Пражские мосты. Сколько в Праге мостов? Манесов мост - возлюбленное место туристов

Прага и мосты

Величественная и загадочная Прага притягивает к себе туристов, словно магнитом. Поговорим о том, что, несомненно, попадает в поле зрения – о мостах. Попадая в столицу Чехии, окутанную тайнами и легендами, на протяжении столетий вплоть до 19 века жители переправлялись через реку по одному единственному Карлову мосту. Многие считают, что так происходит и сейчас, но это большое заблуждение. Вы удивитесь, ведь мостов в Праге ни много ни мало – 18 штук!

Самый старинный и известный по всей Европе Карлов Мост иногда называют Черным, он был возведен еще в 14 веке по приказу короля Карла IV. Чем же он примечателен? Это не просто пешеходный мост, а настоящий музей. Он казался невероятно широким, рыцарские турниры и процессии коронации, проходившие когда-то в этих местах, оставили свой след. На мосту насчитывается 16 арок и тринадцать статуй святых. А еще – это мост, где исполняются желания. Не верите? Просто потрите статую Яна Непомуцкого, и ваше самое невероятное желание сбудется – по крайней мере, так гласит поверье.

Еще один приметный мост в Праге когда-то назывался мостом интеллигенции. На нем всего лишь на один пролет меньше, чем на Карловом. Это Браницкий железнодорожный мост, но также и пешеходный. Сам по себе он не отличается особой красотой, но примечателен тем, что в 50 годы прошлого столетия его строили представители репрессированной интеллигенции.

А вот Нусельский мост в Праге овеян множеством легенд и мистическим ореолом. Да, этот самый мост самоубийц, на котором стремятся свести счеты с жизнью суицидально настроенные элементы. Разочаровавшиеся люди слетались сюда как мотыльки на свет, чтобы свести счеты с жизнью и окунуться в мрак.

Карта мостов в Праге

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

Карлов Мост: 50.086418 , 14.411488

Мост Легии: 50.081296 , 14.410329

Ирасеков мост: 50.075582 , 14.411380

Мост Палацкого: 50.072814 , 14.412260

Вышеградскй железнодорожный мост: 50.066891 , 14.413548

Манесов Мост: 50.089502 , 14.412775

Чехов Мост: 50.092999 , 14.417024

Стефаников мост: 50.094265 , 14.427109

Главков Мост: 50.095697 , 14.437065

Либенский мост: 50.103295 , 14.459982

Мост Баррикадников: 50.113423 , 14.445305

Нусельский Мост: 50.066671 , 14.430370

Баррандовский Мост: 50.038923 , 14.407325

Браницкий мост: 50.026794 , 14.397733

Тройский мост: 50.112267 , 14.435949

Название маркера


Баррандовский мост

Подробнее


Браницкий мост (Мост Интеллигенции)

Вышеградскй железнодорожный мост

Главков Мост

Ирасеков мост

Подробнее


Карлов Мост

Подробнее


Либенский Мост

Подробнее


Манесов мост

Чем знаменит Карлов мост в Праге. Расположение, как добраться, где и как правильно загадать желание. Апартаменты и отели в районе Карлового моста.

Карлов мост - одна из самых удивительных . Об этом свидетельствует даже факт его создания, связанный с привлечением астрологов. Он одинаково привлекателен как для гостей столицы Чехии, так и для ее жителей. Первые стремятся попасть на мост с целью знакомства с историей и архитектурой, вторые же просто наслаждаются прогулкой по нему, любуясь неспешным течением Влтавы.

Карлов мост любят все: фотографы, туристы, музыканты, молодожены

История создания

Карлов мост - не первое сооружение, соединившее два берега реки Влтавы. Но существовавшие до него мосты разрушались под действием стихий. Король Карл, не желавший, чтобы новый мост постигла та же участь, обратился за помощью к астрологам. В результате была установлена дата закладки моста, якобы гарантировавшая его сохранность на протяжении нескольких веков. Примечательно, что дата, рассчитанная до секунды, образовала в итоге последовательность 135797531.

Что и говорить - настоящая мистика. И кто знает, возможно, именно благодаря астрологам народ и сегодня может пользоваться Карловым мостом.

Еще один интересный факт, связанный с историей создания моста - использование в качестве строительного материала яичного белка. Король, озадаченный нехваткой качественных стройматериалов, обязал жителей привезти яйца, дабы использовать белок для строительства. Но при этом не уточнил, что они должны быть сырыми. В итоге люди, желающие поспособствовать строительству, привезли массу вареных яиц. Впрочем, это не создало помех для строительства. Так что, не исключено, что «сила» Карлова моста заключена в яйцах.

Необычные скульптуры на Карловом мосту

С обеих сторон мост украшают скульптуры. И, несмотря на то, что сегодня место подлинников занимают копии, каждая из них является настоящим произведением искусства. Одной из самых известных скульптур моста является фигура Яна Непомуцкого .

Согласно легенде, он был личным исповедником королевы. Король же, приревновавший супругу, решил Яна казнить. Его тело сбросили во Влтаву. Но говорят, что когда тело вытащили, над головой священнослужителя сиял нимб из 5 звездочек, что и отражает скульптура.

Существует верование: если коснуться звезд правой рукой, ног Яна - левой рукой, а расположенного у подножия гвоздя - ногами, загаданное в этот момент желание сбудется.

Слева - скульптура Яна Непомуцкого; справа - Староместская башня

Интересны для внимания и ворота - Староместкая мостовая башня , расположенные перед входом на Карлов мост. Прямо над аркой красуются гербы, символизирующие территории Карла IV и символ его сына, Вацлава IV. «Этажом» выше расположились фигуры святого Вита, короля Карла IV и Вацлава IV. А еще выше - фигуры покровителей : святого Сигизмунда и святого Войтеха.

* На этих же воротах можно найти зимородков. Говорят, что человеку, насчитавшему пять птиц, будет сопутствовать удача.

Как видно, Карлов мост - не просто архитектурное сооружение. Это своеобразный символ Праги, имеющий удивительную историю и овеянный массой самых любопытных и невероятных легенд. Так что, любому, кто окажется в Праге, следует непременно прийти на Карлов мост и загадать желание, и оно непременно исполнится.

«Влюбленные» на Карловом мосту

Слышали историю о том, как рухнуло ограждение на мосту влюбленных в ? Том самом, который облюбовали новобрачные, чтобы повесить на решетку замок - символ верности и любви. Теперь та же напасть преследует Карлов мост.

Место, где жестоко был сброшен в воду Ян Непомуцкий, отмечено кованой решеткой - небольшой, но очень красивой. Появилась она на Карловом мосту еще в начале века. Каждый, кто побывал на , наверняка ее вспомнит - экскурсоводы, как правило, не игнорируют знаковое место. Но внезапно ее обнаружили молодожены со своими замочками, и решетка превратилась в новогоднюю елку.

Так выглядят влюбленные у Карлова моста

А так - решетка влюбленных на Карловом мосту

Это рабочие, которые избавляются от замков. Фото: drugoi.livejournal.com

Вешать замки на нее законодательно не запрещено, но власти города решили по-своему бороться с «вредителями». Каждые две недели приезжает бригада специалистов и срезает болгаркой накопившееся добро. Удивительно, но за следующие две недели решетка вновь успевает обрасти «клятвами верности»!

Как вы считаете, влюбленные - нарушители? Или это романтика, и имеют право?

А еще на Карловом мосту можно послушать уличный джаз. Очень круто!

Карлов мост - расположение и как добраться

Мост находится в центре Праги, ближайшая к нему автобусная остановка Malostranské náměstí (Малостранская площадь), маршрут №192. Рядом одноименная трамвайная — маршруты №№ 7, 11, 12, 14, 15, 20, 22, 23, 41, 97. Чтобы узнать, стоимость проезда и чем хороши местные трамваи в принципе, .

Обратите внимание, что на другой стороне моста (недалеко от Староместской мостовой башни) находится музей Карлова моста. Запомните адрес: Křižovnické náměstí 191/3, Staré Město, 110 00 Praha 1. Часы работы с 10-00 до 18-00; все дни, кроме субботы.

Ближайшая к нему остановка трамвая: Karlovy lázně . Маршруты №№ 2, 14, 17, 18, 93.

Апартаменты и отели в районе Карлового моста

Карлов мост соединяет не только берега Влтавы, но и Старе Место с Малой страной. В этих двух районах (Прага-1 и Прага-2) мечтают жить все. Где же лучше? И там, и там неплохо, хотя в Малой Стране гостиницы, пожалуй, выйдут дешевле, чем в Старом городе. На эту информацию и будем ориентироваться.

Чтобы сузить круг поиска, просто выберем те отели, которые расположены ближе всего к Карловому мосту - это романтично и виды красивые!

Отель Charles Bridge Palace недалеко от Карлового моста

Отель 4 звезды в историческом здании, название которого говорит само за себя - назван в честь самого знаменитого пражского моста. Из номеров открывается вид на Влтаву и Пражский Град - то, что нужно! При этом до самого Карлового моста 150 м. До Староместкой площади тоже недалеко - 10-15 минут. В гостинице есть ресторан: завтраки разнообразные, можно заказать блюда местной кухни, если лень искать заведения «на стороне». Уборка регулярная, wi-fi бесплатный. Стоимость от 4 500 руб.

#2. Hotel U 3 Pstrosu

Карлов мост в Праге — визитная карточка чешской столицы и очень атмосферное место, пропитанное духом старины. Здесь можно любоваться красивыми видами города, разглядывать скульптуры и загадывать желания. С 1992 года мост Карла является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Карлова моста

Разрушение наводнением Юдитина моста в 1342 году стало стимулом для строительства в 1357 году более современной переправы через Влтаву. Первым архитектором нового моста был мастер Отто. В каком точно году закончилось строительство неизвестно, но похоронная процессия, несущая останки Карла IV в 1378 году, прошла по уже установленному мосту.

Параметры Карлова моста были ошеломляющими в свое время и внушают благоговение даже сегодня:

  • длина - 520 метров;
  • ширина - 9,5 метров;
  • высота - 13 метров над рекой.

На протяжении веков из-за наводнений мост разрушался много раз. Древние памятники чудом сохранились и сооружение выглядит практически так же, как и шесть с половиной столетий назад. После катастрофического наводнения в 1890 году была проведена масштабная реконструкция.

В 2004-2005 годах были проделаны работы для сохранения двух столпов, а в 2007 году вновь была проведена полная реконструкция Карлова моста, это должно устранить некоторые из неблагоприятных последствий прошлых наводнений.

Легенды о строительстве

По преданию, в те далекие времена цифрам придавали огромную значимость. Поэтому, перед началом строительства моста, Карл IV обратился за советом к астрологам. И по их рекомендации первый камень переправы был заложен самим императором 9 июля 1357 года в 5.31 утра. Если записать числа в такой последовательности: год, день, месяц и время, то получается 135797531 - число, одинаково читающееся в обоих направлениях, или как его еще называют - «палиндром». По легенде, только благодаря правильно выбранной дате, мост простоял столетия и еще столько же простоит.

Существует еще одно объяснение крепости моста: для улучшения раствора, в него добавляли сырые яйца, молоко и вино, а продукты собирали по всей стране. С этой легендой связано немало смешных басен, некоторые из них:

  1. Жители одного села так хотели угодить императору, что сварили яйца, чтобы они не разбились.
  2. Из одного небольшого городка люди прислали не только молоко, но еще творог и твердый сыр. Таким образом они хотели выслужиться перед Карлом IV.

Скульптуры и башни на Карловом мосту

Карлов мост не зря считается главной архитектурной достопримечательностью Праги, ведь его украшает бесплатная галерея под открытым небом. На мосту расположены 30 скульптур, и каждая из них имеет свои историю, которая переплетается с историей Чехии. Большинство статуй создали в XVII-XVIII веках чешские скульпторы: Матиаш Бернард Браун, Ян Брокоф и Фердинанд Максимилиан. Почти все скульптуры изображают чешских святых и сделаны из камня в стиле барокко. На сегодняшний день на мосту преимущественно находятся точные копии статуй, а оригиналы хранятся в Национальном музее.

Статуя Яна Непомуцкого — самая древняя и единственная скульптура из бронзы, находится она на мосту с 1683 года. Как гласит легенда, Яна сбросили с моста в 1393 году за то, что он не раскрыл королю Вацлаву IV исповедь его жены.

Самые знаменитые скульптурные группы :

  1. «Турок, который стережет христиан, находящихся в плену» - работа Яна Брокофа 1714 года.
  2. «Распятие» - самая древняя группа, привезенная из Дрездена в 1657 году.
  3. «Дева Мария с младенцем и святая Анна» - работа скульптора Матея Вацлава Якеля 1707 года.

Башни на обоих концах Карлова моста были единственными его украшениями до середины XVII века. Восточная башня находится при входе с моста в Старе Место и называется Староместской. Ее строительство курировалось архитектором Петром Парлержем с 1357 года по 1380 год. Восточная башня является красивейшей постройкой 14 века в Европе, ее высота составляет 47 метров над уровнем моста. Староместскую башню украшают гербы Священной Римской империи и фигурки святого Вита, Карла IV, Вацлава IV, святых Войтеха и Сигизмунда (покровителей Чехии), а завершают башню остроконечные шпили.

Западные башни построены при входе с моста в Малу-Страну и называются Малостранскими. Эти башни были построены в разные века: строительство более высокой башни закончилось в 1464 году, а низкая башня была построена в 1591 году. По архитектурному стилю две западные башни похожи на восточную башню.

Неоготическая лестница на остров Кампа является частью архитектурного памятника Карлова моста, ее строительство завершилось в 1844 году.

Загадывание желаний возле святого Яна Непомуцкого

На Карловом мосту есть несколько мест, где можно загадать желание. Ежедневно возле статуи святого Яна Непомуцкого (Иоанн Непомук) - чешского католического мученика - собираются толпы туристов с целью загадать желание. Под скульптурой святого находятся 2 барельефа:

  • если потереть барельеф справа - исполнится задуманное желание;
  • если загадать человека и потереть барельеф слева - укрепится дружба с загаданным человеком.

Туристы натерли «волшебные места» на барельефах до блеска, поэтому найти нужное место не сложно.

Чтобы желание обязательно сбылось, оно должно быть нематериальным.

Еще одно желание можно загадать на том самом месте, откуда сбросили в реку святого Яна Непомуцкого. Существует поверье, что когда тело погрузилось под воду, над Влтавой засветилось 5 звезд, и с того времени святого Иоанна Непомука изображают с 5 звездами над головой. Бронзовая фигурка мученика находится посередине моста на постаменте, при загадывании желания пальцы правой руки нужно положить на звезды, а левую руку - на ноги святого или на медный крест.

Карлов мост с 1974 года является пешеходным. Он сразу же стал любимым местом туристов, а также местом концентрации уличных музыкантов, танцоров, художников, торговцев антиквариатом и сувенирами. Гуляя по мосту, можно встретить не один джаз-бэнд.

Где находится и как добраться

Адрес : Karlův most, 110 00 Praha 1, Чехия.

Расположен Карлов мост в историческом центре Праги, недалеко от таких популярных достопримечательностей как Пороховая башня, Пражский Град, и Клементинум. В пешей доступности от моста находятся разнообразные варианты размещения, начиная от недорогих хостелов и заканчивая 5-звездочными .

Как добраться

На метро (ближайшие станции линии «А» ):

  • Staroměstska (правый берег Влтавы);
  • Malostranska (левый берег Влтавы).

На автобусе : № 194, № 207 - до остановки «Старе-Место».

На трамвае :

  • до остановки Staroměstska: № 1, № 2, № 17, № 18, № 25, № 93;
  • до остановки Malostranska: № 1, № 2, № 12, № 15, № 18, № 20, № 22, № 23, № 25, № 97.

Расстояние от Вацлавской площади до Карлова моста составляет всего 1 км и его можно пройти пешком, направляясь сначала по улице Melantrichova, а затем - по улице Karlova.

Карлов мост на карте Праги

Карлов мост в Праге — визитная карточка чешской столицы и очень атмосферное место, пропитанное духом старины. Здесь можно любоваться красивыми видами города, разглядывать скульптуры и загадывать желания. С 1992 года мост Карла является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Карлова моста

Разрушение наводнением Юдитина моста в 1342 году стало стимулом для стро..." />

В Праге очень много красивых мостов, соединяющих берега Влтавы. Здесь можно не только погулять, познакомиться с архитектурой и историей города, но и сделать отличные фотографии.

Мосты Праги довольно популярны. Всего их насчитывается 18, но некоторые из них выделяются своей своеобразностью и красотой.

Самый известный – это Карлов мост

Самый старый мост в Центральной Европе. Мост чарует своим древним камнем и окружающими его постройками – с двух сторон его поддерживают башни, а вдоль его «охраняют» 30 статуй в стиле барокко.

Говорят, что Далай Лама отметил этот мост как очень положительный, мост, вокруг которого нет никакой отрицательной энергии. И действительно настроение здесь поднимается и превращается в какое-то романтически-спокойное.

Чехов мост

Второй – Чехов мост, названный в честь писателя А.П.Чехова. Стиль этой конструкции очень отличается от Карлова, но и тот, и тот - очень красивые мосты. не располагает более короткими мостами, по которым ездят трамваи, чем этот.

Архитектурная идея моста завораживает глаз – вдоль моста, как бы за поручнями на пъедесталах красуются четыре бронзовые статуи, мост украшают арки и фонари.

Манесов мост

Третий мост – Манесов мост, соединяющий центр города со старой рыбацкой деревней. Мост назван в честь чешского художника Иозефа Манеса. Его украшают скульптуры рыбаков и аллея славы композиторов. Его точно следует посетить, если вы сомневаетесь, какие посмотреть мосты в Праге.

Главков мост

Четвертый – Главков мост, пересекающий остров Штванице. Этот мост также известен своими рельефными скульптурами.

Збраславский мост

ятый – Збраславский мост, также известный как «мост Пробега мира», так как здесь начинается международная велосипедная гонка. В отличие от других мостов, тут всего одна арка, но она считается главными воротами в Прагу.

Мост находится на месте слияния двух рек - Бероунки и Влтаву и соединяет дорогу от жд вокзала с историческим районом Збраслав. Отсюда открывается наикрасивейший вид на город.

Йирасек мост (Jirasek Bridge in Prague)

Шестой - Йирасек мост, названный в честь чешского писателя. Этот мост один из самых современных, по нему можно попасть в известный «Dancing House». Мост был построен в 1929 году, он имеет семь параболических арок, состоящих из нескольких ребер.

Нусельский мост

Седьмой и мой самый любимый мост – Нусельский мост. Это самый высокий мост, который проходит на крышами домов. Он соединяет центр с окраинами Праги. я нигде больше никогда такого не видела – мост настолько огромен и высок, что сразу чувствуется его мощь и какая-то особенная сила. Под ним есть туннель для поездов.

Мосты и Влтава... Серебряная нить реки, петляющей по долине, пересекает Прагу посредине, а через нее переброшены мосты, по которым проходят дороги, мосты, словно замысловатые пряжки из самых необычных материалов. И при этом - сколь не покажется это невероятным - город на протяжении тысячи лет обходился одним мостом. Мы знаем, что на месте древнейшего пражского моста - Карлова - уже в 30-х годах X века стоял деревянный мост и по нему провезли на Град тело святого Вацлава из Стара Болеславы. Это, по всей вероятности, деревянное сооружение в 1157 году было уничтожено наводнением, и Владиславу II не оставалось ничего иного, как построить новый мост через реку; в честь королевы Юдиты, которая наблюдала за работами, его назвали Юдитиным. Мост находился примерно на том же месте, где ныне стоит Карлов мост , только несколько севернее, и для своего времени это было единственное в своем роде техническое сооружение в масштабах Европы.

Юдитин мост, однако, тоже был не вечен: в 1342 году наводнение снесло 2/3 этой капитальной романской постройки, и от моста спустя некоторое время сохранились лишь остатки опор в реке.

Карлов мост , поднявшийся на этом месте, в длину достигал 520 метров, а в ширину 10 метров и покоился на шестнадцати арках из известняковых блоков, в то время как Юдитин мост крепился на 24 опорах и, очевидно, оказывал большее сопротивление воде, и в результате она одолела его.

Карлов мост , к строительству которого приступили в 1357 году, в то время уже сравнивали с аналогичными сооружениями в Европе. Обычно говорили: дрезденский мост самый эффектный, самый длинный, а пражский - самый прочный. Мост был столь широким по тем временам, что на нем можно было даже проводить (и проводились!) турниры. Например, в 1436 году в честь короля Зикмунда. Впрочем, нас интересует имя его создателя - им был не кто иной, как Петр Парлерж. В эпоху барокко {1683—1714 гг..) украшали мост еще тридцать статуй и группы святых, так что они образовали, пожалуй, самую длинную для того времени галерею подобного рода. В создании этих шедевров участвовали такой известный скульптор, как Матиаш Браун, мастера семьи Брокоффов, Ян Бедржих Кол и другие ваятели эпохи барокко. Самая ценная в художественном отношении барочная скульптурная группа святой Луиттарды, автор М Б Браун (это первая известная работа мастера).

Как и все его предшественники, Карлов мост неоднократно страдал от наводнений; при этом самым большим испытанием, бесспорно, явился 1890 год, когда были повреждены даже некоторые скульптуры. И все же мост выдержал все испытания, перенес все наводнения, все ужасы войн, выстоял. Он был свидетелем гуситских войн, бегства Фридриха Пфальцского после поражения в белогорской битве. В 1648 году он стал местом боев шведских войск с жителями Старого Места и студентами, которых возглавил Йиржик Плахий. Бои развернулись тут и в революционном, 1848 году. Здесь проходили коронационные процессии начиная с Карла IV. Мост долго именовали «Пражским» или «Каменным». Эпитет «Карлов» это сооружение получило, собственно, совсем «недавно», лишь в 1870 году.

Весьма интересно то обстоятельство, что этого одного-единственного моста Праге хватило от эпохи Карла и почти до середины прошлого столетия. Оба берега серебристой реки соединялись, впрочем, еще бесчисленными паромами. Лишь в 20-е годы прошлого столетия родилась идея возвести еще один мост, который соединил бы тот участок берега, где ныне стоит Национальный театр, с противоположным берегом. И в 1842 году на этом месте был построен цепной ампирный мост - Шнирхов; лишь в 1901 году он был заменен новым, более современным сооружением - это нынешний мост 1-го Мая.

Развитие железных дорог привело к тому, что Вышеград был соединен со Смиховом железнодорожным мостом, который сохранился и поныне. Год рождения - 1871. Вскоре после этого, в 1878 году, Влтаву перешагнул и мост Палацкого - второе после каменное сооружение этого типа в Праге. А на месте современного моста Швермы под бывшим монастырем св. Анежки был воздвигнут четвертый мост - цепной мост Франца I. И наконец, у острова Штванице Влтаву пересек еще один железнодорожный мост - его строительство совпало с развитием железных дорог в прошлом столетии.

Кажется невероятным, что и в новое время Прага обходилась столь небольшим количеством связующих звеньев между обоими берегами Влтавы. Впрочем, и у самой Влтавы наверняка был совсем иной вид, чем тот, который открывается нам сегодня, - расстояние между отдельными немногочисленными мостовыми сооружениями было столь велико, что на первом плане оказывалась обширная гладь Влтавы. Все это изменилось в нашем столетии - новые мосты разбили реку на значительно меньшие отрезки, и таким образом родился иной пейзаж, полный очарования: мосты выстроились в ряд один за другим, как бы образуя кулисы, и придали Праге своеобразный колорит большого города.

Посмотрим же на ряд этих бетонных, каменных и металлических конструкций, начиная с железнодорожного моста у Вышеграда. О мосте Палацкого, втором после Карлова каменном мосте, мы уже говорили. Стоит еще упомянуть о трагическом эпизоде в конце второй мировой войны, который наложил свой отпечаток на это сооружение, изменив его вид. Тогда здесь еще стояли четыре скульптурные группы, великолепные творения скульптора И. В. Мысльбека. На новоместском берегу это были Либуше с Пршемыслом и легендарный певец Лумир; на смиховском берегу - Цтирад с Шаркой и Забой со Славоем. Налет американских самолетов 14 февраля 1945 года не прошел бесследно и для этого сооружения. Серьезно поврежденные скульптуры пришлось сразу же после окончания войны снять и переместить в более спокойное место на Вышеграде.

И вот мы уже подошли к первому мосту, созданному в наше столетие, - это Ирасеков мост; его ширина уже могла удовлетворить все более возраставшие требования пражского транспорта. Мост был сооружен в 1928 году и получил свое название в честь писателя, автора исторических романов Алоиса Ирасека прежде всего потому, что Ирасек жил и работал вблизи того места, где ныне стоит мост, 27 лет (с 1903 до 1930 г.). На новоместском берегу прямо напротив моста воздвигнут памятник Ирасеку и тут же старый доходный дом с мемориальной доской.

О мосте 1-го Мая мы уже упоминали, да и Карлов мост мы уже представили, поэтому пройдем дальше вдоль берегов Влтавы, к площади Красноармейцев с Рудольфинумом и зданием философского факультета. Здесь на Карлов ведет бетонный Манесов мост, строительство которого началось в 1911 году и завершилось уже во время первой мировой войны, в 1916 году.

Далее идет самый короткий из пражских мостов, который соединяет Староместскую площадь и легенский берег; его протяженность всего лишь 170 метров, он носит имя Сватоплука Чеха. Сразу за ним над рекой вздымается следующий, мост Швермы, который выходит к легенскому туннелю. Когда-то здесь был цепной мост, который впоследствии был заменен современным сооружением из бетона; он был сдан в эксплуатацию в 1951 году. Необычен Главков мост, состоящий из двух самостоятельных конструкций. Первая, железная, была закончена в 1910 году, вторая часть была сдана в эксплуатацию на два года позже и явилась первой бетонной мостовой конструкцией в Праге. В его украшении принимали участие такие скульпторы, как Штурса, Маржатка и Гутфрейнд, и благодаря их скульптурам этот проект, в общем-то с сугубо функциональным уклоном, стал ценным и в художественном отношении. Мост можно было разделить на две самостоятельные части только потому, что он пересекает самый большой пражский остров - Штванице.

И наконец, мы представим вам еще одно «самое самое...» Одним из самых длинных мостов в Праге стал Либеньский мост, протяженностью 341 метр и шириной 21 метр. Перешагнув через Влтаву и голешовицкую пристань, он соединяет два пражских района - Голешовице и Либень. Мост бетонный, он завершен в 1928 году почти одновременно с мостом Защитников баррикад, последним по течению реки мостовым сооружением в пределах города.

Этот мост, связующее звено между центром Праги и зоопарком, в мае 1945 года стал одним из опорных пунктов Пражского восстания.

Когда гость, приехавший в Прагу, поднимется на Легну и посмотрит вниз, на реку, связанную каскадом мостов, он забудет, наверное, все детали нашего рассказа, из его памяти ускользнет информация о скульптурах, строительных материалах и останется лишь общее впечатление, свидетельство человеческой изобретательности и таланта, кулисы, которыми украсили реку современная техника и творческий труд человека нашего века. И в этой длинной череде мостов, где-то там, в голубоватой дымке, теряется уникальное творение готики, знаменитый Карлов мост , один из ценнейших памятников континента, на котором мы живем. Но мосты в Праге - это не только мосты через Влтаву. Особняком стоит Пороховой мост - единственный въезд в Град через Олений ров, который некогда представлял собой естественное укрепление Пражского града (в нем также содержались олени с 1565 года вплоть до XVIII века).

Многие десятилетия шли разговоры о проекте моста через Нусельскую долину, который соединил бы Нове Место с Панкрацкой равниной на юге города. Правда, поначалу это казалось несбыточной мечтой, но для осуществления любого проекта нужно, чтобы он стал необходимостью. После десятилетий поисков, составления проектов и набросков во второй половине 60-х годов мост, наконец был построен, потому что он стал необходим: десяткам тысяч жителей Южного города нужно быстро доехать до центра Праги; столь же настоятельной стала потребность пересечь город магистралью Север—Юг, трасса которой могла пройти только здесь. Ныне мост функционирует, длина его 490 метров, под ним проходит туннель метро. Четыре пилона поддерживают мост на высоте 40 метров над «чашей» Нусельской долины. Так что строительство моста предусматривало не столько преодоление водной преграды (если считать подобной преградой речушку Ботич, протекающую по долине), сколько преодоление сложностей пражского рельефа.

Вторым подобным мостовым сооружением на суше является дугообразная эстакада автострады, соединяющая Высочаны, с другим крупным современным районом Праги, Северным городом, который стремительными темпами вырос на холме над Высочанами Проектируется и еще один мост, который явится компонентом уже упомянутой магистрали Север—Юг и будет переброшен через вокзал «Прага—Стршед» (Прага—Центр). Этот мост явится почти продолжением Главкова моста.