Храм Пура Бесаки – главный храм Бали. Черный лавовый храм пура бесаких у подножия вулкана агунг на бали Пура бесаких храмовый комплекс расположенный

Пура Бесаких — это целый комплекс храмов, выстроенных на склонах священного вулкана Агунг. Когда-то молиться здесь имели право только раджи, а теперь каждая община Бали стремится иметь в Бесаких собственное святилище…

Официально Пура Бесаких состоит из 22 храмов: трех больших и 19 поменьше. Фактически же комплекс состоит из кучи часовен, святилищ, храмиков и храмов, разобраться в которых под силу только местному жителю.

Считается, что строительство комплекса началось в XIV веке, но какие-то святилища наверняка были здесь и гораздо раньше. Посвящен весь комплекс индуистской «троице» Тримурти — Шиве, Вишну и Брахме.

Несмотря на свой священный статус, Бесаких не удалось избежать разрушительных сил балийской природы. В 1917 году храмы сильно пострадали во время мощного землетрясения, а извержение балийских вулканов 1963 года только чудом обошло Бесаких стороной.

В Lonely Planet и других путеводителях большое внимание уделено развившейся вокруг Бесаких индустрии обдиралова белых мистеров. Впрочем, бывавшие в Индии могут спать спокойно: ухищрения балийцев — детский сад по сравнению с индусами.

Начинается все у билетной кассы, где оказывается, что прокат обязательного саронга не входит в стоимость билета, как во всех остальных храмах, а производится за отдельную плату. Длинные брюки также не удовлетворяют местных блюстителей нравственного порядка, так что после непродолжительной торговли нам пришлось взять саронги по 5 тыщ ($0,5) рупий за каждый.

Дальше дорога к храму идет сквозь строй разномастных торговцев, предлагающих вареную кукурузу, салак, чипсы, воду и черта лысого на сдачу. Тут же подскакивают девчонки с «прокатными» зонтиками (вот они и были пожалуй самыми назойливыми) — в плохую погоду бизнес у них идет хорошо.

У самого начала первой лестницы сидит компания местных «пацанчиков», которые, без особого впрочем энтузиазма, вешают всем проходящим мимо лапшу, что они есть специальные «temple guard» и без них типа на территорию храмов проход запрещен. Все это естественно полная брехня, балийские индуисты в отличие от своих индийских братьев по вере, религиозным шовинизмом не страдают. Иностранцы могут свободно проходить на территорию храмов, будучи нормально одетыми и не мешая проведению церемоний. Проход «неверным» закрыт только в самые внутренние святилища.

В хорошую погоду «Верховная Гора» Гунунг-Агунг выступает фоном для всего комплекса храмов. Но мы опять приехали в плохую погоду и Агунг нам так ни разу и не показался. Впрочем, мы его уже видели во всей красе во время .

Вот здесь вместо серого марева должен быть плюшевый зеленый склон вулкана.

Сдаемся и берем напрокат зонтик — с погодой опять повезло, так повезло.

Вот под этой живописной главной лестницей ошиваются эти самые гиды-охранники, навязывающие свои бесценные услуги каждому встречному и поперечному.

Местным, понятно, никакие гиды не нужны — разве что в качестве рабочей силы для переноски здорового короба с подношениями.

Раз на главную лестницу не пускают, обходим ее стороной. По склону горы вверх идет несколько дорожек, огибающих все храмы и сплетающихся в один лабиринт.

Заглядываем во двор одного из больших храмов. Там из бамбука строят какие-то ритуальные «домики для духов».

Каждый балийский храм состоит из трех дворов-оград, построенных «один в другом». По территории храма гулять совершенно не возбраняется, главное — не мешать проведению церемонии.

Здесь же под одним из навесов хранятся инструменты гамелана — традиционного индонезийского оркестра. Его звуки сопровождают любую религиозную церемонию или праздник на Бали.

Основа гамелана — это ударные инструменты: гонги, ксилофоны и барабаны. Вторую партию исполняют что-то вроде гуслей и флейта.

Вдоль дороги народ продает воду, вареную кукурузу и прочий нехитрый перекус.

Кукуруза пошла!

Храмы комплекса плавно перетекают в обычную деревенскую застройку. Наверное, кармически очень верно жить в таком месте =))

А мы все продолжаем постепенно вползать в самое облако, по дороге заглядывая во дворики разных храмов.

Там жизнь идет своим чередом — прихожане молятся, священники принимают подношения.

А прикормленные и наглые духи — эти подношения планомерно уничтожают.

Время от времени сквозь дырки в тучах все-таки выглядывает солнышко и насквозь промокшие соломенные крыши получают шанс немного просушить всю свою вековую плесень.

Наконец, поднимаемся на самый верх, ближе всего к священной вершине. Тамошний храм совсем увяз в тумане, дождь прекращает капать сверху и просто пропитывает всю одежду насквозь. Камни храма тоже будто пропитаны влагой.

На них буйно растет и цветет всякая зеленая растительность.

Пейзажи абсолютно миядзаковские — все поверхности покрыты толстым шерстяным мхом-лишайником.

С лестницы храма можно взглянуть на весь Бесаких и равнину внизу.

Половина, правда, опять оказывается скрытой в облаке.

Как следует пропитавшись облаком и замерзнув, спускаемся вниз. Вдоль дороги тянутся весьма унылые, учитывая погодные условия, сувенирные лавки.

Позолоченные шпили пагод упираются в туман.

Но стоит из этого тумана выскочить, как оказывается, что внизу светит солнце и вообще вполне приятная погода.

На этом наверное серию постов о прекрасном Бали прошу считать оконченной, на очереди — продолжение прерванного рассказа о нашей самоходной экспедиции в Мьянму.

Сегодня мы заглянем в одно из впечатляющих мест на Бали – храм Бесаких (Pura Besakih), что расположился в восточной части острова. Прогуляемся по вечернему храму, переночуем в отделе балийской полиции, и покажем фотографии раннего рассвета в храме. Но сначала туда нужно добраться… с этого и начнем.

Храм Бесаких (Pura Besakih).

Дело было к вечеру, мало того, что транспорта в ту сторону в принципе было меньше, да и те, что проезжали не сильно стремились нас подбирать. Наконец перед нами встало какое-то “корыто”, по другому сие чудо на колесах было не назвать. Внутри уже сидело человек 5. Когда открылась дверь мы хотели уже отказаться, но балийцы с улыбкой приглашали нас сесть в машину. Хм, что ж, в бывало и похуже:).

Стоимость и условия входа в храм.

До храма Бесаких добрались уже в сумерках. И не успели вылезти из машины, как тут же к нам подъехал на байке какой-то балиец и сообщил, что он кассир в храме и уже едет домой. Если мы хотим еще успеть посмотреть храм, то должны купить билет. Мы купили всего 1 билет за 15 000 рупий, по которому в последствии прошли оба: сначала к храму пошла я, а затем Андрей. Хотя по факту тот билет никто не проверял (возможно, из-за нашего позднего визита), но многие советуют иметь билет при себе, дабы не нарваться на какое-нибудь местное разводилово, коих здесь достаточно

На форумах пишут, что уже на входе туристов встречают приставучие гиды, которые уверяют, что дальше главной лестницы без их услуг в храм не пройти. Если ваша группа до 4 человек, можно нанять гида (по желанию), обойдется это от 40000 рупий. Правда за качество полученной информации я бы не ручалась, и даже не потому, что не интересно, а потому, что с языками туго. Уж лучше взять . А если гид не нужен, как нам, например, то можно послать его джунглями и пройти к храму не по центральной, а по одной из боковых лестниц, где нет разводил.

Первой к храму пошла я. Во-первых, народу там уже было мало, и какой-то одинокий гид гулял возле главной лестницы, он попытался предложить свои услуги, но я вежливо отказалась, на этом дело кончилось.

Во-вторых обязательным условием посещения Бесаких является наличие саронга (юбка). Если туристы приезжают к храму без него, то приходится брать саронг в аренду на входе. Опять же по факту это бесплатно, но жадные до денег торгаши и здесь умудряются содрать порядка 20 000 рупий, поэтому лучше прихватить с собой какой-нибудь длинный шарф или платок. Лично на мне были обычные длинные разноцветные штаны и никаких претензий по данному поводу я не услышала. А после меня Андрей прошел в храм, повязав вокруг бедер мой платок.

Теперь немного о самом храме Бесаких, называемый местными «Матерью храмов». Культовый комплекс Бесаких расположился на склоне вулкана Агунг, растянувшись на 3 км, в который входит три отдельных двора.

Первый двор Пура Бесаких.

Первый двор самый большой, чтобы туда попасть, нужно подняться по лестнице из 52 ступеней. Что я и сделала с превеликим удовольствием.

Лестница украшена с обеих сторон скульптурами божеств, а в конце ее «расколотые ворота» – символ вселенской горы, разделенной на две части.

Отсюда неплохой вид.

Сам первый двор символизирует мир людей и является как бы прихожей. Здесь ведется подготовка к церемониям и сюда открыт свободный доступ всем путешественникам.

Ничего интересного тут я не заметила, кроме последних покидающих храм прихожан в красивой одежде. Основные же постройки расположены во втором и третьем дворах.

Второй двор Пура Бесаких.

Второй двор играет роль пограничной зоны, разделяющей два мира – богов и простых людей.

Сюда ведут большие украшенные декорациями ворота.

Здесь мы сначала ползали в потемках, а утром Андрей умудрился по приставной лестнице подняться к одному из тронов.

Вид оттуда так себе. Виной тому густой туман.

Внутри двора обычно проводят религиозные обряды с сопровождающим оркестром и различными павильонами. Тут же имеется троны для божеств, где принимаются дары от прихожан. Рядом расположен павильон, где вместо стен 24 колонны – место для молитв.

Третий двор Пура Бесаких.

Очередная лестница и вот он третий двор – символ мира божеств. Территория похожа на террасы, как бы возвышаясь одна над другой. В этом дворе находятся многоярусные башни, больше похожие на пагоды, по местному называются меру (meru) с симпатичными черными шапками. Нечетное количество ярусов на башнях (от 3 до 11) говорит о принадлежности к определенным богам. Логично предположить, что чем выше башня, тем более почитаемый бог. Одна из башен, кстати, служит сокровищницей храма с документами и летописями Бесаких.

Самое красивое место храма Бесаких – это верхние ярусы, откуда открываются роскошные панорамы, особенно на рассвете. Именно в это время суток нам удалось туда забраться.

Правда сначала пришлось заночевать в офисе полицейских практически у самого храма. Как так вышло? Читаем ниже…

Необычное жилье у храма Бесаких.

Как только стемнело, остро встал вопрос жилья. Ехать от храма не было никакого смысла, да и не на чем. Поэтому, прихватив рюкзаки, мы отправились в обход храма, плутая тропами через пустые сувенирные лавки в поисках подходящего места для ночлега.

Пару раз нам встречались какие-то хижины, где мы пытали счастья у местных, но те в один голос отправляли нас к полицейским. Что ж, к полицейским, так к полицейским. Офис участка находится практически на въезде к храму Бесаких, так что особого труда найти их не составило. Напрашиваться к ребятам в форме было как-то глупо, поэтому мы просто зашли узнать, не знают ли они, где здесь можно укромно воткнуть палатку. Полицейских было двое, сначала пошли стандартные вопросы типа “кто? куда? откуда? зачем? и почему?”, а потом предложение поспать прямо у них в участке.

Нас этот вариант не слишком вдохновил. Присмотрев под окнами неплохой ровный участок, мы попросили разрешения поставить палатку там. А за горячей водой к чаю можно “в гости” и так зайти. На этом и порешили. Единственное неудобство, утром пришлось вставать ни свет ни заря до прихода новой смены. Зато появилось место, где можно было оставить тяжелые рюкзаки, чтобы прогуляться по пустынному храму Бесаких вдвоем с фотоаппаратами наперевес.

Надо признать, что гулять по пустому храму куда интереснее – ни тебе приставучих гидов, ни местных верующих, даже “дворники” появились только когда солнце взошло.

Естественно, что при таких условиях ни о какой плате за вход и речи быть не могло. Мне кажется, что мы заглянули везде, где только можно было.

А рассвет встречали на самой верхней платформе, когда первые лучи солнца только-только начали задевать макушки многоярусных “меру”. Так и просидели здесь до полного рассвета в полной тишине. Наверное я бы даже порекомендовала посетить храм Бесаких именно в это время суток, чтобы прочувствовать атмосферу.

Когда в храме стали появляться первые люди, было решено сворачиваться, то есть забирать вещи и ехать в обратный путь. На Бали изначально предполагалось провести не много времени. Все таки это довольно туристический остров, а это не слишком интересно. Вулканы лучше посмотрим на Яве. Кстати, сегодня была задача . Ну что, поехали? А с вами, дорогой читатель, увидимся в следующий раз.

Пура Бесаких – это главный индуистский комплекс храмов, расположенный на юго-западном сколе священной горы в старинной деревне Бесаких. В переводе с балийского языка Pura Besakih означает Храм Матери, который, как и гора Агунг считается одной из красивейших святынь острова Бали. Он является единственным храмом на всем острове, который постоянно открыт для людей любого вероисповедания и национальности. Расположена эта святыня довольно высоко – тысяча метров над уровнем моря, что сказывается на частом выпадении осадков.

Здесь также расположен целый комплекс для служения и жития монахов, в состав которого входят:

  • кути;
  • помещения хозяйственного назначения;
  • участки для проведения боев с участием петухов;
  • амбарные помещения, в которых хранится зерно;
  • большое количество сигнальных башен;
  • оригинальные скульптуры Шивы, Вишны и Бхармы;
  • а также одна из достопримечательностей комплекса – уникальные троны, выполненные из натурального камня.

Благодаря очень влажным климатическим условиям, стены храма местами поросли зеленым мхом, что придает этому удивительному месту сказочный вид. А окружающий его пейзаж, который представляет собой огромное количество зелени, рисовых полей, рек и гор просто захватывает дух.

Если верить преданию, то храм Пура возведен в XI веке объединенными силами всех королевств, что объясняет наличие многочисленных и различных по назначению и структуре храмов, принадлежащих отдельным кланам. Огромное количество лестниц, ведущих наверх к необыкновенно сказочным постройкам, создают необычайное впечатление от этого места. Насчитывается всего 22 храма, из них храмы Шивы, Вишны и Брахмы — самые высочайшие и величественные. По всей территории комплекса располагается множество удивительной красоты скульптур и статуй, ниже представлены фото, некоторых из них.

Посмотреть расположение всех построек, включая храмы, можно на карте:

Вся территория храма Бесаких разделена на три основных двора:

  1. Первый двор – это главным вход в храм, который называется чанди бентар, представленный в виде расколотой на две части пагоды, украшенной различными резными узорами, которые просто приковывают к себе взгляд.
  2. Во втором дворе расположены помещения хозяйственного назначения и уникальные скульптуры богов. По вере местного населения, именно в этот двор приходят боги для того, чтобы принять возносимые им дары и подношения на алтаре и жертвеннике. В промежутке между первым и вторым двором расположен роскошный комплекс башен, имеющих вид пирамид, являющийся воротами для богов. Туристы не имеют права проходить здесь. Чтобы попасть с первого во второй двор, приходится протискиваться через узкие проемы между стенами построек.
  3. Третий двор является особенным, так как здесь расположен всевеликий трон Духа святой горы Агунг, который является главной реликвией храма.

Зачастую на территории Бесаких возводятся небольшие шатры с соломенной крышей, под которыми собирается оркестр и исполняются музыкальные композиции национального характера. Кроме того, здесь постоянно проходят торжественные церемонии, поэтому вся территория украшена цветными зонтами, статуи и священные деревья облачены в саронги, на столах разноцветные скатерти. В официальные дни прохождения церемоний в храме очень многолюдно, что немного нарушает царящую здесь идиллию. Зато в такие дни можно принять участие в необычных обрядах, подношениях, оценить всю прелесть национальных обычаев и традиций.

Возле входа в храм расположены торговые лавочки, где можно приобрести памятные сувениры и подарки. Также неподалеку находится ресторан, в котором можно испробовать все изобилие вкусов местной кухни.

Храм Бесаких - самый главный храм на Бали

Храм находится на высоте 1000 метров над уровнем моря, в деревне Бесаких (Besakih). Название Бесаких происходит от Wasuki, которое с санскрита означает «поздравление». Пура Бесаких находится на юго-западном склоне священной горы Агунг, и это накладывает на храм особый статус.

В балийской древней рукописи Лонтар гору Агунг часто называют «Langkir», что обозначает «дом могучего духа». Гора Агунг является символом горы Меру, оси мира и места нахождения единого бога , а пура Бесаких - храм для молитв, в непосредственной близости от богов.

Храм Бесаких (Pura Besakih) называют матерью всех храмов, он является самым большим храмовым комплексом и центром поклонения индуистской религии на Бали. В комплекс Бесаких входят более 20-ти связанных между собой храмов, они расположены на 6-ти уровнях.

История храмового комплекса Pura Besakih насчитывает уже много веков, точные даты не ясны, и данные по возрасту храмового комплекса отличаются в разных источниках.

Интересно, что каменные основы одного из главных храмов комплекса - Pura Penataran Agung (и нескольких других храмов) напоминают мегалитические ступенчатые пирамиды, такие сооружения находятся в разных точках нашей планеты, чаще всего рядом с морским побережьем, и датируются от несколько тысяч лет до нашей эры.

Кстати, мегалитическую архитектуру в России представляют дольмены. Первое упоминание о храмовом комплексе Бесаких в документах датировано 1284 годом. В то время, когда яванские завоеватели поселились на Бали, это место уже использовалось для поклонения индуистской религии .

В 1963 году, во время извержения великого Агунга, лава остановилась в нескольких метрах от Pura Besakih, и храм не пострадал. Хотя, во время извержения вулкана, многие здания и сооружения были разрушены, вспомните водные дворцы в Карангасеме, от которых вулкан находится в часе езды на автомобиле.

Местные жители приняли чудесное спасение храма Бесаких за знак богов, и с тех пор, храмовый комплекс еще больше почитается.

Не случайно Pura Besakih считается самым главным храмом острова Бали, ведь он первым входит в список шести сакральных храмов (Sad Kahyangan) и в девять защитных храмов по сторонам света (Kahyangan Padma Bhuwana), являясь центральным храмом острова.

Бесаких состоит из 18 общественных храмов и четырех вспомогательных храмов. Все храмы связаны между собой, имеют свое название и символизируют определенное божество. Например, Pura Gelap или храм молнии, представляет бога Ишвара (Iswara) находится на востоке, его цвет белый.

Pura Kiduling Kreteg (храм к югу от моста) - обитель Брахмы, цвет красный, находится на юге. Pura Batu Madeg (храм неподвижного камня) представляет Вишну, находится на севере, цвет черный.

Центральная часть храма Бесаких представляет главный храм Panataran Agung, здесь поклоняются Шиве, его любимый цвет белый. Три статуи украшают пространство этого храма - Вишну, Брахме и Шиве. Поэтому цвета в храме не только белые, а красные и черные.

Pura Kiduling Kreteg, Pura Batu Madeg and Pura Panataran Agung - эти храмы являются самыми крупными и представляют собой Тримурти - Брахма-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель. Земля, вода и воздух.

Есть нижняя группа из 11-ти храмов. Один из них (Pura Bangun Sakti) посвящен космической змее Наге, символизирует землю и её плоды. Pura Basukian представляет собой Basuki, космического дракона, который участвовал в истории пахтания молочного океана, для производства эликсира жизни Амрита, он символизирует воды земли.

Pura Manik Mas - здесь живет космическая черепаха, которая тоже принимала участие в получении святой живительной воды, поддерживая гору Мера на себе, чтобы та не утонула в молочном океане.

А вот что ещё интересно, на острове Бали в каждом городе, деревушке, селе обязательно присутствуют три храма: Pura Puseh - храм предков, Pura Desa - храм общины, Pura Dalem - храм мертвых .

Поэтому Бали считается островом 2500 храмов, потому что они тут везде (и даже в каждом доме обязательно есть фамильный храм) В храме Бесаких тоже есть все три традиционных храма - предков, общественный и мертвый, только служат они всему балийскому обществу в целом.

А справа от Pantaran Pura Агунг есть комплекс храмов, где чтят предков и род. Ещё есть храм, где чтят уважаемые на Бали кланы, например, храм династии Gelgel, которые правили в 15-16-го веке. В общем, все знаменитости собрались в храме Бесаких на Бали, и мы с вами посетим его тоже.

Мне пришла в голову интересная ассоциация, почему все-таки Бесаких называют материнским храмом? Да потому, что под его крышей собрались все боги, божества, духи предков и прочий невидимый мир. И живые люди, всех каст и сословий, приезжают в храм Бесаких для медитации и молитвы.

В целом, мусульманская страна, остров Бали – это цитадель индуизма. Местные верования и традиции являются смесью индийского индуизма, буддизма, малайских ритуалов и древнеяванского культа.

Также Бали известен, как «Остров тысячи храмов», сами балийцы говорят, что на острове храмов больше, чем домов, ведь в каждой деревне есть как минимум три храма:

  • Pura Desa – «храм деревни», построенный его первыми жителями, а поэтому расположенный в центре на главном перекрёстке, посвящен Браме-Творцу.
  • Pura Puseh – храм Вишну-Сохранителю и другим духам земли. В нём обычно проводятся церемонии, посвящённые плодородию.
  • Pura Dalem – посвящен Шиве-Разрушителю или его жене Дурге. В храме обитают души умерших, до кремации.

Кроме того, в , есть свой домашний храм. Если двор отсутствует или его территория мала, то такой храм с алтарем могут соорудить даже на крыше.

Есть на острове и основные главные храмы, про некоторые из них мы уже писали:

В этой статье мы расскажем о самом главном храме на острове – Пуре Бесаких, "матери всех храмов", что находится на северо-западном склоне священной горы Агунг (Gunung Agung)


Горы для балийцев служат обителью самых главных богов, на Бали есть четыре священные вершины – Агунг, Абанг, и Батукару.

Самая высокая гора острова – Агунг (3142 м), она и является главным объектом поклонения, это место обитания могущественного Батара Махадевы (воплощение Шивы).

Храм Бесаких построили более 1000 лет назад, а в 1917 году случилась трагедия – храм был практически полностью разрушен извержением вулкана, и на протяжении всего двадцатого века его восстанавливали по крупицам. Следующее извержение, в 1963 году, прошло для храм безболезненно.

Бесаких располагается на высоте 1 км над уровнем моря, поэтому после обеда его террасы затягивает облаками, которые удерживает Агунг. Так что, если хотите увидеть священную гору, отправляетесь к храму в ясную погоду рано утром – мы же были в храме в облачный день


"Храм" на балийском языке – "пура", место, окруженное камнями


Все балийские храмы построены по одному принципу, и представляют собой открытые прямоугольные дворы (пограничная зона между миром людей и богов – это основная территория храма),


с внутренними двориками (царством богов) с алтарем и жертвенниками,




Всё это располагается под открытым небом


Входные ворота обычно массивные и украшены резьбой, охраняют ворота статуи – защитники храма


Внешний двор от внутреннего отделён ещё одной стеной, с резными воротами


В каждом дворе от одного до нескольких шатров – бале (крыша-навес на четырех колоннах),


под такими шатрами собираются общины для обсуждений насущных вопросов


также в бале может располагаться оркестр.
Меру – многоярусные пагоды башни-пураны, в которых обитают боги


По числу крыш можно определить где чье жилье. Количество ярусов нечетное, максимум одиннадцать – это признак наивысшего уважения (для богини риса – Деви Шри и Шивы), а у Вишну и Брахмы – девять


Пура Бесаких представляет собой огромнейший комплекс из 22 храмов – трёх крупных: Penataran Agung (храм Шивы), Batu Madeg (храм Вишну) и Kiduling Kreteg (храм Брахмы) и 19 небольших


Из самого верхнего открывается вид на нижние храмы


Также на территории комплекса Бесаких, помимо храмов есть хозпостройки, амбары и площадки для петушиных боев – всё что нужно для комфортного проживания монахов.
Ну а для туристов,


практически на каждом пролёте лестницы,


а также прохладительные напитки


Считается, что боги посещают храмы только в , а в обычное время пагоды пустуют.

Именно поэтому в дни праздников балийцы стараются обязательно прийти в храм, на ,


Приходят целыми семьями,


приносят




и обращаются к богам с просьбами


и молитвами,


чтобы обрести мир и душевное спокойствие


но не везде в храме так многолюдно, в верхних храмах, даже в дни церемоний, пусто


спокойствие и благодать




Кое-где можно застать одиноких посетителей, общающихся с богами


В эти же дни храмы особенно преображаются - алтарь украшен зонтиками, а всем статуям повязывают саронги




Во внутреннем дворе храма, после церемоний балийцы устраивают , спектакли и музыкальные представления, основанные на древней мифологии, чтобы умилостивить богов. Мы не раз были свидетелями таких торжеств.

Про балийские ритуалы и церемонии можно почитать в наших статьях:

Самые главные и важные церемонии проводят в храме Шивы, например, каждые сто лет здесь отмечают Ekadasa Rudra (грандиозная церемония изгнания злых духов), а каждые десять лет – Panca Wali Krama, в октябре каждого года, в полнолуние – Piodalalan. Если вам доведётся побывать на одном из этих празднований, считайте это большой удачей 🙂

Полезная информация

Добраться до Пура Бесаких несложно – любой балиец подскажет дорогу, если вдруг заплутаете. Ну а если есть gps навигатор, то можно ехать по координатам: -8.37435, 115.450804

Просмотреть Бали на карте большего размера

Стоимость входа на територрию комплекса 15 тыс. рупий ($1,5). От парковки нужно еще около 1 км идти вверх по дороге, мимо сувенирных лавок


Если подняться по главной лестнице, то во двор храма, скорее всего, попасть будет сложно – у ворот дежурят назойливые гиды, предлагающие свои "услуги по сопровождению"


Они объясняют, что не индуистам запрещено ступать на территорию храма без сопровождения и, конечно, одни туристы верят, а другие, просто готовы заплатить за экскурсию


Некоторые вовсе внутрь не заходят, довольствуются видом со стороны, убранством лестницы и прогулкой вокруг вдоль храмовых стен, любуясь на местных