакатастрофы.

Кристина Оленёва, Юлия Гуреева, Мария Бухарова

  • Годовщина трагедии над Синаем: родственники погибших пассажиров вспоминают своих близких

* «Исламское государство» — запрещённая в России террористическая организация.

С момента гибели 224 человек над Синаем прошло ровно два года. Подавляющее большинство погибших были российскими гражданами. ФСБ РФ, а вслед за ней и египетские власти признали трагический инцидент терактом. Однако его исполнители до сих пор не найдены. Неясным до конца остается то, кто стал заказчиком этого страшного преступления.

Ровно два года назад - 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России.

В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась.

Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился.

Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные - граждане России. Среди них был Александр Копылов, заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания.

По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная Дарина Громова.

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле.

Под снимком Татьяна Громова сделала подпись: «Самый главный пассажир». Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы.

Мать и отец Дарины также погибли в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент Владимир Путин , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур.

Впрочем, французский сатирический журнал Charlie Hebdo опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию МИД РФ и Государственной думы. В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося.

Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа - 48-летний Валерий Немов - налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 - на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый. Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет.

2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года - сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут - Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю.

Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Кагалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет - очень популярное туристическое направление у граждан многих государств.

Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский Межгосударственный авиационный комитет, Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции , Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера.

А тем временем Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что катастрофа произошла в результате теракта - сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.

Это стало понятно после того, как на обломках самолета и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России.

А на следующий день российские силовики обратились к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За сведения, способствующие задержанию преступников, обещано вознаграждение в размере $50 млн.

Египетские же правоохранители еще некоторое время не признавали трагедию терактом, они сделали это лишь к февралю 2016 года.

Как бы то ни было, уже в ноябре 2015 года российские власти принимают решение полностью прервать авиасообщение с этой арабской страной до того момента, пока ситуация в сфере авиабезопасности не будет нормализована.

При этом оставшихся на тот момент российских туристов вывезли из Египта по факту окончания туристских путевок, но на борт самолетов разрешалось брать только ручную кладь, а багаж доставляли отдельно, спецрейсами авиации МЧС.

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила авиакомпания Turkish Airlines.

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Кагалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года Росавиация запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической организации ИГИЛ* «Вилайят Синай» (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка ИГИЛ). О ее следе в трагедии заявляло и ЦРУ США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГИЛ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы.

Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор Зураб Церетели .

Владимир Ващенко

* запрещенная в РФ террористическая группировка

31 октября 2015 года, рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Кто-то пересматривает в телефоне фотографии, представляя, как будет рассказывать родным и близким об отдыхе. Семейные пары успокаивают малышей, которые с утра ведут себя слишком бурно, - да лететь небось боятся. Вылет по расписанию, погнали прямо в небо. Уже на следующий день СМИ растиражируют фото "главного пассажира" - десятимесячной Дарины Громовой. Этот снимок станет своеобразным символом рокового рейса Airbus 321, с которого уже никто из 224 человек не вернулся живым.

"Полёт в штатном режиме"

Самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту в 6:50 мск. Всё проходит в штатном режиме, как вдруг через 23 минуты диспетчеры теряют связь с экипажем.

Тем временем в петербургском аэропорту Пулково сообщают, что рейс задерживается "по техническим причинам". Время переносят раз, переносят два… В России стараются не думать о самом страшном и нервно ждут сообщений от родственников: об экстренной посадке, да о чём угодно, только бы написали. Когда цветы уже начали увядать, а на табло светилась запись об очередном переносе рейса, нервы у родственников не выдержали: посыпались звонки в авиакомпанию "Когалымавиа" и туроператору Brisco. "Всё выясняем", "Не переживайте", - слышали люди в разных инстанциях.

А потом пришло известие, которое мелькало в голове у каждого, но верить отказывались. О том, что погибли все, стало известно не сразу. Один из спасателей, которые сразу после крушения выдвинулись к месту, сообщил, что слышал голоса пассажиров, которые доносились из-под обломков лайнера. Уже через минуты выяснилось: не слышал, показалось.

Главный пассажир

Фотография десятимесячной Дарины Громовой из Гатчины, сделанная в аэропорту Пулково, обошла, кажется, все российские известные СМИ и была растиражирована в соцсетях. Снимок стал одним из символов той страшной трагедии.

Сын, Алексей, хотел быть летчиком. Только я не разрешила, - позже рассказывала Лайфу бабушка Дарины Елена.

Отец Алексея 30 лет был военным лётчиком. Сам молодой человек отучился по технической специальности и пошёл работать в IT-компанию. Здесь он и познакомился с Татьяной. Молодые люди поженились чуть больше чем за год до трагедии. На до сих пор доступной странице молодого человека в соцсети размещено много фото влюблённой пары, сделанных в день свадьбы.

"Главным пассажиром" дочку назвала Татьяна. Перед вылетом из Пулково она сфотографировала девочку, которая прижималась ручками к стеклу, и выложила снимок в соцсети.

Бабушка Дарины предлагала родителям не брать в полёт ребёнка: испугается, плохо перенесёт. Но те и слушать не стали: ребёнок должен погреться на солнышке.

"Я без неё жить не буду"

31 октября стало трагедией для тысяч людей. Муж Светланы Дудочкиной, Анатолий, не смог полететь вместе с супругой в отпуск в тот раз. В Египте супруги были уже не раз, поэтому женщина неплохо знала, как вести себя на курорте. Тем более странным казалось его предупреждение.

Она первый раз поехала в отпуск без меня. Я ей сказал, что, если что-то произойдёт, я без неё не выживу. Я больше не хочу жить, мне неинтересно, - говорил после крушения Анатолий.

Женщина отправилась отдыхать в компании дочери и двух малолетних внуков. Но дочь решила задержаться ещё на день-другой, так как появилась возможность отдохнуть подольше. В результате из всей семьи на роковой рейс поднялась только Светлана.

Подарок на день рождения

27 октября отмечала день рождения гражданская супруга тогда замглавы Пскова Александра Копылова. Он купил себе и возлюбленной, Елене Мельниковой, путёвки. С работы отпускать не хотели, но замглавы города уговорил это сделать. Аргументировал тем, что повод уж больно весомый.

Мужчина познакомился с будущей гражданской женой на работе. Дело в том, что Елена - начальник отдела кадров в Псковской городской думе. У Александра за несколько лет до этого умерла жена, Елена - в разводе. Они были вместе около года к тому моменту.

Всё время на отдыхе Елена рассказывала в соцсетях о том, что они очень хорошо отдыхают - купаются, загорают и вообще "отрываются". В последний раз вышла в сети за три часа до рокового вылета.

"Ещё немного - и уйду из авиации"

Старший бортпроводник, 38-летняя Валентина Марцевич, которая 12 лет посвятила небу, планировала уйти из авиации в ближайшее время. Хотела спокойствия, строила планы на спокойную семейную жизнь. Муж Валентины, Максим, - командир воздушного судна. В тот момент он находился в рейсе Китайских авиалиний.

Валентина сама из Анапы, работала в краснодарском аэропорту, когда познакомилась с будущим супругом. Вскоре вместе перебрались в Москву. Он всё время на рейсе, она - на очередном вылете. Надоело видеться с мужем и родными урывками.

5 октября, в свой день рождения, она прилетала домой, чтобы обнять маму. Знакомые позже вспоминали, что она себя вела довольно странно: странно говорила, странно улыбалась, делала много снимков.

Во время возвращения в Москву, незадолго до рокового рейса, женщина впервые в жизни испугалась во время посадки. Она рассказывала подругам, как лайнер трясло и она боялась, что пилоты не посадят удачно борт.

"Пушистик, жду"

Бортпроводница Марина Охотникова должна была встретиться с мужем -стюардом Андреем Беломестновым в Домодедово 1 ноября. План выглядел следующим образом: Андрей приземляется в Пулково, отдыхает, а после отправляется в Москву в качестве пассажира. Через 20 минут после прибытия его борта в столицу приземляется она. Молодые люди планировали незабываемые выходные.

У пары была традиция: все четыре года, что они были вместе, Андрей присылал возлюбленной СМС во время таких "пересечений" с одним и тем же текстом: "Пушистик, я тебя уже жду". На этот раз сообщения не было. В ноябре Андрею должно было исполниться 30 лет…

Версии

Специалисты рассматривали четыре основные версии авиакатастрофы: техническую неисправность, ошибку пилотов, что самолёт сбили и взрыв.

Техническая неисправность

Первая версия, которую стали рассматривать следователи, - техническая неисправность. Якобы лайнер имел дефекты. Например, ещё за 14 лет до трагедии, в ноябре 2001 года, в аэропорту Каира лайнер неудачно приземлился и задел землю хвостовой частью. Тогда он ещё принадлежал Middle East Airlines. После произошедшего воздушное судно отремонтировали и продали. После этого его фрахтовали различные авиакомпании, пока, наконец, оно не "осело" в "Когалымавиа" в 2012 году.

Говорить об этой авиакомпании можно что угодно, но любой самолёт любого перевозчика проходит проверку перед новым рейсом. Кроме того, бортам устраивают технические проверки. Так, двигатели лайнера осмотрели за пять дней до трагедии. И вряд ли бы эксперты пропустили настолько значительную неисправность, из-за которой самолёт мог потерпеть крушение. Данную точку зрения подтверждали и в авиакомпании. Кроме того, пилоты с большим стажем не раз говорили, что ни один из членов экипажа не будет рисковать собственной жизнью, а попросту откажется лететь в случае сомнений.

Против версии о неисправности говорит ещё один факт: накануне крушения "Аэробус" летал из Шарм-эль-Шейха в Самару и обратно. После этого в египетском аэропорту он прошёл техобслуживание, никаких критичных неполадок зафиксировано не было.

Через неделю после трагедии представители МАК рассказывали, что до момента прекращения записи регистраторов полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта на параметрическом регистраторе не фиксировали.

Ошибка экипажа

Эта версия стала второй. Якобы пилоты могли запаниковать, неверно повести себя в критической ситуации. Такую версию опровергли в Росавиации в тот же день. КВС Валерий Немов изначально был военным пилотом, а после выхода на пенсию (мужчине было 48 лет) переучился на лётчика гражданской авиации в учебном центре AmurAir в Турции. Его общий стаж налета - 3682 часа, из которых 1100 часов - командиром воздушного судна.

Второй пилот, 45-летний Сергей Трухачёв, имел за плечами 5641 лётный час - больше, чем у КВС. Он проходил специальное обучение в Чехии по управлению А321.

Версию ошибки исключили и сами пилоты "Когалымавиа": они разместили в Сети письмо уже через несколько часов после трагедии, где утверждали, что никакой ошибки быть не может.

Сбили

Вскоре после крушение боевики ИГИЛ* взяли на себя ответственность за авиакатастрофу. Они даже опубликовали видео, где воздушное судно якобы сбивают. Вскоре оказалось, что ролик - не более чем подделка, а российский лайнер никто не сбивал.

Уже после предварительного осмотра обломков самолёта экспертам стало понятно, что никто по нему не стрелял.

Самолёт разломился в воздухе. Изначально оторвало хвостовую часть, а после начал распадаться весь лайнер. Обломки воздушного судна оказались на расстоянии порядка 40 км друг от друга, хвост и нос находились на расстоянии 5 км.

Теракт

Эта версия является приоритетной. О том, что на борту была бомба, СМИ стали писать через несколько часов после трагедии. В течение месяца факт взрыва подтверждали российские эксперты. Так, 16 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников на совещании в Кремле впервые официально заявил, что произошедшее - теракт.

Изначально предполагалось, что бомбу заложили между пассажирскими креслами в 30-м ряду. Однако позже эксперты пришли к выводу, что самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте находилось в хвостовой части, рядом с детскими колясками. Таймер, установленный в бомбе, отсчитывал, сколько ещё минут проживут 224 человека. После взрыва у лайнера оторвало хвостовую часть, и он перешёл в неуправляемое пикирование.

Египетские чиновники долгое время официально не признавали произошедшее терактом (по одной из версий, опасаясь многомиллионных исков со стороны родственников погибших). Каир призывал дождаться официальных результатов расследования, которых, кстати, нет до сих пор. Однако в феврале 2017 года представитель египетского МИД Ахмед Абу Зейд в некотором роде признал, что на борту произошёл теракт.

Жертвами террористических операций стали десятки, а то и сотни человек, в том числе в результате падения российского лайнера на Синае, - заявил он.

* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.