Всемирная история обустройство архитектуры собор в ульме. Ульмский собор. Собор в Ульме, история возведения

"Немецкая волна" (нем. Deutsche Welle) - медиакомпания Федеративной Республики Германия опубликовала итоги онлайн-исследования, в котором был определен рейтинг немецких достопримечательностей. Список ТОП-100 состоит из 100 объектов, о которых мы подробно рассказываем на страницах сайта.

- (нем.Ulmer Münster) расположен в красивом средневековом городе Ульм федеральная земля Баден-Вюртемберг. В 2015 году в списке популярных для туристов объектов ТОП-100 занял 60-е место .

Ульмский собор расположен в центре города на площади Мюнстерплац (нем.Münsterplatz). Это самый высокий собор в Европе и один из прекраснейших образцов готической архитектуры Германии. Собор в течение сотен лет является главной достопримечательностью города Ульм.

Колокольня собора является самой высокой в мире церковной башней и носит прозвище «перст Божий». Высота шатра колокольни составляет 161,53 м. Посетителям предоставляют возможность подняться на самый верх этого сооружения. Те, кто решился преодолеть 768 старинных ступеней, будут вознаграждены великолепным панорамным видом Ульма, а при хороших погодных условиях будут видны даже зеленые альпийские пастбища.

Ульмский собор виден с любой точки. Он красуется над городом, определяя его облик. С набережной реки Дунай открывается прекрасная панорама, где на фоне старинных немецких домов устремляется ввысь самый высокий в Европе шпиль готического собора.


Собор был заложен 30 июня 1377 года. Строительство Ульмского собора происходило в два основных этапа. Проект собора был разработан архитектором Генрихом Парлером: планировалось построить зальную церковь с двумя равновеликими нефами, одной западной башней и двумя башнями со стороны хора. Парлер успел возвести хор и нижние ярусы башен со стороны хора.

В последующие 150 лет на строительстве собора сменилось около 6 архитекторов, каждый из которых привносил свои изменения в первоначальный план. У собора появился третий неф, а также началось строительство главной башни, которая по замыслу архитектора Ульриха Энзингена должна была подняться на высоту 150 м. В 1543 году ввиду недостаточного финансирования, напряженной внутриполитической обстановки и начавшейся Реформации, строительство было заморожено. Главная башня собора на тот момент достигала в высоту 100 м, а башни хора – 32 м.

Второй этап строительства начался лишь через 300 лет. В 1844 году в соборе были проведены общие работы по укреплению конструкции, а также завершено возведение башен хора, а в 1880 году после подготовительных работ было продолжено строительство главной западной башни, которое было завершено 31 мая 1890 года установкой на ее шпиле крестоцвета. Высота башни составила 161,5 м. В таком виде собор и дошел до наших дней.

Во внутреннем убранстве собора интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый - витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. На витраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса. В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него - витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй Мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

Ульмский собор, витражи

Старинный южнонемецкий город Ульм расположен среди плодородных равнин левобережья Дуная, у подножия Швабских Альп, при слиянии рек Дунай и Блау. Некогда город-крепость и важный стратегический пункт, Ульм до сих пор сохраняет множество средневековых построек, имеющих большую историческую и художественную ценность.

Готический стиль пришел в Германию довольно поздно, и церкви, построенные до 1230-х годов, несут в себе еще черты романской архитектуры. Однако восприняв новые веяния, немецкие зодчие внесли свой вклад в развитие готики. Храмы, созданные в Германии в период господства этого стиля, отличаются своими ярко выраженными чертами. А одним из последних больших готических соборов Германии и стал собор в Ульме (строился в 1377-1529 гг.).

Собор в Ульме, история возведения

Первую церковь в Ульме заложил в 813 году Карл Великий, основатель Священной Римской империи. Она располагалась за чертой городских стен и в административном отношении была подчинена монастырю Рейхенау. К XIV столетию Ульм стал одним из богатейших городов средневековой Германии.

Среди его жителей росло недовольство духовной зависимостью от монастыря. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала осада Ульма войсками императора Карла IV. И хотя она была успешно отражена, горожане были крайне недовольны тем, что за все время военных действий они были отрезаны от своей церкви, остававшейся за пределами городской территории.

И в 1377 году ульмские бюргеры пошли на беспрецедентный шаг: они по камешку разобрали церковь и за шесть недель собрали ее заново - уже внутри городских укреплений.

В том же самом году бургомистр Ульма заложил краеугольный камень в основание нового собора, посвященного Деве Марии, - «Unser lieben Frau» («Нашей любимой Госпоже»).

Строительство Ульмского собора растянулось на полтысячелетия и завершилось лишь в 1890 году. В его строительстве приняли участие знаменитые династии архитекторов, которые своим творчеством определили характер немецкого зодчества XIV-XV веков.

В начале строительства здесь работали Хайнрих Парлер с сыном, затем их сменили мастер Ульрих из Энсингена и его сын, потом здание расширял Буркхарт Энгельберг, а в конце XV века храм был в основном закончен мастером Матеусом Бёблингером.

Западную башню, квадратную в основании, в начале XV века начал строить Ульрих фон Энсинген. Поощряемый тщеславием горожан, он задумал возвести гигантское сооружение, которое должно было превзойти самую высокую в те годы башню собора в Страсбурге. В 1474 году работу продолжил Матеус Бёблингер. В начале XVI века работы были прерваны и башня осталась недостроенной. Лишь в 1840-х годах работы по ее завершению возобновились.

В 1844-1890-х годах башню увенчали дополнительный восьмигранный ярус и массивный ажурный шатер, возведенный по старым чертежам Матеуса Бёблингера.

Сегодня высота западной башни Ульмского собора составляет 161,5 м, и она является самой высокой церковной постройкой в христианском мире. Знаменитые башни-близнецы ниже ее по высоте на 4 м.

Собор в Ульме, архитектура и интерьер

Гигантская западная башня определяет облик всего сооружения. Две башни восточного фасада, сооруженные в конце XIV века и не менее живописные (их высота составляет 84,5 м), теряются в великолепии своей могучей «сестры».

На вершину башни ведет очень узкая винтовая лестница, на которой с трудом могут разойтись два человека. Однако усилия того, кто решится преодолеть 768 ее ступеней, будут вознаграждены: перед его глазами откроется великолепная панорама Альп.

Начатый как зальная церковь, собор в ходе строительства приобрел форму базилики. Его внешняя длина составляет 140 м, ширина - 48 м. Из-за недостатка строительного материала использовалось сочетание камня с кирпичом.

Первым был возведен хор, затем центральный неф высотой 41 м и протяженностью 123 м. Несколько позже были пристроены боковые нефы. Общая ширина всех нефов составляет 44 м и выглядит огромной в сравнении с длиной храма.

Отсутствие окон верхнего ряда в центральном нефе первоначально компенсировалось высокими окнами в боковых нефах, украшенных узорными переплетами. В начале 1500-х годов боковые нефы были разделены тонкими колоннами, и таким образом собор стал пятинефным.

При этом освещенность центрального нефа ухудшилась, и он выглядит значительно более темным, чем другие готические постройки. Однако благодаря внушительным размерам - собор способен одновременно вмещать до 30 тыс. человек - в интерьере господствует ощущение свободного пространства. Отсутствие трансепта и простота внутреннего убранства усиливают это впечатление.

Особого внимания заслуживает тимпан главного (западного) портала собора (1380). Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь – миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.

Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора).

Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых – святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.

Стены собора, подобно Ноевому ковчегу, украшают изваяния животных, рыб и птиц со всего мира.

Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма. Северо-восточный портал, Реформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых.

На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора – юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.

Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый — витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. На витраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса.

В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него — витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

Главная драгоценность собора - знаменитые резные сиденья в хоре, представляющие собой лучшие образцы средневековой немецкой деревянной скульптуры. Они созданы в 1469-1474 годах в мастерской Йорга Сирлина Старшего, где работали выдающиеся мастера швабской школы.

В основе резного оформления скамей лежит единый замысел. На балдахинах над скамьями размещены рельефные изображения персонажей Нового Завета и святых: на северной стороне - мужского пола, на южной - женского.

Ниже, на спинках кресел, вырезаны фигуры ветхозаветных пророков. Сами сиденья украшены бюстами языческих философов Древнего Рима и Греции. Вот уже шестое столетие ведут здесь свой нескончаемый диалог Сенека и Цицерон, Птолемей и Пифагор. Их образы индивидуальны и отличаются большой экспрессией.

Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521) В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство – дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в приделе — Тайная вечеря.

На колоннах, отделяющих центральный неф от боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены. Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них - пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли. В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).

В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая. Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.

Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.

Гордостью Ульмского собора является самый большой в Германии орган, созданный в 1856 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.

Готические соборы отличаются узкими башнями устремленными высоко в небо, помпезно украшенными фасадами и окнами, которые сами по себе имеют эстетическую ценность. В Европе довольно много готических сооружений, но все-таки из общего количества выделяется несколько самых величественных сооружений. К таковым относят самый высокий в мире Ульмский собор, находящийся на территории земли Баден-Вюртемберг.

Спорный статус храма

Собор интересен уже своим названием. Дело в том, что официально Ульмский собор – это обычный городской храм, ведь резиденция Вюртемберского епископа располагается в Штутгарте. Однако и местные жители, и путешественники на это особого внимания не обращают: красота сооружения и значимость для всей страны от его статуса не меняется.

История возведения Ульмского собора

Строительство церкви началось в 1392 году по проекту Ульриха фон Энсингена. Спустя 13 лет, к 1405 году, большая часть храма уже была возведена, и даже состоялось его освящение. Но своды оказались настолько тяжелыми, что боковые нефы просто не выдержали нагрузки. В разрушенном состоянии Ульмский собор простоял вплоть до 1543 года, когда лютеране объявили его своей церковью. Они возобновили работу над зданием, возвели 100-метровый шпиль, однако и их поджидал провал из-за финансовых трудностей. В итоге строительство завершилось окончательно только лишь в 1890 году.

Самый высокий собор в мире

С конца XIX века храм не изменил свой внешний вид и удерживает статус самого высокого в мире собора с высотой 161 метр. На нижней части шпиля (143 метра) обустроена смотровая площадка, до которой нужно добираться по 768 ступеням. Это нелегкое занятие, но результат того стоит: весь город оказывается у вас как на ладони. Чтобы насладиться видами на местные дома и протекающий внизу Дунай, придется заплатить 3,5 €. Вход в само здание абсолютно бесплатный.

Городские легенды про Ульмский собор

На крыше Ульмского собора расположилась скульптура воробья, который держит в клюве веточку. Такая необычная для церквей птица установлена на верхушке в знак уважения воробьям за подсказку, как провезти массивные бревна через маленькие городские ворота. Во всяком случае, именно так гласят городские легенды. Отметим также, что именно воробей является почетным символом города.

Кафедральный собор Ульма, или Мюнстер, – один из известных в Германии памятников архитектуры. Он является одной из визитных карточек Ульма. Его стройные шпили тянутся к небу изо всех сил, самая высокая точка отмечена на уровне 161,5 метров.

Если говорить с исторической точки зрения, то Мюнстер в разные периоды своего строительства успел повидать многое. Первый камень был заложен в далеком 14 веке, а окончание строительства пришлось на бурное и насыщенное событиями 19 столетие. Руководство строительством изначально осуществлял Ульрих фон Энсинген, который известен своей невероятной точностью в расчетах. Центральная часть Мюнстера была возведена достаточно быстро, за период с 1392 по 1405 годы, а вот с боковыми нефами – а собор является пятинефным – было сложнее: своды не выдерживали нагрузки, потому их строительство было на время прекращено.

Стоит сказать также, что шпиль собора далеко не сразу был таким высоким. К примеру, в те времена, когда Мюнстер оказался в руках у лютеран, они достроили его в высоту и шпиль достиг стометровой отметки. А вот окончательные изменения появились уже в 19 веке, тогда же собор обрел свой нынешний вид. Среди настоящих шедевров здесь отмечают уникальные витражи, а также знаменитые хоры, вырезанные Йоргом Сирлингом-младшим. Последние знамениты тем, что построены из дуба, который полтора столетия вымачивался в водах Дуная и приобрел поразительную крепость. Стоит обратить внимание и на скульптуры Ганса Мульчера, одна из которых - Христос-страдалец - украшает главный портал собора.

Завершает всю гениальную композицию скульптура воробья: незаметная на первый взгляд птичка имеет огромное значение в истории всего города. Согласно легенде, именно воробышек показал строителям, как же стоит проносить огромные бревна для строительства через ворота, которые были сделаны слишком узкими. Трудолюбивая птичка носила соломинки для своего гнезда, располагая их поперек, а не вдоль, и именно такой способ позволил строителям обеспечить Ульм материалами для возведения домов. Теперь воробей уютно расположился на крыше Ульмского собора, наблюдая за жизнью города с огромной высоты.

Знаменитый Ульмский собор больше всего известен как самый высокий в мире. Однако его исключительность этим не ограничивается. История этого сооружения включает в себя строительство длиной в несколько столетий.

Статус собора

Средневековый Ульмский собор был заложен в 1377 году. Он был задуман как католический храм, однако когда в Европе началась Реформация, сооружение перешло к лютеранам. Основное строительство закончилось в 1382 году, когда здание освятили. Именно с того времени в нем беспрерывно проходят службы.

Церковь называют собором, однако фактически это не так. Подобный статус дается зданию, если в нем есть резиденция епископа. Но в случае с Ульмом местный первосвященник живет в Штутгарте. Это противоречие возникло еще в Средневековье. Тем не менее Ульмский собор все равно называется именно так благодаря колоссальным размерам, которые поражают воображение.

Причина строительства

Интересно, что Ульмский собор построили, потому что внутри городских стен не было работающей церкви. Единственный храм находился за пределами оборонительных сооружений.

Это означало, что во время осады жители не могли попасть в церковь. Такие случаи были не редкими, потому что средневековая Германия часто становилась театром военных действий. Например, в 1376 году Ульм осадил чешский король Карл IV, который в то же время был еще и императором Священной Римской империи.

Чтобы избежать подобных ситуаций, когда окруженные граждане не могли помолиться в положенном месте, и был возведен Ульмский собор в Германии. Кроме того, жители города часто конфликтовали с ближайшим монастырем Райнехау. Именно ему принадлежала церковь, расположенная на посаде.

Несмотря на то что в Ульме в XIV веке проживало всего лишь десять тысяч человек, была организована успешная кампания по сбору денежных средств на строительство нового собора. Как говорилось выше, закладка произошла в 1377 году.

Первоначальный проект

Так как строительство было грандиозным, было решено осуществить его в два этапа. Первым архитектором собора был Генрих Парлер. Он стал автором проекта, согласно которому планировалось возвести церковь с двумя одинаковыми нефами, а также несколькими башнями. Однако Парлер успел построить только нижнюю часть сооружения. Это и был будущий Ульмский собор. История его строительства отличается длительностью и многочисленными задержками. Так, например, за первые 150 лет с момента закладки у собора сменилось 6 архитекторов. Кто-то отказывался от строительства из-за сложности проекта. Другие попросту умирали от старости, так и не дождавшись окончания работ.

Сложная судьба собора

Из-за смены архитекторов менялся и первоначальный план сооружения. У него появился третий неф. Также в XVI веке было решено возвести высокую башню, которая должна была стать колокольней. Именно эта часть собора является самой высокой, достигая 161 метра.

Строительству храма помешали религиозные войны, начавшиеся в Германии в Новое время. Многие жители страны были недовольны Католической Церковью и ее порядками. Выразителем этих настроений стал теолог Мартин Лютер, по фамилии которого сегодня называется одно из направлений в протестантизме. Конфликт обернулся кровопролитными войнами, самой известной из которых является Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.).

Из-за недостатка денег и напряженной ситуации в стране на протяжении более трехсот лет оставался недостроенным Ульмский собор. Высота его башни в XVI веке достигала 100 метров.

Завершение строительства

Второй, финальный этап строительства начался в 1844 году. Были приняты меры по укреплению несущих конструкций. Боковые нефы могли не выдержать тяжести всей постройки, потому что с самого начала они не были рассчитаны на такую ношу. Тем не менее подготовительные работы были проведены успешно, и в 1880 году началось строительство западной башни.

Оно продлилось еще десять лет. В 1890 году на самом высоком шпиле был установлен крест, который находится там и сейчас. Эта символическая церемония означала окончание многолетнего строительства. Так был возведен Ульмский собор. Архитектура здания относится к Он достался церкви еще со времен средневековья, когда подобная эстетика была распространена в Западной Европе. В XIX веке это был уже рудимент, однако именно подобная исключительность помогла собору обзавестись собственным всемирно узнаваемым образом.

В 1890 году Германия уже была объединена вокруг прусского королевства. Открытие огромной церкви стало общенациональным праздником. Ульмский собор, описание которого есть в каждом путеводителе по Германии, и сейчас желанное место для туристов.

Характеристики собора

До того как в нем были установлены скамьи и другие элементы интерьера, здание могло вместить в себя около двадцати тысяч человек. Длина собора - 123 метра, ширина - 49 метров. Сооружение состоит из трех нефов: одного центрального и двух боковых. Главная часть храма имеет высоту 41 метр. Два боковых нефа в два раза ниже.

Художники, ответственные за украшение собора, оставили после себя многочисленные картины на библейские мотивы. Главной композицией является сцена, изображающая сотворение мира. Встречаются и сюжеты из Евангелия, например, Страсти Христовы.

Колонны, которые являются основанием всей постройки, украшены барельефами святых и апостолов. Есть внутри нефов и различные скульптуры. Всеобщее внимание посетителей привлекает статуя Христа, которая была создана еще в XV веке.

Таким образом, в Ульмском соборе объединились усилия множества поколений. Здесь есть свидетельства и памятники самых разных эпох - от далекого средневековья до современности.