В каком городе находится корабль музей белфаст. Belfast. Британский премиумный крейсер. Что посмотреть на крейсере Белфаст

Крейсер "Белфаст " (HMS Belfast ) был спущен на воду 17 марта 1938 года. Прошел всю Вторую мировую войну и был выведен из состава Королевского военно-морского флота только в 1963 году (24 августа 1963). За свою многолетнюю историю крейсер прошел не мало миль и побывал не в одном боевом сражении.

Он принимал участие в сражении у мыса Нордкап в Норвегии, где 26 декабря 1943 года был потоплен не менее легендарный немецкий линкор "Шарнхорст". Так же "Белфаст" был задействован в Корейской войне.

Сейчас корабль стоит на постоянной стоянке в центре Лондона на реке Темзе и является кораблем-музеем.

Прогуляемся по крейсеру. Сразу попадаем в столярную мастерскую. Крейсер может быть в походе очень длительное время и очень важно, чтобы корабль был в полной исправности и боеготовности.

Кабинет или каюта, не знаю как правильно сказать, почтальона. Вид у него, прямо скажем, не дружелюбный:)

Один из многочисленных коридоров.

Основные характеристики крейсера

План корабля.

Спускаемся в машинное отделение. На стенах куча датчиков давления

и прочих разных приборов.

Еще одна ремонтная мастерская.

Перемещаемся на кухню, точнее камбуз.

Как же тут вкусно пахло ванилью... ммм....

Из стоматологического кабинета захотелось убежать побыстрее. Звуки бормашины и крики пациента были очень реалистичными, да и запах стоматологии был очень натуральным.

От стоматолога попали прямо в операционную.

Вид на сити через окно иллюминатора.

Моряки на досуге.

Милый котЭ:)

Заряжающая установка головного орудия.

Вооружение крейсера :
Орудие 152 мм - 12;
Орудие 102 мм -12;
Торпедные аппараты 533 мм - 4

Крейсер "Белфаст" на данный момент является единственным в Европе боевым кораблем времен Второй мировой войны, дожившим до наших дней.

Зенитная установка.

Вид на небоскреб "Осколок", о котором я писал ранее.

Вид на Тауэр.

На крейсере в военные годы для разведки использовались гидросамолеты. На "Белфасте" было 3 самолета типа "Уолрус". Запускали самолет с помощью мощной пороховой катапульты, а обратно на борт поднимали специальными кранами. Но развитие радиолокационных технологий изменило принципы разведки и поэтому в 1944-1945 годах оборудование для самолетов сняли.

Крейсер награжедн Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации (19 марта 2010 года) — за мужество и героизм, проявленные экипажем крейсера Королевского Военно-морского флота Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии «Белфаст» при защите транспортных конвоев, доставлявших военную помощь Союзу Советских Социалистических Республик в годы Второй мировой войны.

Как хорошо, что такой корабль, с легендарной историей, не пошел на лом или списание, а остался в строю в виде музея. Побольше бы таких интересных музеев.

Больше фото с крейсера тут .

». Наиболее совершенные лёгкие крейсера британского флота.

Лёгкие крейсера типа «Белфаст»
Belfast-class light cruisers

Лёгкий крейсер «Белфаст» на вечной стоянке в Лондоне
Проект
Страна
Предшествующий тип «Манчестер»
Основные характеристики
Водоизмещение Стандартное - 10 302 дл. т,
полное - 13 175 дл. т
Длина 176,47/187 м
Ширина 19,3 м
Осадка 6,5 м
Бронирование Пояс - 114 мм;
траверзы - 63 мм;
палуба - 51…76 мм;
башни - 102…51 мм;
барбеты - 51…25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 82 500 л. с. (60,7 МВт)
Движитель 4 винта ∅ 3,43 м
Скорость хода 32,3 узла (60 км/ч)
Дальность плавания 8000 морских миль на 14 узлах
Экипаж 781 человек
Вооружение
Навигационное вооружение два гирокомпаса Адмиралтейского типа
эхолот типа 758N
Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50,
6 × 2 - 102-мм/45
Зенитная артиллерия 2 × 8 - 40-мм/40,
3 × 4 - 12,7-мм пулемёта
Противолодочное вооружение «Асдик» тип 132,
6 глубинных бомб Мк-VH на рельсах верхней палубы, 15 запасных бомб
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
2 гидросамолёта

История создания

Началось всё с того, что флот Страны восходящего солнца заказал четыре крейсера типа «Могами» , которые при стандартном водоизмещении 9500 дл. т несли 15 155-мм орудий, 100 мм бортовой пояс и защиту артиллерийских погребов толщиной в 140 мм. При этом декларировали, что стандартное водоизмещение крейсеров 8500 дл. тонн. Формально эти крейсера считались лёгкими, но по силе они оказались сопоставимы тяжёлым .

Конструкция

Корпус крейсеров имел классическую полубачную конструкцию с наклонным форштевнем и крейсерской кормой . Обводы - характерные для британской школы кораблестроения: круглоскулые с характерным изломом. Полубак занимал около 45 % . Набор корпуса осуществлялся по продольной схеме .

Конструкция крейсеров в основном повторяет конструкцию «Саутгемптона» , однако машинные и котельные отделения смещены в корму и корпус на 7 м длиннее 180-метрового (592 фута) корпуса «Саутгемптона». Обводы корпуса - круглоскулые, с ярко выраженным скуловым изломом в носовой части. Корпус разделён поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков , конструктивная противоторпедная защита отсутствовала. На протяжении всей длины корпуса проходит двойное дно , в районе погребов - тройное. Высота надводного борта при нормальном водоизмещении составляла 9,45 м в носу (против 9,33 м крейсера «Глостер») и только 4,95 м на миделе и 5,56 м - в корме .

Тип «Белфаст» первоначально рассчитывался на шестнадцать 152-мм орудий в четырёх четырёхорудийных башнях. От этой идеи вскоре отказались и вернулись к четырём трёхорудийным башням, хотя и улучшенной конструкции, что позволило сократить расчёт башни и увеличить скорость подачи боеприпасов. Сэкономленные тонны потратили на размещение четырёх дополнительных 102-мм зенитных орудий, при этом между ними разместили легко бронированные укрытия для прислуги, восьмиствольный «Пом-Пом» и дополнительную броневую защиту . Палубный настил - из твёрдого сорта древесины, привезенного с острова Борнео . Стандартное водоизмещение составляло 10 069 дл. тонны , полное - 12 672 дл. тонны . Спасательные средства состояли из трёх моторных катеров длиной 11 м, одного моторного катера длиной 8 м, одного моторного 11-метрового полубаркаса , двух парусно-гребных 10-метровых катеров, двух 8-метровых вельботов , одного 5-метрового моторного динги и двух 4-метровых динги. Кроме того крейсера несли спасательные плоты Карлея.

Лёгкие крейсера типа «Белфаст» оснащались тремя бесштоковыми якорями конструкции Байерса массой 5588 кг (два основных и один запасной), одним кормовым стоп-анкером Адмиралтейского типа массой 711 кг и одним верпом Адмиралтейского типа массой 508 кг .

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа . Все котлы имели пароперегреватели, подогреватели топлива и воздуха . Схема - эшелонная; котлы расположены попарно в двух котельных отделениях, ТЗА - в двух машинных. Рабочее давление пара в котлах - 24,61 кг/см² (24,29 атм.), температура - 343°С , нормальное время подготовки к походу - около 4 часов. Проектная дальность хода составляла 10 000 морских миль на ходу 16 узлов и 12 200 миль на ходу двенадцать узлов . Каждое котельное отделение оборудовалось четырьмя турбовентиляторами, которые создавали избыточное давление 241,3 мм водяного столба . По сравнению с крейсерами типа «Линдер» и «Аретьюза» «Тауны» имели более экономичные, хотя и более тяжелые агрегаты «крейсерского типа». Три турбины (высокого, низкого давления со ступенью заднего хода и крейсерская турбина) и редуктор составляли турбозубчатый агрегат. Турбина крейсерского хода располагалась перед ТВД и соединялась с её валом через редуктор с гидравлической муфтой, на полном ходу она отключалась. Мощность и частота вращения были следующие:

  • ТВД - 9400 л. с. при 3350 об/мин.
  • ТНД - 10 600 л. с. при 2400 об/мин.
  • ТКХ - 5000 л. с. при 6400 об/мин.

Проектная мощность составляла 80 000 л. с. при частоте вращения винтов 300 об/мин , что должно было обеспечить скорость хода (при полной нагрузке) в 31 узел , максимальная скорость при стандартном водоизмещении должна была составить 32,25 узла . Турбины приводили во вращение с четыре трёхлопастных винта ∅ 3,43 м и шагом 4,19 м. Максимальная скорость при чистом днище под одними крейсерскими турбинами составляла 23 узла, с расходом топлива 7,5 т/ч, что соответствовало дальности плавания 6141 миля . На ходовых испытаниях в мае 1939 года «Эдинбург» при водоизмещении в 10 550 дл. т (близком к стандартному) развил скорость 32,73 узла при мощности 81 630 л. с. «Белфаст» при водоизмещении 10 420 дл. т показал соответственно 32,98 узла и 81 140 л. с.

Крейсера имели две независимые электрические системы - переменного и постоянного тока. Основная силовая система напряжением 220 постоянного тока использовалась для освещения, привода вентиляторов, силовых электродвигателей, отопления. Сеть переменного тока питала гирокомпас, систему управления огнём, радиооборудование и «АСДИК».

Электроэнергию вырабатывали два турбогенератора мощностью по 350 кВт и один в 400 кВт. Сеть постоянного тока питали два дизель-генератора мощностью по 300 кВт; третий (50 кВт) использовался в качестве аварийного. Аварийное освещение работало от аккумуляторных батарей .

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение крейсеров типа «Белфаст» включало двенадцать 152-мм и столько же 102-мм орудий .

152-мм пушки Мк-XXIII с длиной ствола в 50 калибров являлись орудиями главного калибра на всех британских лёгких крейсерах предвоенной постройки, начиная с «Линдера» . Первоначально они устанавливались в двухорудийных башнях Мк-XXI («Линдер», «Сидней», «Аретьюза»), затем в трёхорудийных Мк-XXII (тип «Саутгемптон») и Мк-XXIII («Белфаст», «Фиджи »), с минимальным расстоянием между осями орудий при нулевом угле возвышения 1,98 м . Особенностью британских трёхорудийных башен было смещение среднего ствола назад на 0,76 м для того чтобы предотвратить рассеивание снарядов из-за взаимного влияния дульных газов при полных залпах . Для 152-мм орудий использовалось два типа снарядов - полубронебойный с баллистическим колпачком и фугасный. Масса обоих равнялась 50,8 кг, вес взрывчатого вещества в первом 1,7 кг (3,35 %), во втором - 3,6 кг (7,1 %). Существовало два вида зарядов - нормальный (13,62 кг) и беспламенный (14,5 кг). При использовании любого начальная скорость снаряда равнялась 841 м/с, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы 23 300 м (125 кбт) при угле возвышения орудия 45°. Вместимость погребов - 200 снарядов на орудие. Живучесть ствола составляла 1100 выстрелов при стрельбе нормальным зарядом и 2200 - беспламенным . Максимальная дальность стрельбы при угле возвышения 45° - 23 300 м. Диапазон углов, при котором осуществлялось заряжание был от −5 до 12,5°. Скорострельность составляла до восьми выстрелов в минуту, но больше зависали от скорости подачи, которая на «Белфаст» и «Фиджи» была выше чем на «Саутгемптоне» и «Манчестере» . В наследие от четырёхорудийной башни «Белфаст» получил три подъёмника каждый производительностью двенадцать снарядов в минуту и три подачных трубы каждая производительностью двенадцать зарядов в минуту, подающие напрямую боеприпасы из погребов прямо в башни .

Крупнокалиберная зенитная артиллерия состояла из двенадцати 102-мм пушек Мк-XVI в спаренных палубных установках Мк-XIX. Длина ствола пушки составляла 4572 мм (45 клб.), вес вместе с затвором - 2042 кг. В установке Мк-XIX оба ствола находились в одной люльке, расстояние между осями орудий - 53,3 см, максимальный угол возвышения - 85°. Масса снаряда - 15,88 кг; дальность стрельбы при угле возвышения 45° составляла 18 150 м, досягаемость по высоте - 11 890 м, техническая скорострельность - 20 выстрелов в минуту, хотя практическая была ниже: около 12-15 выстрелов. Первоначально более высокие, чем у предшественниц, характеристики орудий снизили живучесть до 600 выстрелов, но после начала применения новых беспламенных порохов она возросла до 1800 выстрелов .

Зенитное вооружение составляли пара счетверённых 12,7-мм пулемёта , Vickers .50 и два восмиствольных Пом-пома . Двухфунтовый автомат «Виккерс» Mk.VII являлся развитием модели Mk. I, созданной ещё в Первую мировую войну, обе модели называли «пом-помом» за характерный звук, издаваемый при выстреле, имел ту же длину ствола 40,5 калибра и обеспечивал новому 764-граммовому HV снаряду начальную скорость 732 м/с (старый «Пом-пом» использовал 907 граммовые LV снаряды с начальной скоростью 585 м/с). Он имел эффективную досягаемость по высоте 1700 ярдов (1550 м) вместо не очень большой 1200 ярдов (1100 м) у старого, хотя и это было не очень много, но отчасти компенсировалось высокой - 100 выстрелов/мин на ствол скорострельностью, позволявшей развивать высокую плотность огня. Управление стрельбой велось с помощью зенитных директоров с 1,22-м дальномерами . Кроме того имелись два 7,69-мм пулемёта Виккеса .

На вооружении десантных партий состояли 16 ручных пулемётов (шесть «Брен» и десять «Льюсов») .

И, наконец, в мирное время, в состав вооружения крейсеров входили трехфунтовые (47-мм) салютные пушки Гочкиса, созданные в 80-е годы XIX века во Франции и устанавливавшиеся на крупных кораблях исключительно для представительских целей .

Авиационное вооружение

Авиационное вооружение в 30-е годы считалось важной частью боевой мощи крупного надводного корабля. На типе «Белфаст», как и на их предшественниках, находились три гидросамолета «Supermarine Walrus ». Два из них хранились со сложенными крыльями в отдельных ангарах в носовой надстройке, третий - стоял на катапульте. Катапульта D-1H - пороховая, длиной 28 м. Подъём самолетов на борт осуществлялся двумя 7-тонными электрическими кранами , установленными побортно сзади катапульты. С приходом на крейсера радиолокации необходимость в бортовых разведчиках отпала и с середины войны авиационное оборудование с крейсеров демонтируется .

Торпедное вооружение

Крейсера были вооружены двумя трёхтрубными торпедными аппаратами TR-IV калибром 533 мм, установленными на верхней палубе по бортам, в средней части корабля. Боекомплект состоял из 12-ти 533-мм торпед . Запасные торпеды (парогазовые Мк-IX) хранились в помещении между аппаратами, защищенном 16-мм стальными плитами. На крейсерах использовали единственную установку хода 9,6 км на 36 узлах . «Белфаст» был одним из немногочисленных крупных кораблей периода Второй мировой войны, кто применил свое торпедное оружие в бою (в декабре 1943 года по «Шарнхорсту »). Торпедные аппараты были демонтированы в ходе капитальной модернизации 1955-1959 годов.

Бронирование

Вес брони, без брони башен, составлял 18,6 % от стандартного водоизмещения. По сравнению с «Саутгемптоном» поменялась схема защиты: 114-мм броневой пояс стал значительно длиннее, что позволило отказаться от коробчатого бронирования погребов. Пояс опускался ниже ватерлинии на 0,91 м, по высоте доходил до главной палубы (в районе машинно-котельных отделений - до верхней палубы). Поперечные траверсы были одинаковой толщины - 63 мм, броневая палуба - 50 мм и 76 мм в районе погребов боезапаса носовых и кормовых башен . Рулевой привод сверху защищался 50-мм главной палубой, а с боков - 25-мм коробом. Было усилено бронирование барбетов - теперь над палубой их толщина со стороны бортов составила 102 мм (51+51), а в нос и корму - 51 мм (25+25), за бортом, до броневой палубы, их толщина со стороны бортов составила 51 мм, а в нос и корму - 25 мм . Башни имели толщину 102/51/51 мм - лоб/борт/крыша .

Крейсер «Белфаст » является единственным в Европе артиллерийским кораблем - участником второй мировой войны, дожившим до наших дней. В 1971 году он был установлен на вечную стоянку, как крейсер « », почти в самом центре Лондона.

крейсер Белфаст

Английский крейсер «Белфаст » интересен во многих отношениях. Во-первых, это самый мощный легкий крейсер за всю историю британского флота. Во-вторых, ему довелось принять активное участие в знаменитых сражениях второй мировой войны. Одна из самых ярких историй - это огненные рейсы в Арктическом океане. Корабль участвовал в операциях по сопровождению военных грузов в Советский Союз - они считались самыми трудными операциями в истории мировых войн.

легендарный британский крейсер «Белфаст»

Крейсер « Белфаст » в начале войны подорвался на мине и надолго вышел из строя. Но потом отомстил за себя сполна. Его звездным часом стал бой с немецким « Шарнхорст » в декабре 1943 года, завершившийся уничтожением фашистского военного судна .

Британское Адмиралтейство считало важным инструментом в осуществлении своей морской политики. Прежде в этом классе царили разброд и шатание. С появлением дредноутов произошло расслоение крейсеров на классы. Линейные крейсера, ставшие преемниками броненосных крейсеров, очень быстро превратились в разновидность быстроходных линкоров. В годы первой мировой войны наиболее активно такие строили в Англии и Германии.

крейсер «Belfast» на рейде

Крейсер «Белфаст » был построен 17 марта 1938 года на верфи фирмы «Harland & Wolff » . Вступил в ряды Британского флота 3 августа 1939 года. Отправной точкой при проектировании "Белфаста" стало требование увеличить число стволов 152 мм орудий как минимум до 15. Его можно считать одним из самых мощных в классе легких крейсеров. Толщина броневого пояса достигала 114 мм.

крейсер «Belfast» владыка морей

Авиационное вооружение в 30-е годы считалось очень важным элементом боевой мощи крупного корабля . На крейсере «Белфаст », как и на его предшественниках постоянно базировалось три гидросамолета «Уолрус». Два из них хранились со сложенными крыльями в индивидуальных ангарах в носовой надстройке, третий - открыто на катапульте. Катапульта была пороховой. Подъем самолетов на борт осуществлялся двумя 7-тонными электрическими кранами, установленными позади катапульты. Развитие радиолокации быстро свело на нет значение гидросамолетов как основного средства ведения разведки. Поэтому в ходе ремонта в 1944 - 1945 годах гидросамолеты со всем оборудованием сняли.

крейсер Белфаст произвел залп

Среди многочисленного семейства британских легких крейсеров, «Belfast » отличался от своих собратьев боевыми качествами. По мощи вооружения и броневой защиты он, бесспорно, был лидером в своем классе - «владыки морей».

крейсер «Belfast» - художество

Корабль «Белфаст » входил в состав 18 эскадры флота Метрополии, и с первых дней нес патрульную и разведывательную службу в Атлантике. В 1942 году активно принимал участие в конвоировании караванов JW-54A и B, RA-54A и B в СССР. После славных боев кораблю требовался капитальный ремонт. Он отправился в один из доков Англии, где пробыл до мая 1945 года. Находясь в ремонте, корабль получил новое радиолокационное оборудование, зенитное вооружение, а гидросамолеты сняли за ненадобностью. Но его так и не пришлось применить - закончилась вторая мировая война. В январе 1946 года, находясь у берегов Китая, «Белфаст » был назначен флагманским кораблем 2-й крейсерской эскадры Тихоокеанского Британского флота. В этом качестве он, в течение почти двух лет, находился в восточных водах, курсируя между Индией, Новой Зеландией и Японией и тем самым «обеспечивая интересы» ослабевшей Британской империей в этом регионе. С 15 октября 1947 года крейсер выведен в резерв и возвращается в Портсмут. После долгого перерыва, с 12 мая 1955 года проходил свою службу в походах и посетил Гонконг, Цейлон, Индию, Австралию и Сингапур. Это были дружественные визиты. В 1962 году «Белфаст » побывал в Перл-Харборе, в городах Тихоокеанского побережья США и Канады, а в июне вернулся в Англию.

На Темзе, прямо рядом с Тауэрским мостом есть военно-морской музей. Располагается он на борту крейсера HMS Belfast, который был построен в 1939 году и прошел через всю войну. Об этом крейсере и будет рассказ.

Пост получился здоровенный, сразу предупреждаю тех, кто полезет под кат:)

«Основная задача Королевского Флота —

защита интересов Британской Империи

и морских торговых путей»

Именно с этих слов начинается рассказ об истории создания легкого крейсера Белфаст. Согласно тогдашней стратегии военно-морских сил, крейсеры должны были нести службу по всему миру. В случае же войны с Германией или Японией крейсера предполагалось использовать для поддержки линкоров и авианосцев. Легкие и быстроходные корабли, оборудованные мощным вооружением и современными (по тем меркам) радарами, они должны были играть роль эскорта и в случае морского сражения обнаруживать врага и наводить на него тяжеловооруженных коллег. Белфаст вполне соответствовал этим принципам: водоизмещение 10 тыс тонн, 32 узла, пушки, зенитное вооружение, торпедные аппараты… Не буду слишком подробно останавливаться на технических деталях, их можно посмотреть и в википедии . Строили Белфаст с 1936 по 1939 год, он был последним в серии крейсеров класса Таун.

5 августа 1939 года Белфаст вошел в состав флота и началась его трудная история. На корме крейсера можно увидеть в каких битвах он принимал участие:

Началась, правда, эта служба, прямо скажем, неудачно. Крейсер совершил несколько боевых выходов в Северное море, но уже 21 ноября 1939, выходя из Эдинбурга, нарвался на магнитную мину, поставленную незадолго до этого лодкой U-21. Утонуть — не утонул, но еле дотащился с буксирами обратно в порт и был поставлен на длительный ремонт. Снова в строй он вступил уже в 1942. К слову, пока Белфаст ремонтировали, часть его экипажа перевели на крейсер Худ (HMS Hood), который через год с небольшим погиб во время артиллерийской дуэли с немецким линкором Бисмарк (спаслось только трое моряков).

Так вот. На чем там я остановился-то? А, ну да, в 1942 Белфаст снова вернулся в строй, в самом разгаре битвы за Арктику. Историю полярных конвоев, поставлявших в СССР вооружение, станки, топливо и многое другое, думаю, знают все. Весь 1943 год Белфаст провел эскортируя эти конвои в Мурманск.

Еще в детстве зачитывался романом Алистера Маклина «Крейсер Улисс», в котором как раз рассказывалось об одном таком конвое. Холод, лед, атаки подводных лодок и бомбардировщиков, надо было быть железным человеком чтобы пройти через такое. Вот архивное фото Белфаста из одного из таких конвоев:

Несмотря ни на что, потрепанные конвои все-таки прорывались в СССР. Эта картина называется «Союзный конвой подходит к Мурманску»:

Еще одно архивное фото. Союзная эскадра на рейде Мурманска. Белфаст на этом фото справа.

Следующая веха в истории крейсера — бой у мыса Нордкап. 21 декабря 1943 года немецкий линкор Шарнхорст попал в западню Королевского флота недалеко от побережья Норвегии. Линкор вышел на перехват очередного конвоя, но разведка немцев не обнаружила идущую неподалеку от него эскадру, состоящую из одного линкора, одного тяжелого, трех легких крейсеров и нескольких эсминцев. Именно Белфаст около 9-00 засек линкор на радаре, вскоре легкие крейсера подошли на дистанцию залпа и открыли огонь.

Первыми же залпами крейсера повредили радарную установку Шарнхорста. Линкор ослеп, в арктической снежной круговерти наводить орудия можно было только по вспышкам орудий противника. Шарнхорст на всех парах кинулся отступать на юг, но было поздно: ловушка захлопнулась. Белфаст при помощи своего радара навел на немцев ударную группу во главе с линкором Герцог Йоркский, который был помощнее Шарнхорста. Кстати, картинка радарная на Белфасте была так себе:)

Преследование продолжалось весь день. Шарнхорст, огрызаясь, уходил, несмотря на многочисленные попадания. Однако силы были не равны. В 19-45 после очередной торпедной атаки эсминцев Шарнхорст перевернулся и затонул, унеся на дно две тысячи человек экипажа. Англичане подняли из ледяной воды только 36 выживших моряков. На этой схеме красной линией показано, как пытался уходить Шарнхорст:

В марте 1944 Белфаст участвовал в операции в ходе которой авианалетом был сильно поврежден базировавшийся в Норвегии крупнейший линкор Германии Тирпиц — крейсер эскортировал авианосцы, с которых и был организован этот налет.

К этому времени морская война в Арктике уже практически закончилась, но в Европе все еще только начиналось. В июне 1944 началась высадка союзников в Нормандии. Крейсер успел поучаствовать и здесь:

Он поддерживал своим огнем высадку десанта, давил береговые батареи, в общем всячески помогал ходу этой операции:

Всего за время операции крейсер выпустил около 2000 залпов главного калибра. Вот этого самого:

Кстати о главном калибре. Всего на Белфасте 4 башни по 3 шестидюймовые пушки в каждой. Вес снаряда — 50 килограмм, дальность стрельбы — 20 километров. Вот так эта башня выглядит изнутри:

Под каждой башней — орудийный погреб на 200 снарядов:

В июле 1944 Белфаст отправляется на перевооружение и уже весной 1945 выдвигается на Дальний Восток. Однако, пока суть да дело, Япония капитулирует и повоевать с камикадзе крейсеру не приходится. Хотя ради такого дела были установлены специальные противовоздушные орудия. Правда в 50-х была еще одна модернизация и их всех заменили на более совершенные.

После войны крейсер продолжает службу на востоке. В 1950 он входит в состав американской эскадры и участвует в Корейской войне. До 1963 года он остается в строю Королевского Флота, после чего выводится в резерв. В 1971 году он окончательно списывается.

А вот дальше начинается история самого музея, которая достаточно показательна. Правительство не собиралось делать из корабля музей, крейсер направлялся на иголки, однако был организован частный фонд и сбор пожертвований. В создании музея участвовал и флот, и частные лица, и коммерческие компании. В итоге уже в конце 1971 года музей открыт и принимает посетителей. Этому стоит поучиться: у нас в ЖЖ постоянно всплывают темы «ой, луноход на свалке», «ох, Буран продали» и все это валится на власти: «почему они не сохраняют наследие», вероятно потому что так проще — самим ничего делать не надо.

Ну и о самом музее. Могу сказать, что это самый интересный морской музей, который мне приходилось посещать. Что уж говорить — настоящий легендарный боевой крейсер с длинным послужным списком. И практически весь он открыт для рассмотрения. Можно залезть на мостик:

Можно спуститься в машину:

Гирокомпасы:

Пост борьбы за живучесть:

И даже кладовая:)

Фотографий, конечно, еще много, но я все-таки уже думаю пора заканчивать, и так пост неподъемным получился. Впрочем, я предупреждал:) Как я уже говорил, стоит крейсер прямо рядом с Тауэрским мостом. Билет в музей стоит 12 фунтов, что по нашим меркам дорого, но по английским в общем не очень. В придачу дают аудиогид. Все, на этом я заканчиваю финальной фоткой с набережной Темзы.

PS Для порядку: источники информации — сам музей и немного англоязычной википедии. Вольный перевод, как обычно, мой.