Люстра из костей в праге. Храм из костей. Превращение в уникальную достопримечательность

Вниманию слабонервным, защитникам веры и моралистам - чтобы правильно понять это место, нужно знать его историю!

КОСТНИЦА В ЧЕХИИ - церковь из человеческих костей (СЕДЛЕЦ, КУТНА-ГОРА)

На окраине города Кутна-Гора в местечке Седлец в Чехии находится уникальное сооружение - святое кладбище с вифлеемской землёй и знаменитый Храм Костница. Костница - это ни что иное, как часовня католического костела с костехранилищем. Но именно это костехранилище уникально и является единственным в мире . Это своеобразная дань уважения смерти и исторической памяти местных жителей, напоминание о бренности всего сущего, о быстротечности нашей жизни и о судном дне. Храм украшают останки 40 тысяч людей - здесь повсюду человеческие черепа и кости...

С улицы здание Костницы не особенно выделяется, за монастырским забором, около скромного кладбища стоит опутанная строительными лесами небольшая церквушка.

После эпидемии чумы и религиозных войн гуссистов места стало катастрофически не хватать, кладбище росло, но количество умирающих все равно было гораздо больше, чем могла вместить территория монастырской земли. Тогда было принято решение построить здесь же церковь с усыпальницей - так называемым костехранилищем. По факту усыпальница была обычным складом костей которые извлекались из старых могил, а освободившееся место на кладбище использовалось по второму и третьему кругу... Через некоторое время место в костнице закончилось, и тогда один из старых полуслепых монахов, решил привести в порядок кучи скопившихся костей, отбелил их в специальном дезинфицирующем растворе и бережно сложил в четыре огромных пирамиды.


Так и было вплоть до 1870 года, когда земля с Костницей перешла в владения семьи Шварценбергов. Они решили привести в порядок и облагородить старый склад костей и наняли талантливого резчика по дереву Франтишека Ринта, основной задачей которого стало создать из скопившихся костей внутреннее убранство костела. Четыре теперь уже символических пирамиды так и остались в центре храма, как напоминание о прошлых заслугах заботливого монаха.



Результаты работы Франтишека Ринта много лет впечатляют посетителей: с потолка свисают гирлянды костей и черепов...







В центре костёла - с потолка спускается огромная костяная люстра, в которой задействованы все косточки человеческого скелета в полном объёме:



В левой от входа в склеп части находится большой фамильный герб Шварценбергов, тоже из костей, разумеется:


Изначально на гербе отсутствовала деталь в правом нижнем углу - голова и ворон появились позднее, по заказу семьи, один из членов которой спас страну от нашествия турков, выследив и убив турецкого лазутчика. Именно его череп теперь украшает фамильный герб, где ворон довольно символично выклевывает глаза вражескому шпиону.

По бокам от лестницы находятся вазы и колонны из человеческих костей...



Даже герб города, герб монастыря и автограф мастера на стене выложены из того же материала. Вот почему Чешская Костница является уникальным и единственным в мире подобным сооружением. Костехранилища можно встретить и в других странах и городах - горы черепов, горы костей... Но нигде более в мире нет созданных в таком количестве предметов интерьера из человеческих костей.


Многие считают подобное отношение к останкам варварством и святотатством, однако храм находится ниже уровня земли, а значит фактически кости находятся в земле, в склепе, и захоронены по всем церковным канонам, плюс они были захоронены по всем правилам на кладбище ранее. Помещение хорошо освещается и проветривается, здесь регулярно проводятся службы и всегда горят свечи в память о всех, кто здесь захоронен. Все желающие могут оставить 4 кроны в ящике пожертвований и поставить свою памятную свечу.

Впечатления, конечно, неоднозначные. Но как по мне, так я лично после смерти предпочла бы быть подобным украшением, чем просто гнить в земляной яме. И не вижу здесь совершенно ничего оскорбительного.




Особо впечатлительным, беременным и людям с тонкой душевной организацией не рекомендуется. Для остальных часовня открыта 7 дней в неделю, с утра до вечера и без выходных. Стоимость взрослого входного билета около 100 крон. Фотографировать можно сколько угодно, но без вспышки. Здесь же можно купить исторические брошюры, магниты, монеты, футболки и другие сувениры с символикой Костницы.

ВНИМАНИЕ! Костницу в самое ближайшее время закрывают на несколько лет на реконструкцию!
Сама церковь и земли прилегающего к ней кладбища активно проседают под землю. Но в этом нет никакой мистики. Как и большинство зданий Кутна-Горы и Седлеца (подробнее в следующем посте), эти земли стоят на полых шахтах, несколько столетий здесь велась добыча серебра, и практически все окрестности испещеренны подземными туннелями и пустыми полостями, которые активно размывает подземными водами. Поэтому со временем происходит осадка земли и построенным на них зданий. И если Вы собираетесь посетить это уникальное место, то рекомендую сделать это в ближайшем будущем.

Режим работы: Ноябрь - Февраль с 9:00 до 16:00, Октябрь и Март с 9:00 до 17:00, Апрель - Сентябрь с 8:00 до 18:00.

КАК ДОБРАТЬСЯ ИЗ ПРАГИ В КУТНА-ГОРУ?

* ПОЕЗДОМ: От главного железнодорожного вокзала до станции Kutná Hora hlavní nádraží - 73 км, это примерно 1 час пути. По расписанию из Праги первый поезд отходит в 5:16, а последний - в 23:16. В обратном направлении - в 5:00 и 22:24. Стоимость билета примерно 3 евро (если покупать его заранее). Уточнить расписание, стоимость и купить билет можно через единый сервис idos.cz

* АВТОБУСОМ: от автовокзалов ÚAN Florenc и станции метро Praha Háje до автобусной станции Kutná Hora autobusové stanice маршруты ежедневно с 6:00 до 22:00. В обратном направлении - с 4:50 до 20:22. Некоторые маршруты предполагают 1–2 пересадки, это около 65 км, время в пути примерно 1,40-2,00 часа. Цена билета на прямой маршрут в одну сторону около 2.50 евро, поездка с пересадкой 2.2 евро. Расписание, тип маршрута, стоимость билета и покупка возможна также через единый сервис idos.cz.

* С ЭКСКУРСИЕЙ: в агентствах у часов Олрой в центре Праги экскурсия в небольшой группе на 15-20 человек с русскоговорящим гидом-историком на целый день, с посещением Кутна-Горы, Костницы в Седлеце и какого-нибудь чешского замка обойдется примерно в 35 евро.

В 80-ти километрах от Праги находится город . В его предместье Седлеце расположен один из самых уникальных храмов в мире – Кладбищенский костел всех Святых, больше известный как Костница (Kostnice v Sedlci). Традиция хранить кости усопших в часовнях была распространена в Средневековье. Но в этом храме они не просто сберегаются – из останков сделана основная часть внутреннего убранства.

История удивительной церкви

Костел всех Святых был построен в 1400 году в центральной части кладбища при цистерианском монастыре в Седлеце. Но мистическая история этого места началась намного раньше.
В 1278 году аббат Генрих, служивший в монастыре, был послан Отакаром II в Иерусалим. Оттуда он привез немного земли, взятой с Голгофы, и разбросал ее по кладбищу. В итоге это место получило невероятную популярность не только у чехов, но и среди жителей центральной части Европы. Все хотели найти свой вечный покой именно в седлецком некрополе с его святой землей.

События следующих ста с лишним лет – войны, наводнения и многочисленные эпидемии – привели к тому, что кладбище существенно увеличилось в размерах. В начале XV века с целью освобождения мест для новых захоронений давно погребенные останки извлекали и складывали в усыпальнице костела.

К 1500 году костей накопилось огромное количество. Считается, что именно в тот период появились первый предметы интерьера из останков. По легенде, их создал полуслепой монах.

Вместо того чтобы просто сбрасывать скелеты в склеп, он отбелил их в хлорном растворе и стал использовать в качестве материала. В результате в усыпальнице возникло две центральных и четыре угловых пирамиды, венчавшихся большими коронами. Спустя некоторое время после окончания своих трудов монах умер.

В начале XVI века костел перестроили. По замыслу архитектора Сантини к зданию добавили новый вход и переделали верхний ярус в барочном стиле. Затем больше 150 лет храм был закрыт.


В 1870 году костел и земли вокруг него выкупили представители знатного рода Шварценбергов. Они решили изменить интерьер собора и наняли на работу Франтишека Ринта – виртуозного резчика по дереву. Он создал тот декор из костей, который сохранился до наших дней.

Жизнь и смерть в интерьере костела

Внешне Кладбищенский костел ничем не выделяется: мрачноватое готическое здание со строгими линиями, арочными окнами и несколькими узкими башенками. Но зато его внутренне убранство поражает воображение.

Кресты, иконостас, потолочные украшения, арки, гирлянды, отделка сводов, дарницы возле алтаря, вазы – все это выполнено из обработанных человеческих костей. Самыми примечательными являются колонны в виде колоколов из черепов высотой больше 1,5 метров и гигантская люстра, свисающая с центральной части нефа. Она содержит экземпляры каждой части скелета и крепится к потолку с помощью челюстей.

В центре собора стоит четыре обелиска, декорированных черепами. На одной из стен помещения расположен филигранный костяной герб семьи Шварценбергов, а также автограф Ринта, выложенный из останков. По разным данным на отделку храма ушло от 40000 до 50000 костей.

Кладбищенский костел всех Святых – храм с удивительной атмосферой. С одной стороны, искусность мастера, создавшего украшения, впечатляет. А с другой - мысль о том, из какого материала выполнены все элементы интерьера, вселяет ужас. Костница – это самое подходящее место для того, чтобы ощутить быстротечность бытия и задуматься о вечном. Церковь открыта для посетителей круглый год, за исключением Рождества.

Время работ и цена билетов

Костница работает:

  • ноябрь - февраль с 9:00 до 16:00
  • апрель - сентябрь с 8:00 до 18:00 (воскресенье 9:00-18:00)
  • октябрь - март с 9:00 до 17:00

Билеты:

  • Стандартный: 90 крон
  • Льготный / детский 60 крон

Групповые скидки (8 или более человек):

  • Стандартный: 75 крон
  • Студенты / дети / инвалиды: 50 крон

Семейные билеты:

  • 2 взрослых + 1-4 детей: 240 крон
  • 2 взрослых + 5-8 детей: 300 крон

Как добраться до Костнице

Самый простой и быстрый способ добраться до Костнице из Праги это поезд. Прямой рейс Прага - Кутна-Гора отходит с и прибывает на центральный вокзал Кутна-Гора.

Рейсы осуществляются регулярно, каждый два часа, первый рейс отправляется ровно в 6:00 утра, последний в 22:00. Время в пути 56 минут, цена билета 106 крон в одну сторону. Обратно картина ещё лучше, поезда ходят практически каждый час, первый в 4:57, предпоследний в 18:59, последний в 20:59.

Расписание и цена всегда могут поменяться, предварительно проверяйте!

Сразу около вокзала стоят "Tourist Bus", автобус рассчитан на 8 мест, минимальное количество пассажиров для отправления - три. Услуга популярна, наполняются быстро, идёт прямо ко входу в Костницу. Цена билета 35 крон в одну сторону.

Видео и фотографии

Мы сняли для вас небольшое 2-х минутное видео и ряд фотографий. Хочется предупредить, что внутри фотографировать со вспышкой запрещено, сразу срабатывает звуковая сигнализация, именно это у нас и произошло, пришлось извиниться.




Реконструкция Костницы

В интернете много противоречивой информации по поводу закрытия Костницы на реконструкцию. Довожу до вашего сведения, что реконструкция идёт уже полным ходом. В этой статье использованы фотографии от начала сентября 2014 года. На них вы уже можете видеть строительные леса. Но посещения самой Костницы решили не приостанавливать. Так что, не переживайте, всё работает!

Директор корпоративного отдела Приходского Кутна Гора - Petr Jakeš говорит: "После консультаций с экспертами мы решили начать восстановительные работы в экстерьере памятника. Будет реализован ремонт кровли и крыше верхней часовни. Мы с уверенностью сообщаем всем посетителям, что памятник не будет закрыт в течение реставрационных работ в ближайшие пять лет.

Чехия – удивительная страна с богатейшим культурным наследием. В эпоху безрассудной веры в бога по всей стране возводили готические соборы и церкви, некоторые до сих пор захватывают дух. В городе Кутна Гора стоит изумительный снаружи и ужасающий внутри архитектурный памятник – Костница, церковь из костей. Церковь построена, чтобы напоминать о смерти. Все убранство часовни создано из человеческих костей.

Краткая история «Церкви на костях». В 1278 году польский король Отакар II направил седлецкого аббата на святую землю в Иерусалим. Монах вернувшись обратно, развеял горсть земли над монастырским кладбищем, оно стало популярно среди жителей. Дальше Европа переживала эпидемии чумы, городские кладбища росли по площади очень быстро, начали захоранивать в несколько слоев. Один старый монах в 1511 году начал переносить в подземную часть церкви вынутые на поверхность земли кости, предварительно отбелив, складывал в шесть пирамид высотой по 2-3 метра. Сейчас на месте костницы Седлецкого монастыря находятся останки 40 000 человек. Если бы эти монахи знали, чем обернется паломничество в Иерусалим и складирование костей, то перевернулись бы в гробу.

Идея с художественным оформлением церкви появилась в 18 веке, князь Шварценберг, владелец земли монастыря, задумался о вечном. Готичное дело отдал местному резчику по дереву Франтишеку Ринту. Резчик вымачивал кости в хлорной извести, создавал свои творения, которые стали основой «Церкви из костей».

Люстра – самое сложное произведение, восхитительное до ужаса! Мастер по дереву использовал, по меньшей мере, хотя бы один экземпляр каждой из человеческих костей. Вход пошли кости человеческого скелета от фаланги пальцев до костей копчика. В Костнице люстру к потолку прикрепили челюстями.

Идею князя Шварценберга увековечил фамильным гербом из костей. Герб искусно исполнен из тысячи костей. Детали подобраны по размеру и симметрично выложены на одной из дальних стен.

Пирамиды из костей, которые складывал монах, сейчас находятся за решетками. Пугают не пустые глазницы черепов, а резкая сирена сигнализации при контакте с ограждением.

Живые мертвым не помеха. Ремонт в церкви из костей.

Второй этаж церкви в Кутне Горе.

Готическая часовня и костехранилище в Седлеце окружены небольшим кладбищем и забором. Бетонные черепа на столбах и рисунки на тротуарах предупреждают на подходе, в какое место попадете.

Чешская Костница – место обязательное для посещения. Гарантирую, что здесь получите неоднозначные впечатления на всю жизнь: ни капли страха, только философия.

Костница в Кутне Горе — самый известный оссуаарий, место хранения скелетированных останков, на территории Восточной Европы. В Западной Европе знаю про парижские катакомбы, выдастся случай вернуться в Париж, обязательно посещу:)

Друзья, приветствую! Костница в Кутна Горе оставляет такое сильное впечатление, что многие туристы, посетившие этот наполненный достопримечательностями чешский городок, прежде всего, вспоминают именно часовню. В Кутной Горе есть уникальные величественные соборы — они прекрасны… Но еще больше эмоционально воздействует на посетителей небольшая часовня, где люстра, дароносица, чаши и другие детали интерьера сделаны из человеческих костей.

Часовню также называют костехранилищем, которое в Чехии, кстати, не единственное. Но кутногорское прославилось созданным с высоким мастерством интерьером из костей.

Чтобы подготовить путешественников, которые собираются посетить Кутну Гору, к восприятию столь необычного объекта, хочу предоставить следующую информацию:

  1. Где находится часовня костница в Кутной Горе
  2. История образования костехранилища
  3. Создание уникального интерьера

Месторасположение кутногорской костницы

Знаменитая часовня находится при костеле Всех Святых на территории седлецкого монастыря. Монастырь цистерцианцев в Седлеце образовался на столетие раньше, чем , действовал шесть веков, владел огромными территориями, а в настоящее время от всего этого богатства остались только два храма. Но каких!

Один из них – кафедральный собор Вознесения Девы Марии с возвышенно прекрасным внутренним пространством. А второй – небольшой кладбищенский костел Всех Святых с вызывающим трепет интерьером.

Оба храма находятся на пути от главного железнодорожного вокзала Кутна Гора в центр города. располагается слева, а костел с костницей — правее от дороги. На пути следования везде установлены указатели, и уже от тротуара собор Всех Святых частично просматривается за скульптурной экспозицией:

Какой из храмов посетить, или осмотреть оба, каждый путник решает в индивидуальном порядке. Посещение этих объектов платное, но существует комплексный билет, который более выгоден в ценовом отношении.

История образования костехранилища

Многих несколько шокирует то, что в Чехии создана такая необычная часовня. Но, если ознакомиться с историей образования костехранилища и его интерьерного оформления, наступает осмысление и более спокойное восприятие самого факта существования подобного объекта. Следует отметить, что костница – в числе наиболее посещаемых объектов Кутной Горы.

Все началось с того, что с конца XIII века данная местность считалась святой. Отакар II, правящий в те времена Чехией, направил в 1270-е годы аббата седлецкого монастыря в Иерусалим, откуда тот привез святой земли. Доставленную с Голгофы землю развеяли на территории монастыря.

С той поры не только чехи, но и жители некоторых других европейских государств завещали похоронить их в этой приобретшей святость земле. Много людей нашли в Седлеце свое последнее пристанище, но еще больше захоронений добавилось после эпидемии чумы и гуситских войн.

В конце XIV века началось строительство костела Всех Святых, спроектированного в виде двух часовен – верхней и нижней. Так костел выглядит и сейчас – верхняя часовня, посвященная Всем Святым, и подвальное помещение, которое служит костехранилищем. Вход в каждую из часовен отдельный. В верхней расположен алтарь:

Рядом с алтарем установлен музыкальный инструмент. И поскольку в костеле практически весь интерьер выполнен из костей человека, приходят мысли, что к инструменту этот факт имеет непосредственное отношение:

Многовековое существование кладбища при монастыре привело к его чрезмерному расширению. При новых захоронениях то и дело наталкивались на кости. Их переносили в нижнюю часовню, которая быстро наполнялась. В 1511 году полуслепой монах по какому-то внутреннему наитию решил упорядочить содержимое склепа и разложил останки в виде шести пирамид:

Когда в конце XVIII века монастырь был закрыт, окружающие земли выкупил князь из рода Шварценбергов. В 1870 году его потомки пригласили Франтишка Ринта – мастера резьбы по дереву. Мастеру предложили создать интерьер костехранилища из такого необычного материала, как скелет человека.

Конечно, мы не можем знать, как эмоционально отреагировал Ринт на такое предложение, но мастер взялся за предложенную работу. Еще четверо членов семьи Ринта помогали ему в столь неординарном деле. С тех пор интерьер часовни костницы остается неизменным.

Интерьер нижней часовни

Для создания интерьера Франтишек Ринт использовал все кости человеческого скелета. Весь «материал» обработан раствором хлорированной гашеной извести. Обработка обеспечила дезинфекцию, а также придала костям специфический меловой оттенок:

Так оформлен вход в костехранилище. Орнамент создан над входной аркой. В нишах установлены дароносицы – костяные чаши для мощей:

Самыми значительными изделиями мастера считают люстру и герб Шварценбергов. Если изготовление люстры носило импровизационный характер, то создание герба требовало точного отражения деталей. Ринт искусно справился с этой задачей, включив даже такой знаменитый элемент герба Шварценбергов, как «ворон, выклевывающий глаз турку»:

Символично, что в данном контексте этот элемент приобретает некий зловещий характер. Когда же рассматриваешь названную пару (ворона и турка) на фасадах дворцов и в замковых апартаментах, все воспринимается не более чем декоративный элемент. Множество гербов этого рода можно увидеть в необычайно светлом и праздничном месте – в замке Глубока над Влтавой.

За гербом в костехранилище видна одна из костных пирамид. В пирамидах предусмотрены четыре отверстия для вентиляции, а сверху помещена корона, символизирующая победу духа человека над смертью.

Интерьер костницы дополняют каменные плиты, которые уже были вмурованы в стены и пол до начала преобразования помещения Ринтом:

Закономерен вопрос, останки какого количества человек собраны в костехранилище. Предполагают, что около 40 тысяч. И еще в отношении костницы подчеркивают, что создали такую часовню только с той целью, чтобы дать возможность людям задуматься о быстротечности земной жизни , о том, чем наполняет свою жизнь человек…

Друзья, признаюсь, я не сразу решилась на публикацию этой статьи и фото костницы. Наверное, это тема, до которой нужно «дозреть»… Возможно, этот мой пост вызвал противоречивые чувства и у вас. И костница – паломнический объект, а не туристический.

В городке очень много достопримечательностей, которые воспринимаются светло, легко и радостно. Те же храмы – и собор Девы Марии – так близки теме костницы, но впечатления от их посещения совершенно иные…Каждый решает сам, какие объекты посещать.

Ваш euro-проводник Татьяна

В 70 километрах от столицы Чехии находится небольшой городок Кутна-Гора. Он славится своей средневековой готической церковью, являющейся одной из самых мрачных и пугающих святынь Центральной Европы. Базилика представляет собой всемирно известный склеп, необычный интерьер которого украшен человеческими костями. Костинца наполнена леденящей душу атмосферой. Останки сотен тысяч людей в тускло освещённом помещении образуют декоративные элементы, олицетворяющие ужасающее произведение костного искусства. Посещение этого места заставляет поразмыслить о человеческих ценностях, быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В Кутне-Гора возвышается небольшая церковь с костехранилищем. Эта своеобразная готическая усыпальница входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Почётный статус костёл заслужил благодаря своему удивительному убранству, для оформления которого использовались материалы природного происхождения, являющимися человеческими останками. Трагический стиль декора привлекает миллионы туристов. В других странах и городах также можно встретить подобные достопримечательности, но более мелкого масштаба. Только в Чехии имеется единственный костёл в мире, где собрано огромное количество предметов из человеческих костей.

Тазобедренные, берцовые и плечевые кости, рёбра, позвонки, а также черепа украшают стены и потолок базилики. Люстры, кресты, чаши, вазы, канделябры, гирлянды и другие детали церковной утвари выполнены из скелетов более 50 000 тел. Большинство костей датируются 1318 годом, когда Чехию поразила чума.

История

Римско-католический костёл являлся частью монастыря Седлеца, основанного в 1142 году. Часовня была воздвигнута в XIV столетии неподалёку от кладбища, территория которого впоследствии стремительно увеличивалась. Этому способствовал настоятель монастыря, совершивший паломничество в Иерусалим. По возвращению он привёз в родную обитель горсть земли с холма, где был распят Иисус Христос. Аббат развеял над кладбищем святую почву, после чего место захоронения приобрело известность среди аристократов Богемии, предпочитающих для своего упокоения сакральную землю.

На рубеже XIV-XV веков, когда Чехию накрыла эпидемия чумы, и разгорелись религиозные распри, территория кладбища значительно разрослась. Болезнь и войны привели к большому количеству смертей. Здесь были погребены более 40 000 человек, в результате чего мест для новых захоронений стало не хватать. Руководство монастыря приняло решение извлечь старые кости и перенести их в подвал часовни. Человеческие останки аккуратно складывали в специальное хранилище, именуемое склепом. Согласно легенде, некий полуслепой монах художественно выложил из костей шесть больших пирамид, четыре из которых до сих пор можно увидеть в церкви. После этого к аббату якобы вернулось зрение.

В 1784 году правитель Священной Римской империи Иосиф II распорядился закрыть Седлецкое аббатство и кладбище. Церковь с прилегающей территорией монастыря перешла в собственность аристократической семьи князей Шварценбергов, являющихся на то время крупными землевладельцами Богемии. Нового хозяина имущество церкви в виде горы черепов и костей не впечатлило. Он нанял местного резчика по дереву Франтишека Ринта, чтобы ремесленник создал декоративные элементы для часовни из груды скелетов.

Князя не беспокоило, что эксцентричная базилика будет символом кощунственного издевательства над останками человеческих тел и оскорбления христианских обрядов. В то время один из его родственников являлся австро-венгерским кардиналом, поэтому одобрение со стороны церковных деятелей было обеспечено. Вскоре многие жители Богемского королевства стали считать костницу сакральным местом. Они верили, что люди, чьи кости украшают интерьер часовни, первые воскреснут в Судный день. Результат работы Франтишека Ринат превзошёл все ожидания.

После полирования и дезинфицирования хлорной известью, Ринт умело принялся превращать кости в произведения искусства для интерьера церкви. Художник делал замысловатые фигуры из костей, включая четыре люстры, огромный потир, декоративную цепь из десятков черепов и многое другое. В знак благодарности своим покровителям, Франтишек Ринт украсил одну из стен часовни семейным гербом Шварценбергов. Множество мелких деталей костной композиции воспроизводили элементы княжеской эмблемы.

Труды Ринта сохранились практически в первозданном виде. В XXI веке зданию часовни и костным украшениям понадобились реставрационные работы. Строение опасно просело, а в подвалах склепа постоянно скапливалась сырость. Восстановительные мероприятия были начаты в 2014 году и продолжаются по сегодняшний день. Однако, несмотря на ремонт костница остаётся открытой для посещения туристов.

Описание

Костёл является типичным примером барочно-готического архитектурного стиля. Базилика с простой формой строения и строгими линиями внешне довольно неприметна. Скромный каменный фасад строения с арочными окнами увенчан двумя шестигранными башнями. Между ними имеется фронтон со статуей Девы Марии. Небольшую церковь визуально удлиняет пристройка перед входом.

Убранство Костницы представляет наибольший интерес. Подвальное помещение часовни расположено на глубине трёх метров. В царящей прохладе и полумраке нижнего яруса церкви сложены четыре гигантские насыпи костей в форме колокола с отверстием для вентиляции посередине. Над каждыми трёхметровыми курганами висят деревянные короны, олицетворяющие символ победы над смертью. Вблизи эти «холмы» выглядят особенно устрашающе.

Между сводчатым потолком и арками основного зала натянута гирлянда из костей ног и черепов. В центре часовни стоят четыре пирамидальные колонны, обрамлённые черепами. Сверху них установлены небольшие гипсовые херувимы (ангелы) с золотыми крыльями. Таким образом, формируется странный контраст довольно зловещей атмосферы. В нишах стен базилики, обложенных перекрещёнными костями, расставлены кубки, вазы, бокалы и канделябры. Для создания церковных предметов были использованы тысячи мелких фрагментов человеческого скелета.

Главный алтарь храма состоит из небольшого кирпичного постамента, на котором возвышается крест с распятым Иисусом. Чаши и кресты, расставленные вдоль стен, выполнены из тазобедренных костей. Можно обратить внимание на стеклянные шкафы с черепами, имеющими трещины. Повреждения указывают на насильственный характер смерти.

Самым выдающимся предметом интерьера церкви является грандиозная центральная люстра, состоящая из всех костей человеческого организма. Её диаметр составляет более двух метров. Подсвечники стоят на белоснежных черепах, «смотрящих» на смелых посетителей костницы. Люстра подвешена к потолку на цепи, звенья которой сделаны из челюстей. Под ней расположена каменная плита, служащая входом в склеп, где покоятся 15 дворян. На одной из стен церкви можно увидеть автограф главного художника, оформлявшего интерьер храма. Как подобает стилю этой церкви, инициалы выложены из костных материалов.

Над входом в часовню можно увидеть надпись на латинском языке из фрагментов человеческих костей. Она обозначает напутствующие слова, обращённые посетителям костницы: «Мы были вами, а скоро вы будете нами».