Дрогобыч где находился завод знамя. Город Дрогобыч: карта улиц, фото, описание. Дрогобыч Информацию О

Город Дрогобыч имеет областное значение во Львовской области Украины и образует административный центр Дрогобычского района. По состоянию на 2011-й год населенный пункт насчитывает почти 78 тысяч жителей и является вторым по населению и экономическому развитию во всей Львовской области. От Львова Дрогобыч отделяет расстояние в 82 км.

Корни Дрогобыча уходят далеко в прошлое – он возник в XI столетии в местности, изобилующей соляными источниками, на которых добывалась соль. Как город эти земли упоминаются с 1238-го года.
На протяжении 1340-1772 гг. Дрогобыч имел статус центра староства Перемышльской земли в Русском воеводстве, а в период 1918-1939 гг. выступал центром повята во Львовском воеводстве Польши.

Далее, с 1772-го года, город отходит к Австро-Венгерской империи. Почти через полтора века здесь провозглашается власть Западно-Украинской народной республики. В течение 1919-1939 гг. Дрогобыч относился к составу польского государства и, после этого, здесь установилась Советская власть.

Во времена Великой Отечественной войны город был оккупирован нацистской Германией и освобожден советскими войсками в 1944-м году. 21 мая 1959 года ознаменовалось датой вхождения города и Дрогобычского района Дрогобычской области в состав Львовской области.

Достопримечательности Дрогобыча весьма самобытны – в нем сохранены сооружения разных эпох. Так, одним из древнейших является Кафедральный костел Св. Варфоломея, основанный в 1392 году польским королем Владиславом II Ягайло.
Он представляет собой массивное готическое здание со старинными фундаментами и фрагментами стен. Северная сторона костела обрамлена необычными белокаменными рельефами, представляющими три окна, в которых изображаются ладонь, стопа и голова в папской тиаре.

Колокольней костела служит расположенная возле него мощная оборонная башня, являющаяся когда-то частью городских укреплений на Замковой горе. В XIX веке все оставшиеся укрепления города были разобраны, а оборонные рвы засыпаны. Бывшая башня-колокольня дополнилась третьим ярусом с арочными окнами. Перед ней установлен памятник средневековому ученому Ю. Дрогобычу.

Еще одним культовым сооружением, относящимся к XV-XVI вв., выступает церковь Св. Юра. Она представляется выдающимся произведением Галицкой народной архитектуры и значится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в категории "Деревянные церкви Карпатского региона Украины". Интерьер здания украшают чудесные фрески, сохранен древний резной иконостас.

Ныне в церкви размещается часть фонда историко-краеведческого музея. Вторая часть хранится в соседнем храме Воздвижения Честного Креста, представляющего собой деревянную трехсрубную церковь, датированную 1613-м годом. Свой первоначальный вид здесь сохранили монументальная темперная роспись XVII столетия и необыкновенные образцы иконописи XV-XVIII вв.

Ознакомиться с музейными ценностями Дрогобыча можно также в музее "Дрогобычина", который расположен в здании, более века назад занимаемом Дрогобычским поветовым советом. Основой экспозиции музея, основанного в 1940-м году, служат коллекции графа Лянцкоронского, Хировской иезуитской школы и часть собрания самборского музея. Здесь же экспонируются старинная глиняная посуда, бронзовый клад Железного века раннего периода, грамота, подтверждающая предоставление Дрогобычу Магдебургского права и многое другое.

Находясь в Дрогобыче, непременно стоит посетить улицу Шевченко и увидеть виллу бургомистра Р. Яроша, который управлял городом с 1909-го года вплоть до распада Австро-Венгерской империи. Данный памятник архитектуры, возведенный на границе XIX-XX вв., являет собой дом из двух этажей в стиле венской сецессии. Здание щедро оформлено лепниной и теперь в нем размещается деканат аудитории Биологического факультета ДГПУ.

Имеется в городе и дом-музей вице-бургомистра Я. Файерштейна. Сооружение было возведено в начале прошлого века и служит сегодня галереей сакрального искусства. Наибольшей ценностью наделены здесь экспонаты в виде старинных бойковских икон XVI-XX вв. Кроме того, галерея представляет сакральную скульптуру, декоративную резьбу, рукописи церковных книг, одеяния священников и многое другое.

Помимо всего вышеперечисленного, Дрогобыч владеет действующим памятником архитектуры – солеварным заводом – наиболее старинным промышленным предприятием Украины и одним из старейший в Европе. Первые воспоминания об этой солеварне датированы 1250 гг. С тех давних пор она, не прекращая, действует на своем прежнем месте – поблизости озер соляной ропы, из которой выпаривается соль. Как раз таки вокруг этого завода и расстраивался город Дрогобыч, в последствии приобревший славу промышленного и торгового центра Галичины. По предварительной договоренности на территории предприятия осуществляются экскурсии. В будущих планах, касающихся завода – сооружение нового цеха и открытие музея на базе древних производственных помещений.

Дрогобыч – чрезвычайно интересный город, туристами которого зачастую становятся те, кто, приезжая во Львов, желает разнообразить львовские экскурсии знакомством с достопримечательностями из соседних городов.

Wiki: de:Drohobytsc ru:Дрогобы en:Drohobych

Дрогобыч в Львовской области (Украина), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 69,6 км на юго-запад от Львова. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Всего 2 редакций, последнее 4 года назад сделано Juliann из Киева Украины

В двух часах езды от Львова находится город Дрогобыч. Небольшой по моим меркам город, он все-же является вторым по величине во Львовской области. Он примечателен своей историей (которой уже более 900 лет), а также и архитектурой, которая осталась с былых времен. В первый мой визит Дрогобыч вызвал у меня лишь массу серых эмоций, а вот во второй раз я всмотрелся в него и смог-таки разглядеть неповторимый шарм… Предлагаю и вам отправиться на краткую экскурсию по этому интересному месту.

Город Дрогобыч был основан в далеком 1091 году. С тех пор он развивался себе тихонечко как ярмарочный центр, потом здесь открыли добычу соли. Ничего особенного в истории города не происходило, если не считать постоянное деление между владельцами территории. Так было до 19 века, пока здесь не открыли залежи нефти. В считанные года город превратился в крупный центр добычи черного золота, сюда стали съезжаться весьма богатые люди… Все это отобразилось на внешнем виде Дрогобыча.

Первым зданием, встретившим меня в городе, был собор Пресвятой Троицы. Это храм, принадлежащий Украинской Греко-католической церкви. Построен он был в 1690 году, на месте деревянной церкви, которая находилась неподалеку и была возведена в 1555 году. Первоначально был задуман как Римско-католический костел, а прилежащие помещения, достраивающиеся позднее, использовались как монастырь для монахов. Однако в 1795 году монастырь был ликвидирован, а здание и имущество национализировано австрийским императором Иосифом II.

В 1808 году украинцы выкупили храм и помещения под греко-католическую церковь и школу. В период с 1894 по 1905 года храм обновлялся.

Здание стоит на склоне, что можно заметить по фото выше. Очень красиво выглядит снаружи, а вот внутри побывать пока что не довелось. Зато прошлись немного дальше, и нашим глазам предстала городская ратуша (координаты: 49.3514,23.506363).

Здесь сейчас находится руководство города. Здание в нынешнем его виде было достроено в 1920-х годах, хотя и немного видоизменилось: ранее здание украшали скульптуры грифонов, но советская власть их снесла. Место достаточно занятное, именно здесь проходило прощание с местными жителям, добровольцами очень спорного военного формирования Второй мировой войны — дивизии «Галичина». Однако меня лично привлекла башня ратуши, которая с часами. Прекрасно понимал, что оттуда откроется великолепный вид на город, однако как туда попасть — не имел понятия.

Спросив у охранника и у других сотрудников городской администрации, которая нынче располагается в этом здании, я узнал, что подняться туда сейчас нельзя, только в составе экскурсионной группы. Где и когда формируются группы тоже непонятно. То есть, официальной возможности просто прийти и подняться на достопримечательность у жителей, насколько я понял, нет. Однако, как вы уже, наверное, поняли по фото, меня все же пустили.

Из внутреннего дворика, поднявшись по высокой, узкой, винтовой лестнице, сперва я увидел часовой механизм. Интересная штука, однако, времени на осмотр не было. Еще рывок… И я на башне. Сильные порывы зимнего ветра просто сдувают меня с башни, но оторвать взор от открывшегося вида я не могу. Дух захватывает! Еще минуты три я щелкал затвором нового фотоаппарата, пытаясь не совсем вовремя научиться фокусироваться, подбирать экспозицию и прочее… Судя по фото, у меня это слабо получилось. Но впечатлений море! А вот Милана быстро спряталась обратно, внутрь башни, так как было снаружи ну очень холодно.

Пошли по улочкам дальше, иногда сверяясь с GPS, дабы не пропустить интересные места. Но здесь они на каждом шагу. Нефтяной бум пришелся Дрогобычу очень кстати. За какие-то 30 — 40 лет невзрачный городишка наполнился шикарными вилами и домами, которые сбереглись и до наших дней. Вот пример такого здания:

Выглядит шикарно, несмотря на то, что его не касается рука реставраторов, а первые этажи варварски изуродованы магазинами. Облицовка дорогой керамической плиткой и невероятные формы здания поражают воображение (достаточно посмотреть на него со спутника).

Балконы подпирают, видимо, сами Атланты.

На улице неподалеку — очень сильный памятник репрессированным советскими оккупантами людям. Руки, держащие цветы… Скорбящая, плачущая мать, указывающая на все это… И лица, искаженные гримасой боли лица людей, смотрящих на вас из стены позади.

На этом месте, во времена Второй мировой войны, после вторжения нацистских захватчиков, которые поддерживались воинами Красной Армии с Востока (согласно пакту Риббентропа-Молотова) проводили расстрелы евреев, украинцев и других жителей города, которые были не угодны новому режиму. Причем, для особо лютых поклонников совка спешу сообщить: памятник поставлен советской властью в 70-х года, после Сталинской Оттепели Хрущева, при Брежневе. (Координаты: 49.352103,23.507309)

Направляемся к небольшому парку. Мимо плывет народ… У всех свои заботы. Тут много молодежи, в основном — девушек, так как в городе есть 3 высших учебных заведений, и столько же филиалов других ВУЗов, в том числе — педагогический. Девушки Дрогобыча серьезные и заняты своими делами, однако милые.

Мужчины, возрастом постарше, играют в шахматы в сквере у памятника Юрия Дрогобыча. Здесь же гуляют голуби… Впрочем, я уже давно замечал, что на центральных площадях городов Западной Украины голуби — полноценные хозяева.

А вот и сам Юрий Дрогобыч, в честь которого назван город. Он родился здесь, в 1450 году. Известный украинский философ, астроном, астролог. Первый украинский доктор медицины и первый украинский автор печатного рассказа. Выдающийся человек, известный далеко за границами Украины. Он был ректором Болонского университета (Италия) и профессором Краковского университета. Преподавая в самых старинных ВУЗах Европы, он завоевал большой авторитет среди Европейцев. Среди его учеников был, к примеру, Николай Коперник.

Стоит он на фоне Костела Святого Варфоломея. Позади, на фото вверху — колокольня. Ранее она была оборонительной башней (16 века) с въездной брамой. Толщина ее стен — 2 метра.

Ныне колокольня, еще и одно из самых старинных зданий города, принадлежит римско-католическому населению города, являясь частью костела.

Костел, построенный в готическом стиле, а приказ о его постройке отдал король Владислав Якайло в 1392 году. Здание сильно пострадало от набегов татар, поэтому было практически с нуля восстановлено в 1511 году, который и принято считать годом его современной постройки. Кстати, вот вам задачка — поищите в стенах храма настоящую, деревянную пулю, которая осталась с тех давних времен.

Интересны детали внешнего оформления церкви. Вот, к примеру, портал бокового входа. На нем видны кресты и два герба — герб Дрогобыча и Короны Польской.

Над центральным входом в костел — распятие. А напротив стены — памятник Папе Римскому, Иоанну Павлу II, открытый в 2007 году.

Напротив костела — памятник Иоанну Павлу II

Вообще, нужно заметить, что в городе очень много памятников, причем самых разных. Неподалеку мы увидели парк имени Степана Бандеры, и уже не оставалось сомнений, кому стоит памятник в самом центре. Стоит заметить, что даже здесь не все одинаково относятся к этой личности, и на ней четко были видны следы краски, которой кто-то облил. Возможно, это был акт вандализма, возможно — жалкая попытка инакомыслящих отреагировать на снос памятника Ленину в центре Киева.

Ну и конечно же — памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко. Известнейшая фигура, которая вошла в ТОП личностей, которым по всему миру поставлено наибольшее количество памятников. Здесь Шевченко представлен молодым

Неподалеку — очень невероятное строение. Хоральная Синагога. К сожалению, фото получилось отвратительное, но главное — то, как она выглядит. Она заброшена, но это даже придает ей какой-то особый шарм.

В послевоенные годы советы устроили в ней продуктовые склады. После обретения Украиной независимости здание было передано общине иудаистов. Там подсчитали, что на восстановление здания понадобится минимум полмиллиона долларов США и начали искать меценатов. Как видите, пока что все стоит в том же ужасном состоянии. Однако место невероятное, глянуть стоит! (Координаты: 49.352064,23.535739).

Зернохранилище 1778 года. Памятник архитектуры…

Милые мои, это памятник архитектуры. Старинное зернохранилище, 1778 года. Было построено по приказу австрийского императора для хранения зерна на случай осады или неурожая. Состояние — отвратительное. Помните, я упоминал о плохом состоянии некоторых памятников в Украине? К примеру — ? Так вот, по сравнение с ними здесь настоящая разруха. Местная власть, якобы стала реставрировать его, даже часть крыши сделала. А вторая провалилась. На этом реставрационные работы окончены. Все обещания сделать здесь музей тоже канули в Лету. Зато вокруг уже растут автостоянки, а подобраться очень сложно к строению — грязь и лужи. (Координаты: 49.352737,23.515036).

Но вернемся к более или менее ухоженным местам города. Держим путь обратно в центр, а затем — на противоположную окраину города, к солеварням.

В городе множество зданий разной архитектуры, у каждого — своя история…

Мимо самых разных зданий, разных эпох… По городу интересно гулять, рассматривая архитектуру, элементы зданий… Много где сохранились вывески и реклама времен Польши. Кое-где попадаются и печальные весьма места. К примеру — бывший поветовый суд, где во время советской оккупации располагалось тюрьма НКВД.

Надпись на доске: «Прохожий! Остановись на мгновение и склони голову. Тут в 1941 году находилась тюрьма НКВД. Кровью невиновных сыновей и дочерей дрогобыччины пропитаны стены этого здания. Оно жаждет справедливости!».

В этом здании сейчас находится один из корпусов местного университета. Если посмотреть направо — видно шикарную икону на боковой стене храма, который стоит по соседству.

Это — монастырь святого Петра и Павла. Спереди вид еще более шикарный. Храм относительно молодой, его строительство было закончено в 1828 году, а в 1831 он был освящен. Ныне принадлежит греко-католической церкви. Многие служители и прихожане церкви были жестоко замучены до смерти в соседнем здании служащими НКВД. Среди них были и монахи Севирян Бараник, Яким Синьковский и Виталий Байрак. В 2007 году, во время визита Иоанна Павла II, они были провозглашены блаженными. Именно они изображены на мозаики, которую видно чуть выше.

Как и большинство старинных городов с невероятной архитектурой, все испорчено большим количеством ужасной, безвкусной внешней рекламой, которой увешаны фасады зданий.

На улочке, уходящей вбок видим театр. Надпись гордо гласит: Львовский областной театр. Но что здесь делает областной театр, спросите вы? Дело в том, что сразу после аннексии западноукраинских земель СССР было создано Дрогобычскую область, которая просуществовала 1959 года, когда была включена в состав Львовской. Я думаю, не нужно подсказывать, какой город был областным центром Дрогобычской области? Правильно.

Неподалеку от Площади Рынок местная молодежь ведет переписку с властью. Так как местное самоуправление, скорее всего, редко заходит Вконтакт, они решили воспользоваться другой стеной.

«Где наш стадион»? — вопрошают жители Дрогобыча

К сожалению, ответ кто-то потер… Видимо, модератор.

По дороге встречаем еще здания, которые напоминают о богатых жителях Дрогобыча.

Здание ниже — нынешний дворец искусства. Его описал Бруно Шульц в своей новелле «Весна» как Вилла Бьянка. Построено в конце 19 века и принадлежало доктору — рентгенологу Ротту.

Или, скажем, как вам дом вице-бургомистра Файерштейна? Ныне — картинная галерея.

Заметил еще вот такой красивый белоснежный памятник, на фоне которого настоятельно долго стояли эти две студентки.

Памятник воинам — афганцам

Это — памятник погибшим в бессмысленной афганской войне ребятам. Среди погибших было 12 жителей Дрогобыча., еще 31 получили ранения.

Незаметно вышли почти на окраину. Здесь все больше брошенных, старых домиков…

А неподалеку — деревянная церковь Воздвижения Честного Креста. Первоначально была построена в 16 веке, однако в 1661 году перестроена и утратила первоначальный вид.


Не менее интересной представляется похожая, еще более старинная, деревянная церковь Святого Юра, которую мы увидели издалека, возвращаясь на остановку от соляных шахт, но уже темнело, и решили оставить ее на следующее посещение.


А вот и солеварни. Местности эти давно славятся своими источниками соли. В этот раз солеварни я осмотрел лишь внешне, однако в будущем планирую посетить их и написать репортаж о процессе производства соли. Он отличается от того, который я описывал в репортаже из (Донецкая область). Там залежи соли в виде пластов, которые добывают путем бурения. Здесь же — в виде подземных вод с высокой минерализацией. Эта жидкость с повышенной содержанием соли (ропа) добывается на поверхность, а затем из нее выпаривают соль.

Солеварный завод остается стратегическим предприятием Украины, да еще и с интересной историей — это самое старинное, постоянно действующие предприятие в Украине (дата основания в паспорте объекта указана 1250 год).

На этом первое туристическое посещение Дрогобыча подошло к концу. Мы отправились на остановку, попутно поймав в кадр работников коммунальных служб города, которым не выплачивают зарплату уже 3 месяца, и они страйкуют.

В Дрогобыче свой «Майдан». Не платят зарплату работникам коммунальных предприятий

На этом, пока что — все. Если есть вопросы или пожелания — обязательно пишите в комментариях! И удачных вам путешествий!

Если вам помогла или понравилась моя статья, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях. Для меня это очень важно. Спасибо!

Население Агломерация Часовой пояс Телефонный код Почтовые индексы Автомобильный код КОАТУУ Официальный сайт
К:Населённые пункты, основанные в 1091 году

История

Возник город примерно в XI веке в местности, богатой соляными источниками на которых издавна добывали соль . Известен как город с 1238 . В историческом «Списке русских городов, дальних и ближних » (воскресенская летопись ", датирована 1377-1382) значится «Другабець» среди других городов на Волыни, которые существовали в это время, такими как Холмъ и Львовъ Великій .

В 1340-1772 годах Дрогобыч был центром староства Перемышльской земли в Русском воеводстве , а в 1918-1939 - центр повята во Львовском воеводстве Польши . Распоряжением министра внутренних дел Польши от 14 июля 1934, прошло разделение в районе Дрогобыча Львовской области на сельские муниципалитеты .

В 1918 году в городе была провозглашена власть Западно-Украинской народной республики .

В Польской Республике

С 1919 по 1939 г. Дрогобыч находился в составе польского государства .

23 декабря 1920 года - 4 декабря 1939 года центр Дрогобычского повята в составе Львовского воеводства . 23.12.1920-28.09.1939 в составе Польской Республики , с 28.09.1939 года история уездного города связана с СССР.

Во время Второй Мировой войны

1 сентября 1939 года германские войска напали на Польшу , началась Германо-польская война 1939 года .

В сентябре 1939 года в город вошли немецкие войска , а через несколько дней - войска Украинского фронта Красной Армии .

17 сентября 1939 года Красная Армия Советского Союза вступила на территорию восточной Польши - Западной Украины, и 28 сентября 1939 года был подписан Договора о дружбе и границе между СССР и Германией.

27 октября 1939 года установлена Советская власть .

Во время Великой Отечественной войны

4 декабря 1939 года город стал центром Дрогобычской области и Дрогобычского уезда Дрогобычской области (Указ Президиума Верховного совета СССР от 4 декабря 1939 года).

С июня 1940 года по 22 июня 1941 года в городе находилось управление 8-го механизированного корпуса , командир корпуса генерал-лейтенант Рябышев, Дмитрий Иванович и управление 7-й моторизованной дивизии , командир дивизии полковник Герасимов, Александр Васильевич .

22 июня 1941 года германские войска напали на СССР, началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов . Советские войска, находившиеся в городе, были подняты по боевой тревоге и выведены в места сосредоточения по плану прикрытия государственной границы. Жизнь города перестраивалась на военный лад.

С 1 июля 1941 года до освобождения частями советской армии 6 августа 1944 года Дрогобыч находился под оккупацией нацистской Германии .

6 августа 1944 года освобождён советскими войсками 4-го Украинского фронта в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции 13.07-29.08.1944 г. : 1-й гвардейской армии - 107-го ск (генерал-майор Гордеев, Дмитрий Васильевич) в составе: 167-й сд (полковник Дряхлов, Иван Дмитриевич) , 129-й гв. сд (полковник Гринченко, Тимофей Устинович).

Войскам, участвовавшим в освобождении Дрогобыча, приказом Верховного Главнокомандующего от 6 августа 1944 года объявлена благодарность и в г. Москве дан салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Выжили либо те, кто смог купить фальшивые документы и покинуть Дрогобыч, либо те, кто был взят из тюрьмы на тяжёлые работы, а затем выжил в лагерях уничтожения, как музыкант Альфред Шраер . Кроме того, управляющий сельскохозяйственными работами майор Эберхард Хельмрих и его жена Доната спасли, по разным оценкам, от семидесяти до двухсот еврейских женщин: Эберхард выписывал им фальшивые документы и отправлял их в Берлин, где Доната распределяла их на работы в семьи. Эберхард и Доната Хельмрих причислены к праведникам мира .

Послевоенный период

1 сентября 1946 года являлся городом областного подчинения. В городе находилась администрация Дрогобычского района.

21 мая 1959 года город и Дрогобычский район Дрогобычской области вошли в состав Львовской области .

Архитектура города

В Дрогобыче сохранились сооружения разных эпох. Наиболее древние из них

  • Костел Святого Варфоломея (заложен в 1392 году, освящён в 1511 году).
  • Колокольня костела Св. Варфоломея 1551 года.
  • Церковь Святого Юра XVI века.
  • Церковь Воздвижения Честного Креста XVI века.



Значительная часть нынешнего центра города сформировалась в конце XIX - первой половине XX веков, в период экономического подъёма, связанного с нефтяным бумом.




Район, ограниченный улицами Шевченко и Ивана Франко, изобилует частными виллами.




После достижения Украиной независимости в Дрогобыче было построено (или воссоздано на месте разрушенных ранее) несколько новых храмов.

Часть новых храмов города



Население

Id:lightgrey value:gray(0.9) id:darkgrey value:gray(0.7) id:canvas value:rgb(1,1,1) id:barra value:rgb(0.6,0.7,0.8)

ImageSize = width:auto height:250 barincrement:30 PlotArea = left:50 bottom:50 top:20 right:10 DateFormat = yyyy Period = from:0 till:80000 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = late BackgroundColors = canvas:canvas ScaleMajor = gridcolor:darkgrey increment:10000 start:0 ScaleMinor = gridcolor:lightgrey increment:2000 start:0 BarData=

Bar:1869 text:1869 bar:1900 text:1900 bar:1920 text:1920 bar:1926 text:1926 bar:1936 text:1936 bar:1939 text:1939 bar:1959 text:1959 bar:1970 text:1970 bar:1974 text:1974 bar:1979 text:1979 bar:1989 text:1989 bar:1991 text:1991 bar:2001 text:2001 bar:2005 text:2005 bar:2010 text:2010

Color:barra width:5 align:left bar:1869 from:0 till:16880 bar:1900 from:0 till:19400 bar:1920 from:0 till:39000 bar:1926 from:0 till:26700 bar:1936 from:0 till:32200 bar:1939 from:0 till:37000 bar:1959 from:0 till:42000 bar:1970 from:0 till:56000 bar:1974 from:0 till:63000 bar:1979 from:0 till:65998 bar:1989 from:0 till:77571 bar:1991 from:0 till:79200 bar:2001 from:0 till:79119 bar:2005 from:0 till:78595 bar:2010 from:0 till:78368

Fontsize:S pos:(170,30) text:Численность населения

В 1869 году, из 16 880 жителей города 47,7 % были евреями, 28,7 % украинцами, и 23,2 % были поляками или римокатоликами.

В 1939 году, население составляло 34 600, из них 39,9 % - евреи , 33,2 % - поляки и 26,3 % - украинцы .

В 1959 году украинцы составляли 70 % населения города, русские 22 %, поляки 3 %, и евреи 2 %. , 42 тысячи жителей.

В 1979 - 56 000 жителей.

В 2001 - 79 000 жителей.

В 2011 - 77 624 жителей.

Учебные заведения

  • Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко
  • Институт управления
  • Дрогобычский проектный институт
  • Филиал Винницкого проектного института
  • Филиал Тернопольского экономического университета
  • Филиал университета «Львовская политехника »
  • Дрогобычский педагогический лицей
  • Дрогобычский механико-технологический колледж
  • Дрогобычский колледж нефти и газа
  • Дрогобычский статистический техникум
  • ВПУ № 19
  • ППЛ № 15
  • Музыкальное училище имени Барвинского
  • Медицинское училище
  • Кооперативный колледж
  • Дрогобычская гимназия
  • детская художественная школа
  • детская музыкальная школа № 1, № 2.
Корпуса Педагогического института



Предприятия

  • Дрогобычский долотный завод
  • Дрогобычские нефтеперерабатывающий завод № 1 и № 2
  • Дрогобычский машиностроительный завод

Достопримечательности

  • Львовский областной академический музыкально-драматический театр имени Юрия Дрогобыча
  • Краеведческий музей
  • Городская филармония
  • Городской народный дом им. И. Я. Франко
  • Районный народный дом
  • Церковь Воздвижения Честного Креста
  • Монастырь Св. Петра и Павла
  • Церковь Св. Троицы
  • Вилла бургомистра начала XX века.



Уроженцы

  • Казимеж Вежиньский - поэт
  • Виктор Вексельберг - предприниматель
  • Дрогобыч, Юрий - астролог
  • Мордехай Рошвальд - писатель-фантаст
  • Стернбах, Леон - филолог-византист
  • Шульц, Бруно - писатель и художник

Напишите отзыв о статье "Дрогобыч"

Литература

  • Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Издательство «Наука». М., 1976.
  • Военный энциклопедический словарь. М., Военное издательство , 1984.
  • Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945». М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.
  • Краснознамённый Киевский . Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979.

См. также

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дрогобыч

– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]
И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом.
– Baton de gueules, engrele de gueules d"azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой: Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он.
Княгиня, улыбаясь, слушала.
– Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда…
Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.
– Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом.
– Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
– Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
– Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)
– «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n"en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.]
– Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l"assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.]
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
– Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
– Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна.
– Comment, M. Pierre, vous trouvez que l"assassinat est grandeur d"ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу.
– Ah! Oh! – сказали разные голоса.
– Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке.
Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
– Я потому так говорю, – продолжал он с отчаянностью, – что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
– Не хотите ли перейти к тому столу? – сказала Анна Павловна.
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
– Нет, – говорил он, все более и более одушевляясь, – Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав всё хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть.
– Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, – сказал виконт, – тогда бы я назвал его великим человеком.
– Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, – продолжал мсье Пьер, выказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание всё полнее высказать.
– Революция и цареубийство великое дело?…После этого… да не хотите ли перейти к тому столу? – повторила Анна Павловна.
– Contrat social, [Общественный договор,] – с кроткой улыбкой сказал виконт.
– Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
– Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства, – опять перебил иронический голос.
– Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
– Свобода и равенство, – презрительно сказал виконт, как будто решившийся, наконец, серьезно доказать этому юноше всю глупость его речей, – всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедывал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Mы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку. В первую минуту выходки Пьера Анна Павловна ужаснулась, несмотря на свою привычку к свету; но когда она увидела, что, несмотря на произнесенные Пьером святотатственные речи, виконт не выходил из себя, и когда она убедилась, что замять этих речей уже нельзя, она собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
– Mais, mon cher m r Pierre, [Но, мой милый Пьер,] – сказала Анна Павловна, – как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец, просто человека, без суда и без вины?
– Я бы спросил, – сказал виконт, – как monsieur объясняет 18 брюмера. Разве это не обман? C"est un escamotage, qui ne ressemble nullement a la maniere d"agir d"un grand homme. [Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.]
– А пленные в Африке, которых он убил? – сказала маленькая княгиня. – Это ужасно! – И она пожала плечами.
– C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
– Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
– Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.

Дрогобыч, 2015

Львовская область

Дрогобыч известен с 1238 года. В 1340-1772 гг. Дрогобыч был центром староства Перемышльской земли в Русском воеводстве, в 1918-1939 гг. - центр повята во Львовском воеводстве Польши. Магдебургское право город получил в 1460 г.

В середине XIX века в городе начался промышленный «бум». На околицах возникли промышленные разработки озокерита, а со временем нефти и газа. В 1866 г. тут построили первый в Центральной Европе нефтеперерабатывающий завод, в 1910 г. еще один. В конце XIX века Галиция занимала третье место в мире по добыче нефти, уступая только России та США.

Первое упоминание о евреях в городских актах Дрогобыча встречается в 1569 г. В 1578 г. король Польши Стефан Баторий запретил евреям жить в Дрогобыче, держать аренду и вести торговлю в городе и в его окрестностях, за исключением ярмарочных дней.

В 1635 г. евреям было разрешено жить за городской чертой около соляных копей, но отказано в устройстве еврейского кладбища. Согласно королевской привилегии евреям предоставлялась площадь под застройку еврейской улицы размером в 1 лан (18 га) за 100 злотых в год. Возникший таким образом еврейский квартал получил название «Лан».

23 ноября 1648 г. евреи Дрогобыча пострадали во время взятия города войсками Б. Хмельницкого. Однако еще до конца 17 в., когда ограничения на поселение евреев в Дрогобыче были отменены, евреи стали селиться в пределах города. После снятия ограничений число евреев в городе возросло, и они постепенно сосредоточили в своих руках торговлю и ремесла.

В 1664 году магистрат Дрогобыча и руководство общины пришли к соглашению, согласно которому евреям позволялось содержать в городе десять лавок и две корчмы, а также торговать продукцией, которая не конкурирует с изделиями христианских цехов. За это соглашение еврейская община была обязана платить ежегодно 200 злотых (позднее эта сумма была увеличена, как, впрочем, и число еврейских лавок и корчем).

Говоря о Дрогобыче, конечно, нельзя не вспомнить самого известного еврейского жителя города - Бруно Шульца. Бруно Шульц наиболее известен сборниками новелл «Коричные лавки» и «Санаторий под клепсидрой», а также детективной историей с фресками, нелегально вывезенными из Дрогобыча в "Яд Вашем".

Во время оккупации Шульц попадает под покровительство эсэсовца Феликса Ландау, на вилле которого расписывает фресками детскую комнату. Ландау развлекался убийством евреев в гетто, и однажды его жертвой стал подопечный другого фашиста, Карла Гюнтера, личного врага и конкурента Ландау. Гюнтер не остался в долгу - он убивает Бруно Шульца, за день до того, как Шульц должен был выехать из гетто...

В 1720-х гг. еврейские обувщики и швейники создали два ремесленных цеха. Они просуществовали до 1756 г.

Большим авторитетом в общине в середине 18 в. пользовался раввин М.Гиршович. В 1736 г. польский король Август III пожаловал ему чин королевского слуги и даровал право вести беспошлинную торговлю вином и другими товарами.

В 1765 г. в Дрогобыче было 1924 еврея. С переходом Дрогобыча в 1772 г. к Австрии положение евреев ухудшилось: в 1783-84 гг. им было приказано покинуть город, продать дома и перселиться на Лан. Долги кагала Дрогобыча достигли к 1772 г. колоссальной суммы - 26 968 злотых. Введение новых непосильных налогов австрийскими властями окончательно разорило общину.

В конце 18 в. были основаны трехклассная еврейская школа и немецко-еврейское училище, закрытые в 1806 г. из-за сопротивления ортодоксального еврейства. В 1836 г. в Дрогобыче имелось 13 синагог и молитвенных домов, в основном хасидских. Большим влиянием пользовались последователи Ружинского цаддика . В 1840 г. хасидский двор в Дрогобыче основал Лейзер Нисан Тительбойм. Именно он был инициатором строительства Новой синагоге на Лане.

Со второй половины XVII века еврейское население города постоянно растет. По данным переписи 1663 года, на Лане находилось 15 еврейских домов, в которых проживало от 30 до 40 семей. Такое же количество евреев жило в пригородах Завижна и Зварыч вблизи соляных разработок. К 1716 году население на Лане значительно увеличилось и составило 100 еврейских семей, а вместе с пригородами - 203 семьи.

Вместе с ростом общины возникла необходимость в увеличении размеров синагоги. В 1711 году еврейская община получила разрешение короля Яна Казимира на реставрацию синагоги в счет общинного долга, который следовало выплатить католическому духовенству еще в 60-х годах XVII века. В 1713 году, во время пожара, Лан вместе с синагогой сгорел. Архиепископ Александр Антоний в 1726 году позволил евреям Дрогобыча отстроить новую синагогу на прежнем месте при условии, что она не будет выше и больше, чем старая. После окончания строительства община вновь оказалась в долгах, однако это не помешало в 1743 году, во время пребывания на должности руководителя еврейской общины содержателя доходов Дрогобычского староства Зельмана Вольфовича, перестроить синагогу в камне и оборудовать галереи для женщин. Новая синагога - единственное на Лане каменное здание - служило убежищем и защитой для евреев и одной из архитектурных доминант города. Однако, после того как на соседнем с ней участке было воздвигнуто монументальное здание большой синагоги (1865 год), синагога XVIII века на Лане утратила свое значение и превратилась в бейс-мидраш.

Положение изменилось в середине 19 в. с основанием недалеко от Дрогобыча нефтяных промыслов. Евреи были первыми организаторами добычи и переработки нефти, торговля которой также сосредоточилась главным образом в их руках. В 1880 г. около трех тысяч евреев работали на предприятиях нефтяной промышленности. Разбогатев, евреи снова стали селиться в Дрогобыче. В 1880 г. еврейское население Дрогобыча составляло 9181 человек (свыше 50% жителей), в городе была построена синагога и еврейская больница.
К концу 19 в. при поддержке австрийских властей евреев начали вытеснять из нефтяных промыслов и торговли нефтью. Многие предприятия разорились, число евреев в Дрогобыче стало сокращаться, община начала беднеть. В 1890 г. еврейское население Дрогобыча составляло около 8700 человек (около 44,8%), в 1900 г. - 8683 человека.

Во время первой мировой войны, в сентябре 1914 г. Дрогобыч был занят русскими войсками. Казачьи части устроили в городе погром, в результате которого была уничтожена синагога.
В 1920-х - 30-х гг. в Дрогобыче функционировали различные еврейские партийные и общественные организации, существовали еврейские школы. Между двумя мировыми войнами часть евреев Дрогобыча переселилась в Эрец-Исраэль, среди них цаддик дрогобычских хасидов Хаим Шапиро, который первым из хасидских руководителей официально примкнул к сионистскому движению.

К 1939 г. в Дрогобыче жили 17 000 евреев. В сентябре 1939 г. Дрогобыч был занят частями Красной армии. Все еврейские общественные и партийные организации были распущены. Многие евреи Дрогобыча, а также беженцы из немецкой зоны оккупации были депортированы в отдаленные районы Советского Союза, синагога была закрыта. Власти организовали две еврейские школы с преподаванием на идиш, еврейские клубы и библиотеки.

1 июля 1941 г. Дрогобыч был оккупирован германской армией. Незначительному числу евреев удалось эвакуироваться. Сразу после вступления германских войск начались убийства евреев, организованные украинскими националистами, в которых участвовали также германские военнослужащие. Более трехсот евреев были убиты.
В июле 1941 г. в Дрогобыче был создан юденрат. Еврейское население было заключено в гетто, окруженное колючей проволокой; в августе 1942 г. вокруг гетто была выставлена вооруженная охрана. На еврейское население была наложена большая контрибуция. По отчетам оккупационных властей, евреи сдали 14 529 золотых и серебряных предметов. Зимой 1941-42 гг. большое количество людей в гетто умерло от эпидемий.

В начале 1942 г. юденрат организовал ряд предприятий, которые выполняли заказы оккупационных властей, чтобы избежать уничтожения еврейского населения.
В конце марта 1942 г. была проведена акция, около двух тысяч евреев были отправлены в лагерь смерти Белжец. 8-17 августа 1942 г. была осуществлена вторая акция, не коснувшаяся только обладателей рабочих удостоверений, остальные (более трех тысяч человек) были депортированы в Белжец. Немцы при помощи украинских полицейских ловили скрывавшихся евреев и уничтожали их, так погибло более шестисот человек.
23-24 октября и в ноябре 1942 г. были осуществлены акции, во время которых тысячи евреев были отправлены в Белжец.
15 февраля 1943 г. 450 евреев были вывезены из города и убиты.
21 мая - 10 июня 1943 г. гетто было ликвидировано, его узники, в том числе члены юденрата, были расстреляны за городом. В живых были оставлены только рабочие и ремесленники, в работе которых оккупационные власти были наиболее заинтересованы. В апреле 1944 г., в связи с наступлением советской армии, они были отправлены в Белжец.

После освобождения Дрогобыча в августе 1944 г. из укрытий в городе и из лесов вернулись около 400 евреев. Одна из жительниц города, учительница Мария Струтинская укрыла и спасла от гибели 13 евреев. Большинство уцелевших евреев Дрогобыча выехало в Польшу, а затем - в Израиль и другие страны. Сейчас евреи в Дрогобыче не живут.

Дрогобыч - второй по величине (77 тыс. жителей) город Львовской области в 60км от областного центра. Впрочем, здесь не покидает чувство, что находишься в большом городе, и отчасти это так: Дрогобыч - центр агломерации, куда входят также индустриальные Борислав и Стебник, курортные Трускавец и Сходница и множество мелких сёл. Общее её население - 237 тыс. человек, а города почти соприкасаются окраинами.
Более того, Дрогобыч - экс-облцентр: Дрогобычская область существовала в 1939-59 годах. История этого города вообще уникальна: в Средние века здесь добывали соль, а в Новое время - нефть. Дрогобычский район - один из двух старейших нефтяных районов бывшего СССР (наряду с Баку), и пожалуй крупнейший промышленный узел Западной Украины. Соляная эпоха оставила здесь готический собор и удивительную деревянную церковь, нефтяная - роскошный исторический центр.

Рассказ о городе будет состоять из двух частей. В первой прогуляемся вокруг здешней площади Рынок, название которой вполне актуально и в наши дни.

Маршрутки Львов-Дрогобыч ходят от привокзальной площади по заполнению (то есть оплата водителю), делая 20-минутную стоянку на Центральном автовокзале (расположен почти за городом на южной окраине). В пути - около полутора часов, но уже минут через 40 в городке Николаев проезжаешь мимо огромного цементного завода, а дальше пейзаж начинается меняться. В деревнях становится больше дерева, и как-то ощущается близость гор.

Вокзал в Дрогобыче - то ли сталинский, то ли перестроенный австрийский. Большинство вокзалов Западной Украины примерно такие. Слева - посадочная платформа львовских маршруток (курсируют с 5 утра до 8 вечера). Вокзал находится примерно в 3км от центра, и вдаль ведёт мрачноватая улица "ободранных" сталинок:

Я шёл минут 15, потом мне это надоело и в центр решил ехать на маршрутке. Заснял только вот эту инсталляцию на здании школы:

Маршрутка по украинскому обычаю оказалась переполнена, из окна видел только первые этажи многоэтажек (эти районы в Дрогобыче смотрятся вполне цивильно), и наконец слез около новодельной церкви:

Меня сразу озадачило обилие торговли - люди сидели на деревянных ящиках или даже стояли, продавая всякую всячину. Интуитивно я пошёл туда, где плотность торговли увеличивалась, и вскоре наткнулся на гигантскую заброшенную синагогу (1842-65):

Почти все уцелевшие синагоги Галиции отличаются внушительными размерами, и почти все заброшены. Дрогобычская - едва ли не самая крупная на всей Западной Украине. Не столь уникальная, как Жолкве - но тоже очень красивая.

От синагоги был снят и вводный кадр. На улице перед фасадом смешались машины, торговцы и покупатели. А когда я обошёл кислотно-оранжевый дом с заглавного кадра, моему взгляду открылось вот что:

Такого я еще не видел: огромный базар целиком заполнил несколько улиц! Вереницы палаток и торговок соседствовали при этом с цивильными магазинами и даже кафе. Я был потрясён, и сначала подумал, что может быть это какой-то базарный день (10 сентября)... Спросить у торговцев я постеснялся, а вот музейщики в церкви Святого Юра сказали, что тут всегда так. Но церковь находится на окраине - может, они просто не совсем понимали, о чём именно я говорю?

А совсем рядом вполне нормальная площадь с новостройками и детским городком - два кадра были сняты почти с одной точки:

Базар закончился у Расстрельной стенки - памятник жертвам НКВД (при отступлении Красной Армии в Дрогобыче было расстреляно около 1000 человек - в основном политзаключённых).

Сделано очень сильно и страшно. И давайте не будем забывать, что памятники жертвам репрессий есть и в России, и в своей стране мы ведь их не воспринимаем как русофобию?

Отсюда буквально 20 метров до Рынка - теперь исторического, а не современного:

Дрогобычский Рынок - уменьшенная копия Львовского. В центре - похожая на сталинку Ратуша (1927), башню которой мы видели на многих других кадрах:

По бокам с двух сторон старые дома, с третьей - новоделы (на кадре выше), с четвёртой - единая фасада в стиле функционализма:

"Расстрельная стенка" находится близ северо-восточного угла площади. Близ северо-западного в сквере видна башня, по одной версии построенная в 1551 году, по другой - еще в 13 веке:

Вообще, Дрогобыч достоверно известен с 1238 года, но по легенде, еще в 11 веке существовал город Быч (назван по реке), разрушенный то ли кочевниками, то ли в одной из русско-польских войн, после чего жители основали "Другой Быч" (опять же, "другой" по-украински означает "второй"). В Средние века город поднялся на солеварении - несколько колодцев давали соль для более чем 40 варниц (что сопоставимо со средневековым Соликамском). Вообще, солеварение здесь давнее - по одной из версий, само слово Галиция происходит от halis - "соль". Наследие Дрогобыча как соляной столицы - башня и Собор Святого Варфоломея (1392-1510) - редкий в этих краях образец готики:

Увы, Варфоломеевский костёл расположен так, что адекватно заснять его почти невозможно - видны лишь деревья и что-то огромное краснокирпичное за ними. Вход в костёл также оказался закрыт - хотя внутри красивое убранство 19 века (в том числе витражи по рисункам великого польского художника Яна Матейко). Внешний облик костёла очень суров (ведь готика - это довольно большая и разнообразная группа стилей, и то, с чем она ассоциируется обычно - лишь один из них), но удивительно оформление его стен:

Между собором и башней - памятник. Это Юрий Котермак, более известный как Юрий Дрогобыч (1450-1492) - великий средневековый учёный. Сын солевара, Юрий закончил церковную школу, был счетоводом у львовского купца Айнольфа, в 1468-73 годах учился в Ягеллонском университете (Краков), откуда отправился в Болонью, где в старейшем университете Европы (основанном в 1088 году) одновременно преподавал философию и изучал медицину, а в 1481-82 годах даже был ректором Болонского университета. Вершиной карьеры Котермака стала работа с Папой Римским Сикстом Шестым, по заказу которого он составлял "предсказания" (то есть прогнозы), касающиеся политики, астрономии и эпидемий. В 1486 году вступил в конфликт с понтификом и был вынужден вернуться в Краков. В числе его студентов был Николай Коперник.

Соседний угол Рынка (противоположный "расстрельной стенке") украшает Троицкий костёл (1690-1709, изначально кармелитский):

Наконец, от последнего угла параллельно улице, по которой мы пришли, уходит улица Ивана Мазепы:

Её ансамбль - один из самых роскошных в Западной Украине, сложился в конце 19 - начале 20 века, в эпоху нефтяного бума, когда в Дрогобыче размещались конторы фирм со всей Европы:

Стили - от "гуцульской сецессии" до функционализма. Детали - не хуже львовских:

Одна из боковых улочек:

Площадь с небольшим театром имени Юрия Дрогобыча:

Словом, архитектурный ансамбль здесь достоин, конечно, не Львова, но хотя бы Ивано-Франковска:

Улица выводит к Петропавловской церкви (1831, рококо):

Особенно интересный вид от входа:

Соседнее здание в 1939-1941 годах служило тюрьмой НКВД, а в 1941-44 - комендатурой Гестапо. Мозаика на её торце (обращённом к церкви) - изображения новомучеников Северина Бараника, Якова Сеньковского и Виталия Байрака (греко-католические священники, расстрелянные в 1941 году при отступлении Красной Армии).

Вообще, война прошлась по Дрогобычу страшно. В 1939 году около 40% населения города составляли евреи (13 тыс. человек), община которых была уничтожена практически полностью. Помимо концлагерей и массовых расстрелов, нацисты использовали и так называемые "дикие акции" - в определённые дни гестаповцы и полицаи просто убивали на месте всех попавшихся на глаза евреев. Так был убит Бруно Шульц - выдающийся польскоязычный писатель и художник. Выжили те, кто сумел вовремя покинуть город, и часть тех, кто оказались в трудовых лагерях. Несколько сотен человек спасли немецкий майор Эберхард Хальмрих и его жена Доната, причисленные позднее к "Праведникам мира".

Кварталы исторического центра тянутся и дальше, но я туда уже не пошёл - вообще, я обошёл меньше половины центра Дрогобыча, но у меня и не было цели осмотреть его весь. Выдающихся зданий и улиц в центре Дрогобыча очень много - я бы поставил его в один ряд с небольшими губернскими городами России.

Назад я шёл по Подвальной улице (параллельно улице Мазепы), больше похожей на двор.

Нет, дворы тут такие:

Подвальная вывела меня к Троицкому костёлу, откуда был кратчайший путь до церкви Святого Юра по улице с названием Соляной Ставок:

Но я вместо этого пошёл к Варфоломеевскому костелу, далее по улице Юрия Дрогобыча, и свернул в первый понравившийся переулок:

В следующей части - о старых предместьях Дрогобыча и двух деревянных церквях, в том числе церкви Святого Юра, едва ли не самом выдающемся деревянном храме Галиции.

ГАЛИЦИЯ -2010 .