Древние афины главная площадь агора. Афины — Агора…. Смотреть что такое "Агора" в других словарях

Афинская Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com) Вид на афинскую Агору (AJ Alfieri-Crispin / flickr.com) Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com) Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com) Tilemahos Efthimiadis / flickr.com Стоя Аттала (Афинская Агора), Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах (icelight / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Храм Гефеста, Афины (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Архитектура храма Гефеста, Древняя Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста в Афинах (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Скульптуры Древней Агоры (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

История Древней Греции захватывающая, и простыми словами ее не описать. Одним из памятных исторических мест родины Гомера, Аристотеля и Гиппократа, являющихся культурным наследием современности, стоит назвать агору в Афинах.

Агора, расположенная в Афинах, представляет собой гигантскую городскую площадь, которая занимает немыслимую для современных мегаполисов территорию в 5 гектар, и располагается на холме неподалеку от Акрополя, в северо-западном направлении.

В Афинской Агоре торговали, создавали разнообразные организации, сообщества и братства, назначали встречи, беседовали, обсуждали новости. Огромная площадь была местом рождения законодательных актов в далёких временах, еще до н.э.

Афинским архитекторам древности удалось создать уникальную конструкцию для своего времени, успешно реализовав один из первых важных экспериментов по строительству крытого сооружения.

Значение слова «агора» заключается в глаголе «собирать». Ещё одним значением данного слова является действие «созывать».

Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com)

Такое название в переводе с греческого, действительно, оправдывает себя полностью, ведь, таким образом, можно объяснить предназначение агоры как основного и самого популярного места для встреч в Древних Афинах.

В те далёкие времена площадь стала настоящим эпицентром общественной жизни, гражданского самоуправления и принятия судебных решений.

Помимо этого, она была и крупной торговой точкой, сценой для театральных постановок и спортивной ареной, а также зоной проведения интеллектуальных сражений.

В 30-х годах прошлого века американские исследователи античности провели археологические раскопки по всей территории афинской агоры, и сегодня это место стало одним из самых посещаемых в Греции благодаря неиссякаемому ежегодному потоку туристов, желающих ознакомиться с её историей.

Значение афинской Агоры в Древней Греции

В Древней Греции не только в Афинах, но и в других городах-государствах, так называемых полисах, важнейшие рыночные площади возникали неподалеку от религиозных языческих мест поклонения богам. В столице древней Эллады таким божественным центром был Акрополь. Он возвышался над городом, что позволяло обозревать весь город.

Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com)

Площадь Агора, ограничивающаяся холмами Ареопаг и Колон, располагалась по соседству с величественным Акрополем. Найденные керамические обломки в той местности говорят о том, что люди селились здесь около 4 тысячелетий назад.

Идея создания столь масштабной городской площади пришла к афинским правителям еще в VI столетии до н.э.

Данному стремлению способствовал установленный демократический режим на территории Древней Греции.

С момента принятия жизненно важных политических перемен намного больше внимания стало уделяться общественной жизни и спустя некоторое время запланированное строительство приобрело максимальные обороты и работы стремительно расширялись. Появившаяся древняя агора обозначила новый этап в общественной жизни эллинов.

Праздник на Агоре

Пересекала площадь Агору широкая улица под названием Панафинейская. Она располагалась по диагонали площади и была посыпана гравием. Именование центральной улицы связано с празднеством, которое отмечали в греческой столице в обязательном порядке.

Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com)

Во время этого праздника в жертву богам приносили домашний скот, от Дома процессий до Акрополя проходила праздничное шествие, участники которого несли одеяние для богини Афины к её статуе. Фриз Парфенона наглядно демонстрирует пышность данного праздника.

Архитекторы Древней Греции сумели предусмотреть и позаботиться также и о том, чтобы остальным гражданам Афин была предоставлена возможность наблюдать за торжественным шествием на площади Агоре.

Для этой цели были созданы специальные подмостки и ступени с выступами, благодаря умелому размещению которых можно было следить за проведением мероприятия. На самих же ступеньках фасадов могли разместиться сотни, а иногда и тысячи человек.

Наградив агору особой важностью, ей предоставили роль главного места верования и поклонения, и уступать своей значимостью она могла только Акрополю.

Храм Гефеста на территории Агоры

На протяжении так называемого Золотого века, все стороны социальной жизни в Афинах затрагивал религиозный вопрос. Строили множество святилищ в честь разных богов, которые, по мнению греков, покровительствовали различным государственным службам.

Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com)

Среди подобных построек популярностью в наши дни пользуется храм Гефеста в Греции. Обнаруженные учёными во время одной из археологических экспедиций металлические и керамические изделия подтверждают факт того, что здесь поклонялись именно Гефесту. Он был греческим Богом кузнечного ремесла и огня. Однако спустя несколько столетий, благодаря хорошему состоянию храма его преобразовали в храм для православных христиан имени Святого Георгия.

Божественным покровителем агоры стал могущественный Зевс. Древние греки считали, что он вдохновлял величайших ораторов, даруя им уверенность в сказанном слове, твёрдость и харизму. Их выступления на агоре приносили успех, а многие слова и фразы, сказанные ими, стали крылатыми и пользуются известностью в наши дни.

Древний рынок Агоры

Как уже говорилось, одним из главных предназначений афинской Агоры было ведение торговли и организация первых в мире банковских дел. Уже в V веке до н.э. афинская Агора в Греции стала устойчивым торговым центром всего полиса, известная своей валютой и скрупулезными архонтами, задачей которых был контроль над справедливостью и честностью в торговом процессе.

Древняя статуя на главной площади Афин (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

По агоре ходили рыночные охранники, метрономы. Их миссией была защита отдельных участников торговли как покупателей, так и продавцов.

Рынок, который представляла собой древняя агора в то время, был разделен на несколько секторов, называвшиеся кругами. Их определяли по характеру продаваемого товара.

Как правило, торговый процесс продолжался около 3 часов, начиная с девяти утра. Продавцы выставляли свой товар на столах, камышовых перегородках, находясь под легкими солнцезащитными навесами.

После 12 часов дня всю продукцию убирали до наступления следующего торгового периода.

Основные товары, которые можно было встретить на агоре: вино, мед, оливковое масло, керамика, пшеница и различные обработанные металлы. Каждому предпринимателю, желающему торговать на агоре, нужно было обладать высокой конкурентоспособностью и соблюдать все строгие правила продаж тех времен.

Концертный зал и Библиотека Панеция

Стоит отметить и культурную составляющую предназначения Агоры. Афины стали пользоваться еще большим спросом среди древнегреческой интеллигенции.

На территории агоры в Афинах был сооружён Концертный зал, сцена которого была создана из разноцветного мрамора, а его ширина составляла 25 метров. Одновременно он мог принять до 1000 человек.

Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

Изначально зал напоминал шатер, в котором не было ни колонн, ни столбов, ни каких-либо опор. Наиболее любознательные граждане могли посетить созданную в тот же период библиотеку Панеция.

В ней было много отделов, в каждом из которых хранились рукописные манускрипты на папирусе, пергаментные записи, содержащие множество непонятных слов для современного человека, и наверняка, имеющие важность для эллинов того времени.

Главный читальный зал библиотеки выходит к западу, и, пройдя через огромный ряд колонн, можно увидеть внутренний двор, представляющий собой подходящее место для прогулки, беседы или размышления.

Сегодня зачастую считают, что афинская агора – это то, что находится прямо у подножия Акрополя. Еженедельные воскресные ярмарки - это уникальные мероприятия, организованные администрацией памятной площади, которые станут абсолютной неожиданностью для гостей города и позволят окунуться в колорит греческих фольклорных традиций, оставив массу приятных впечатлений.


3 - Девятиструйный фонтан
4 - Южная стоя (греч.) русск. I
5 - Эакион
6 - Стратегий (греч.) русск.
7 - Колон Агорский (греч.) русск.
8 - Толос
9 - Плиты
10 - Монумент эпонимов
11 - Старый булевтерий
12 - Новый булевтерий
13 - Храм Гефеста
14 - Храм Аполлона Патрооса (греч.) русск.
15 - Стоя Зевса Элефтерия (греч.) русск.
16 - Алтарь двенадцати богов (греч.) русск.
17 - Царская стоя (греч.) русск.
18 - Храм Афродиты Урании (греч.) русск.
19 - Стоя Гермеса
20 - Расписная стоя

Возникновение Агоры в Афинах

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь - монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон Агорский (греч.) русск. ограничивали её с юга и запада . Археологические данные свидетельствуют о том, что люди использовали агору как место поселения уже в позднем неолите , около 3000 года до н. э. Найдены черепки изделий в колодцах и ямах. В поздний элладский или микенский период (1550-1100 годы до н. э.) и железный век (1100-700 годы до н. э.) здесь находилось кладбище с гробницами-толосами и камерными гробницами в первый период и сидячими и простыми погребениями в ямах во второй. Существовало небольшое поселение в геометрический период . По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь .

История

Первые общественные здания Юго-восточный фонтан и Алтарь двенадцати богов (греч.) русск. построены в 520 годах до н. э. во время тирании Писистратидов . С установлением демократии в Афинах в 508-507 годах до н. э. больше внимания стало уделяться общественной жизни и строительство быстро расширялось. Сначала были построены Старый булевтерий и Царская стоя (греч.) русск. , местопребывание «архонта -басилея » (царя) . В юго-западном углу были поставлены два пограничных каменных столба . Для Агоры началась новая жизнь и она стала играть более значительную роль.

Первые раскопки осуществляет Афинское археологическое общество в 1857-1912 годах и в 1896-1897 годах. В 1890-1891 годах при рытье котлована для железной дороги Афины - Пирей были раскопаны фундаменты зданий агоры. В 1931 году Американская школа классических исследований в Афинах (англ.) русск. (ASCSA) начинает раскопки, финансируемые Джоном Рокфеллером . Раскопки продолжались до 1941 года. В 1945 году раскопки были продолжены и продолжаются в настоящее время. Для раскопок потребовалось снести более 400 зданий на площади 12 гектаров .

В XIX веке восстановлены четыре фигуры мраморных гигантов и тритонов на фасаде гимнасия (Одеона Агриппы). В 1953-1956 годах Американская школа классических исследований в Афинах восстановила Стою Аттала в качестве Музея агоры и Церковь Святых Апостолов , построенную около 1000 года. В 1972-1975 годах проводились работы по реставрации и консервации Гефестейона , в 1978 году восстановлена крыша .

Панафинейская улица

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору была Панафинейская улица. Её ширина была 12-20 метров . Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи , отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с Дипилоном (греч.) русск. , главными городскими воротами, к Акрополю . По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне . Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Описание

На северной стороне, ближе к центру площади находится Алтарь двенадцати богов, построенный в 522-521 годах до н. э. Алтарь считался центром Древних Афин и выполнял роль начальной точки отсчёта дорожных расстояний .

Самые важные здания были построены у подножия Колона Агорского у дороги, условно называемой Западной дорогой. Толос (470 до н. э.), круглый Пританей , служил местом для собраний 50 пританов Буле (Совета пятисот). Новый булевтерий (середина V века до н. э.), с расположенными амфитеатром местами , служил местом собраний для Буле, законодательного органа власти, разрабатывавшего законопроекты, выносимые на рассмотрение Экклесии (Народного собрания), и имел портик, где были установлены камни с высеченными на них законами . Метроон (начало II века до н. э.), здание с четырьмя комнатами и колоннадой на фасаде, служил святилищем Матери богов и хранилищем государственного архива . Монумент эпонимов (350 год до н. э.) был длинным постаментом для 10 бронзовых статуй героев-эпонимов афинских фил. Также в западной части агоры находятся остатки храма Аполлона Патрооса (Отчего, 325 год до н. э.) с четырьмя ионическими колоннами на фасаде , так называемый, потому что посвящен отцу Иона , родоначальнику ионян , племени, к которому относились афиняне. Здесь же целла небольшого храма Зевса Фратрия и Афины Фратрии (350 год до н. э.) и Царская стоя, местопребывание «архонта-басилея» (царя) . Стоя Зевса Элефтерия (Освободителя, V век до н. э.), культ которого возник после битвы при Платеях в 479 году до н. э., когда греки изгнали персов, по фасаду украшена дорическими колоннами, а внутри - ионическими .

Над агорой на холме Колоне Агорском на западе возвышался храм Гефеста и Афины (середина V века до н. э.), известный как Тесейон .

В юго-западной части агоры найдены мраморные пограничные столбы (500 до н. э.), для обозначения входа на площадь. Рядом с одним из них находилась мастерская Симона, кожевника, согласно Диогену Лаэртскому у него часто бывал Сократ .

Дальше на юго-западе проходит долина, ведущая к холму Пниксу . Здесь находятся мастерские и жилые дома, так называемая «ремесленная область». Большое, так называемое «известняковое здание» предварительно определено как Десметерион, тюрьма, в которой был казнён Сократ .

В южной части агоры находятся Юго-западный фонтан (340-325 до н. э.), Эакион (начало V века до н. э., ранее определяемый как Гелиея), Южная стоя I (430-420 до н. э.), Южная стоя II (II век до н. э.), Юго-восточный фонтан (530-520 до н. э.) и Монетный двор (400 до н. э.). Византийская церковь Святых Апостолов построена около 1000 года н. э.

Во II веке до н. э. построена Средняя стоя, служившая местом торговли и разделившая площадь на две неравные части. В северной части около 15 года до н. э. Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы, большой концертный зал. Позже был возведён фасад Одеона с колоннами в виде фигур гигантов и тритонов. К северу от Одеона находится дорический периптеральный храм Ареса, перенесённый из Палини в римский период .

Находящаяся в восточной части агоры Стоя Аттала (159-138 до н. э.) полностью восстановлена в качестве Музея агоры .

В северной части обнаружены руины Расписной стои (стои Пойкиле), получившей название из-за украшавших некогда её расписных деревянных панелей .

Храмы, алтари и боги-покровители

Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища.
Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина , как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремёсел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом.

Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалёку храм Матери богов был окружён множеством памятников героям.

Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринуждённых прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов.

Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приёмов, особенное оживление вносят три разные вида капителей - дорические, ионические и египетские .

Административный центр

В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе, а затем в Метрооне хранились государственный архив и эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета Буле располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон скалы. Здесь, а затем в здании Булевтерий члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания.

Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин - одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

Коммерческий центр

Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V-IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов , которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре также расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы , прометреты . Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана .

Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими. Банковскими операциями занимались трапезиты, сидящие за четырёхногими столами (трапезами) в стоях.

Место в культурной жизни

Для культурных мероприятий был сооружён Одеон. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой , зятем римского императора Августа . Его сцена была вымощена разноцветным мрамором . Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известных в древнем мире.

В правление Траяна (98-117) в юго-восточной части агоры была построена Библиотека Пантена (греч.) русск. . Согласно найденной надписи принадлежала римлянину Титу Флавию Пантену и построена около 100 года

Греческое слово агора́ происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой трагедии, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. Говорят, известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями. Здесь побывал и апостол Св. Павел , возмутившись обилием капищ и жертвенников, в одном месте сосредоточенных.

Сейчас здесь тишина, руины и деревья пышнокронные. Слева — храм Гефеста . В центре — памятник знаменитым героям, именами которых названы десять племен Аттики (IV век до н.э.). Неподалеку — статуи наиболее именитых архонтов. Все скульптуры сильно повреждены.

Архонты — старейшины родо-племенных союзов, по нашему — главы администрации. Мраморные архонты восседают в мраморных креслах с львиными лапами. Я не смогла посмотреть им в глаза: у всех отбиты головы.


Афины. Агора. Выставка архитектурных обломов —
останков древних раритетов

Архитектурные обломы бережно подняты с земли и, если есть такая возможность, к другой своей части прилажены в надежде, что выставка позволит вернуть впечатление, какой была Агора, когда были живы храмы.

Когда я бродила по Агоре, все обломы были повержены, коринфские капители стояли как корзины цветов на полу, а византийские храмы — такие неуклюжие, коробчатые, не беломраморные, а пестро-каменные — в этом побоище себя утверждали. Но, не утвердились…

Классика — образец Красоты, в веках непревзойденный!


Афины. Агора. Реконструкция зданий из архитектурных обломов —
останков древних раритетов

В настоящее время границей Агоры служат торговые улицы района Монастираки , где каждую неделю происходят воскресные базары, позволяющие ощутить колорит греческого фольклора и среднего востока. Я стараюсь не отвлекаться от того, что не шумит, от того, что молчит, ожить пытается и…

Для меня этой реконструкции достаточно, чтобы возникла в яви Центральная галерея, или «Стоя» — крытое пространство для общественных собраний. Чем «стоя» отличается от храма? По сути, все это — одно и то же, разница лишь в том, какой силе поклоняться: небесной или земной.

Не сердитесь на меня за брюзжание: то действует демократичный дух, свойственный времен …


Не могу не заметить, что Тесейон , что Гефестион выглядят подражанием Парфенону : все — то же и, одновременно, чего-то не достает. Чего? Тесейон (Гефестион) — типичный храм . Парфенон — шедевр, рожденный Высоким вдохновением своих авторов.

Похоже, все наши проблемы возникли в Элладе…

Это — фрагмент главного фасада храма. Я по собственному произволу превратила его в ученическую отмывку. Их в докомпьютерные годы обучения профессии студенты-архитекторы выполняли в немалом количестве.

Превратила и сердце заныло: здесь есть чему поучиться, прежде всего идеальному соблюдению уравновешенности несущего (строя колонн) и несомого (тяжести антаблемента).
То — периптеральный храм, внутренние помещения которого, спрятавшиеся за прямоугольными стенами, окружены колоннами со всех четырех сторон. Можете вернуться на предыдущую страницу и посчитать: по торцам храма стоит 6 колонн, по продольной стороне — 13. Это — типичное для дорического периптера соотношение.

За наружной колонадой можно разглядеть портик пронаоса — преддверия храма. Видны дорические колонны меньшей высоты, чем в периптере. Во внутреннем помещении — наосе — находились статуи Гефеста и работы скульптора Алкамена .

Все для эллинов было привычно, отработано — типично.


Видели Пергамский алтарь Зевса ? То — колонный храм в обилии скульптур и декора. Здесь — только плиты-ступени, уложенные друг на друга. Декор разбит? Не думаю, что он был: обилие храмов и скульптуры на Агоре можно преодолеть лишь Простотою, что рождает благоговейную тишину…

Алтарь Зевса Агорея из пентелийского мрамора — один из первых объектов, найденных на Агоре во время первого сезона раскопок в 1931 году. Алтарь находится на востоке от Метроона , за статуей Адриана.

Вначале считалось, что алтарь всегда располагался на том месте, где был найден. Затем обнаружили метки каменщиков на краях блоков, сделанные в том же стиле, что и на блоках храма Ареса . Значит, в одно и то же время были перенесены многие другие объекты Агоры.

Скорее всего, перенос алтаря произошел в эпоху Августа , когда уменьшилось значение афинской государственности. Театр Диониса пришел на смену месту для народного собрания, да и само это собрание потеряло значимость во время власти римского императора.

Все приходит, живет и уходит.


Да… Дуб и лавр по бокам алтаря были посажены в 1954 году королем Греции Павлом и королевой Фредерикой.

Постояли в благоговейной тишине у алтаря Зевса?
Пусть кошка, живущая на Афинской агоре, дремлет,
что ей Зевс — привычное дело, а мы продолжаем движение…


Вид на Афины с горы Ликабетос, за которой встает солнце.
К V веку до н.э. принадлежат Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи, поднявшиеся на Священной скале на 156 метрах над уровнем моря.
Вдали — Средиземное море и порт Пирей с гаванью Перикла

Не упустите, в какой последовательности расположены храмы на показанном виде Афин. Пропилеи тянутся вверх, поднимаясь из-за за Священной скалы . На верхнем плато справа — . Слева возвышается Парфенон , смотрящий на нас своим восточным фасадом. Вокруг храмов на верхнем плато лежат архитектурные обломы и бродят люди по дорожкам, отполированным в мраморе их ногами. Все…

Любой другая точка видимости покажет другой ракурс на , и виды эти сложатся в калейдоскопическое видение: неразрывно-непрерывное представление целого…

ПЕРЕД НАМИ — МИРАЖ, НАПРЯЖЕННО ВИБРИРУЮЩИЙ,
ЧТОБЫ, ДАЖЕ РУИНИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРЕТЯ,
ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВА — ТЕЧЬ ЧЕРЕЗ ВРЕМЕНА…

ПЕРЕД НАМИ — ЭПИЦЕНТР ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕ КОТОРОГО ПОПАДАЮТ ЗРИТЕЛИ,
ВОСХОДЯЩИЕ НА АКРОПОЛЬ, А ВМЕСТЕ С НИМИ —
ИХ СЕМЬИ, ГОРОДА, СТРАНЫ, В ОБЩЕМ — ЗЕМЛЯНЕ.

БЛАГОДАРНОСТЬ ПРИНОШУ КАЛЕЙДОСКОПИЧЕСКОЙ СПИРАЛИ, ЧТО НЕ ИССЯКАЕТ В АФИНАХ, А ЗАКРУЖИВШИСЬ У АКРОПОЛЯ, УХОДИТ В БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ БЫТИЯ.

Вы сомневаетесь в наличии Спирали? Тогда скажите, как можно на деле стать Классикой — образцом для подражания в бесконечной цепи последующих Пространств-Времен? В этом-то не сомневается никто.


Афины. Вид на город со стороны Акрополя.
На переднем плане — Плака: старейшая часть города.
На дальнем — гора Ликабетос

Каждая пядь земли Греции связана с древней мифологией — каждый храм, каждая оливковая роща, каждый холм. Пример — легенда, рассказывающая о том, как гора Ликабетос оказалась в Афинах. По преданию, богине Афине хотелось, чтобы ее святилище на Акрополе было поближе к небу, то есть располагалось повыше от земли.Однажды, во время сильной ночной грозы, она направилась на гору Пентеликон и оторвала от нее большую скалу с тем, чтобы водрузить эту скалу поверх акропольской. Так случилось, что на обратном пути две черные птицы принесли Афине дурные вести о событиях, в которые она немедленно должна была вмешаться. Разгневанная Богиня в спешке бросила ношу и впоследствии забыла о своем плане, так что скала (в 278 метров высотой) осталась навеки лежать на том самом месте, где она ее оставила. А афиняне до сих пор благословляют свою быстрогневную и порой рассеянную покровительницу, когда им случается прогуляться по этой горе, ныне находящейся в пределах современных Афин.

Знаете, в чем изумительность восхождения на Ликабетос
по крутому серпантину? Делюсь наблюдениями…
За горой Ликабетос (в ноябре это было) встает Солнце.
Если вы сможете проснуться в пять часов утра
и добраться до горы, то будете восходить к Солнцу,
вдруг — на повороте серпантина — оказываясь над Бездной,
но не погибая от ужаса, а тая в солнечных лучах, проливающихся на Землю в беспредельной щедрости своей.

Для меня сила воздействия этого впечатления непреодолима…
Я поднимаюсь ввысь — к Солнцу, чтобы растаять в его лучах.
И эта возможность наполняет Счастьем всю мою жизнь.
О, Эллада… О, Афины… О, Великая богиня…

Повторю, тему развивая…
Парфенон занимает самую высокую часть скалы, как положено центральному сооружению ансамбля. При восприятии Акрополя с дальних расстояний, силуэт храма венчает собой целое. С той стороны, где Парфенон вплотную придвинут к южной границе Акрополя, он выглядит особенно эффектно: мраморная колоннада, кажется, вырастает из массива подпорной стены.

Этот ракурс предстает перед глазами, когда едешь в Афины из аэропорта. «Смотрите, сейчас откроется самый красивый вид на Акрополь», — сказал гид родом из Ташкента . «Не буду смотреть» — подумала я. Не удержалась — и по сю пору смотрю Парфенону в глаза в полном онемении.

При движении от Пропилей Парфенон виден в три четверти, что позволяет создать наиболее выгодное впечатление о нем, как о целом. Вспомните скульптуру: трехчетвертные ракурсы греки предпочитали всем другим.

К Парфенону «Панафинейская процессия » подходила
не с западной — ближней стороны от Пропилей, а с восточной — дальней. Чтобы сделать это, процессия должна была двигаться по дуге вдоль южной стены Акрополя.

Поняли, что происходило там, где Спираль зарождалась? Парфенон не отпускал восходящих на Акрополь из поля своего воздействия, но и не подпускал их к себе, пока они не проникнутся — не напитаются исходящими от него силами совершенного существа…

СПИРАЛЕВИДНОЕ ДВИЖЕНИЕ — ПРОСТРАНСТВ ТЕЧЕНИЕ,
НАСЫЩЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ,
ИЗ ПЛЕНА КОТОРЫХ НЕ ВЫРВАТЬСЯ НИКОГДА,
ИБО СПИРАЛЬ — ТА СИЛА, ЧТО В ПРИНЦИПЕ НЕОДОЛИМА.

И сегодня, если захотите, вы можете стать участниками процесса восхождения к Богам вне того, принимаете ли вы участие в «Панафинейских торжествах » или просто доверились Пространству. Правда, гиды акропольские упускают возможность организовать это фантастическое в его непрерывности действо: они тащат туристов от точки к точке, превращая ПРОЦЕСС в сумбур…

Как они свое непонимание оправдают, когда предстанут
перед Богами Эллады в положенный час?

Вглядитесь, еще чуть-чуть и мы поднимемся через Пропилеи на плато, пройдем возле Эрехтейона и приблизимся к западному фасаду Парфенона. Обратите внимание на театр под Акрополем. Он — совсем другой: имперский. Архитектура с легкостью выдает все тайны. А я…

Я вперед забежала, все о самом главном уже рассказала, а по моему сценарию нам еще нужно выйти на Агору . Если будете это делать без меня, запомните: перед закрытой калиткой в изгороди, отделяющей Агору от Афин, нужно оказаться в воскресный день, когда свободны входы во все музеи (музеи!), и стоять перед калиткой этой в 10 часов утра, потому что музеи (музеи!) закрываются в 16 часов и вы, задержавшись, можете не успеть пережить в целом Процесс торжественного восхождения к Богам олимпийским…


Все. Богиня Афина и город Афины, ждут нас. В них должно ожить Время и его современники — участники «Панафинейских торжеств», восходящие к своим Богам.

Как Боги принимали афинян?
В чем заключалась сущность их встречи с Богами?
Не к дарению же пеплоса сводилось восхождение:
то, несомненно, — внешняя сторона ритуала.
Тогда, что именно воздействовало на изменение состояния
дущи и духа участников торжества? И происходило ли оно?

Безусловно, происходило, ведь даже демонстрации на Дворцовой площади были очистительны с позиции недавно ушедшей веры. Отбрасываем сомнения — умозрительное восстановление Афинских архитектурных декораций начинаем. Они в руинах, значит, не могут не открыть Истины…


Герма, завершенная торсом Перикла. Римская копия
с греческого оригинала Кресила. Ватиканский музей.
Графическая реконструкция Парфенона, что показывает,
каким был храм до превращения в «руину, обнажающую истину»…

Что меня обнадеживает и настораживает… В ситуации, при которой Акрополь представлял собою обширное кладбище с грудами камней и осколками разбитых статуй, Перикл увидел единственный выход: с помощью искусства утвердить первенство Афин над всем эллинским миром.

Надеялся: Парфенон, став воплощением Совершенства,
будет владычествовать над Пространством безграничным
и Временем бесконечным! Будет!!!

ТАК ОНО И СЛУЧИЛОСЬ: ИСКУССТВО ЭЛЛАДЫ V ВЕКА ДО Н. Э.
СТАЛО КЛАССИКОЙ ИЛИ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
В БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕПИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ-ВРЕМЕН.

Эстетический идеал Высокой классики выражен в словах Перикла: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Эстетические цели Высокой классики выражены в его же словах: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа <…> Город наш - школа всей Эллады».

Периклу приписываются следующие цитаты: «Не уметь переносить бедность постыдно; не уметь избавиться от нее трудом ещё постыднее»; «Рождение - благо для тех, кто своими делами оставит вечную о себе память». Значит…

АФИНЯНЕ В ПОРУ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
ПОДДЕРЖИВАЛИ В СЕБЕ СИЛУ ДУХА
«РАЗВИТИЕМ СКЛОННОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ»?

Это — не Зло, идущее на Зло.
То Красота становится противодействующей Злу силой.
О, Перикл, ты — мудрейший из самых мудрых в Афинах…
О, Фидий, Иктин, Калликрат и Мнесикл, вы наделены Божественным даром, что позволяет вам говорить со всеми: кто шел до нас, кто идет за нами…

Что настораживает? Ждем ответа…


Графическая реконструкция Афинского акрополя,
наиболее достоверная, на мой взгляд.

На графической реконстукции представлены…
Парфенон (арх. Иктин и Калликрат, 447-438 гг. до н. э.).
Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437-432 гг. до н. э.).
Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат; 449-421 гг. до н э.).
Святилище Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.).

За Пропилеями где-то в центре Акрополя установлена статуя Афины Промахос - колоссальное изображение богини Афины-Воительницы, воздвигнутое в память побед над персами.
То Перикл — Великий стратег Афин — поручил в 449 году до н.э. скульптору Фидию большой государственный заказ: изваять колоссальную статую покровительницы города. Среди развалин, оставшихся после вторжения персов от предшествующего священного храма, Фидий воздвиг 9-метровый символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. На Зло правитель и художник ответили угрозой, то есть тоже Злом…

О, Афина! Ее рождение сопровождал золотой дождь. Она хранила молнии Зевса. Её изображение, так называемый палладий, упало с неба — потому ее и называют Афиной Палладой . Священным деревом Афины была маслина, считавшаяся «деревом судьбы», а в самой Афине ее почитатели видели Великую богиню-мать — родительницу и губительницу всего живого.

В Классический период Афина считалась Богиней мудрости в государственных делах.
Для поздней античности, поднимайтесь выше, в ней виделось большее:
ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ КОСМИЧЕСКОГО УМА
и СИМВОЛ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ МИРОВОЙ МУДРОСТИ.
Вот такой-то Идол в золотом одеянии возвышался
над Священной скалою, источая Свет и угрожая Смертью…
персам ненавистным.

НЕ НАДО!!! ЕСЛИ ЗЛОМ ОТВЕЧАТЬ НА ЗЛО,
СИЛЫ ЗЛА БУДУТ ЛИШЬ КРЕПНУТЬ!

Это знаем мы.
Афинянам подобные Истины могли быть неведомы…


Реконструкция Афинской агоры по сохранившимся обломам раритетов

Хотите убедиться, сколь безжалостно к былому Время? Ему бы только течь вперед и вперед, былое не ценя, былое предавая разрухе, уничтожению. Хотя бы раз Время остановилось и содрогнулось, осознав свое небрежение. Но, нет — нельзя: вместе с Временем и жизнь замрет. Они — неразлучная пара: все вперед и вперед — рождение, взросление, умирание…

Вы только прочтите: Святилище Афродиты Урании , Царский дворец, храм Ареса, храм Тесея (Гефеста), Булевтерий (зал заседаний Совета), Толос (место собрания пританов), Гелиэя (здание Народного суда), театр Одеон с гигантским портиком, множество алтарей, галерей, разрозненных скульптур и сгруппированных, есть даже трибуна оратора…

Вернее — все было, да Время былое смыло.


Вид на Афинский акрополь с Агоры, что располагается
у подножия Священной скалы

Из куп дерев выглядывают особнячки в неоклассическом стиле. Знакомая для петербуржцев архитектура, но… Сначала я никак не могла понять, в чем заключается несомненно присутствующее различие. Потом резко, вдруг поняла: особнячки — из мрамора. Рисовка карнизов, сандриков над дверьми и окнами выглядит чертежом на полированной стене каменной. Замечательно? Зато у нас все так мягонько, контуры расплывчаты, детали разваливаются и отваливаются…

Что потрясает всерьез, так это скала. При определенном освещении она становится голубой и выглядит небом. Она над Плакой и Агорой не висит, а тает. Ее можно перестать замечать, а потом, осознав фантасмагорический эффект, остолбенеть в изумлении — в мраморную статую или соляной столб превратиться.


Или Гефестион построен на западной границе Агоры. В настоящее время он является наиболее хорошо сохранившимся культовым зданием античного периода, потому что христиане, в свое время, превратили его в храм Святого Георгия и использовался он в соответствующем назначении вплоть до XVIII века..


Долгое время исследователи истории Древней Греции утверждали, что храм посвящен мифическому герою Аттики Тесею — победителю Минотавра : чудовища, пребывавшего в Лабиринте на и требовавшего, чтобы ежегодно в жертву ему приносили самых красивых юношей и дев. Мифический Тесей имел исторический прототип — 1-го царя Афин с тем же именем. Именно он превратил несколько поселений вокруг Священной скалы в город Афины.

В последние годы исследователи пришли к выводу, что храм посвящен не Тесею, а богу-кузнецу Гефесту и богине Афине. Повод так думать дали археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены приношения, которые совершали афинские ремесленники.



в градостроительных преобразованиях Афин.
Краснофигурная ваза с изображением движущихся в танце
женских фигур и вакхов

И сегодня при воспоминании о Плаке вдруг начинает в моем воображении звучать мелодия сиртаки и мерно движущиеся по Священной скале тени танцующих молодых людей становятся реальностью не то современных Афин, не то Древней Эллады , не то моей петербургской жизни.

Обратите внимание на включение интенсивного цвета, горящего на белой стене: красный, синий, желтый, зеленый. Такой же — четырехцветной — была раскраска и архитектуры, и скульптуры Древней Эллады.


Плака — самая старая часть города, уцелевшая от сноса
в градостроительных преобразованиях Афин

Не могу не показать Плаку : всю в теплых стенах с оконцами, закрытыми ставенками от дневного палящего солнца; всю в улочках-тупиках, будто специально так запутанных, чтобы надоедливые туристы не могли добраться до Акрополя. Священная скала с непостижимо прекрасными храмами здесь — висит над сетью улочек. Ее нет — потому что она недостижима.
Через Плаку не пройти — и не старайтесь: заблудитесь.

Я прошла быстро и вышла к дому, по желтому цвету стен которого очень крупными синими буквами было написано по-английски: «Через 200 метров — Акрополь», и указан знак, куда нужно повернуть. Эту надпись я тоже запомнила на всю жизнь, как награду за долгое ожидание встречи с Парфеноном .

Древняя Агора играла большую роль в городах Древней Греции. Это был духовный, административный, а так же торговый центр города.
С начала шестого века, в связи с реорганизацией государства, законодателем Солоном в 594 году до нашей эры, Агора стала играть важнейшую роль в жизни города.

Сегодня на территории Древней Агоры , господствует Колоннада Атталу, возведённая во втором веке до нашей эры, царём Пергамы-Атталом.Строительством колоннады, Аттал желал отблагодарить город Афины, где он получил своё образование в юности. Колоннада состояла из двух этажей, каждый из этажей которой включал в себя 21 торговых помещений. На фасаде каждого этажа расположено по 45 колон, которые на первом этаже выполнены в дорическом ордере,а на втором в ионическом.
Строительным материалом послужил белий пентельский мрамор.
Восстановление коллонады стало возможным в силу большого числа сохранившихся обломков и архитектурных деталей его украшения.


Восстановление колоннады, осуществлённой группой американских археологов в 1953-1956 годах, было произведено с большим соответствием с его древним подлинником.
С западной стороны от колоннады, почти в центре Агоры, находился Одеон, где сегодня возвышаются статуи посвящённые Гигантам и Тритонам. Одеон, являющийся подарком Агриппа, зятя римского императора Августа, городу Афины, состоял из двух этажей и был одним из крупнейших зданий Древней Агоры.
Одеон был полностью разрушен Эрулами в 267 году до нашей эры. Приблизительно в 400 году до нашей эры на его месте было возведено другое большое здание, называемое Гимназией, в котором были размешены философские школы, и которое позднее стало вроде университета.
Напротив Гимназии,западнее, сегодня сегодняшний посетитель увидит только место, где был возведён храм посвящённый Арису, выполненный в дорическом стиле и подобный по своей схеме храму Гефеста-Тисея. В западной части Агоры, находился духовный центр, как мы называли бы его сегодня, а так же были расположены следующие наиболее важные здания Агоры, с севера на юг:
1) Колоннада Зевса или королевская Колоннада, как её называл Павсаний, имеющая форму П, она была посвящена богу Зевсу, как спасителю Афинян от персидского нападения, и, которую часто посещал величайший философ Сократ. Знаменитый философ проводил дискуссии на философские темы со своими учениками.
2) храм Патроа Аполлона


3) храм Митроон, Матери Богов
4) Парламентарий, расположенный позади храма Митроон, и построенный в конце пятого века до нашей эры. В настоящее время видны фундаменты округлого очертания этого важного для Древней Агоры объекта, где жили и питались бесплатно в продолжении 30 или 36 дней Ректоры, кроме того здесь хранились официальные меры, и вообще здание служило административным центром города.
Сегодня посетитель с помощью гида и собственного воображения может оживить перед собой превратившиеся в руины здания, которые когда- то являлись великолепными образцами цивилизации в сердце древнего города Афины

    Ситония Халкидики

    Не только песчаные пляжи и небесно-голубая лазурь Эгейского моря привлекают сюда туристов. Полуостров находится в окружении уникальной, первозданной природы субтропиков и кажется отрезанным от внешнего мира небольшими бухтами с малолюдными поселениями, каждое из которых по-своему уникально. Среди поселков с прекрасными пляжами и древней архитектурой стоит упомянуть деревни, расположенные в 20 километрах от Неа Мармара, а именно: Агиос Янис, Трипотамос, Калогриа и Эля.

    В V в. до н.э. Дион, благодаря своей культовой принадлежности особо почитаемым в этих краях Зевсу и Музам, стал второй столицей Древней Македонии. Царь Архелай сделал его культурным центром, сравнимым по значению с главными жемчужинами Греции – Дельфами и Олимпией, – и совместившим в себе исключительность обоих.

    Платон-великий философ

    Платон-великий философ и мыслитель античности. По преданию настоящим именем его был Аристокл, как и имя его деда, и только значительно позднее его прозвали Платоном из-за ширины (платос) плеч. Платон был выходцем из очень знатной афинской семьи, родоначальником которой был царь Кодр. По всей вероятности, он был самым младшим из четырёх детей в семье.

    Аренда автомобиля в Греции

    Тот, кто едет в страну олив, строит далеко идущие планы. По Греции очень удобно путешествовать на автомобиле. Особенно это касается ее материковой части, но и по крупным островам допустимо передвигаться на машине, если спланировать свою поездку, соответственно расписаниям паромов.

    Словарь-Энциклопедия Суда

Афинская Агора́ - городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 5 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. Греческое слово агора́ (др.-греч. ἀγορά) происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американской школой античных исследований под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Возникновение Агоры в Афинах

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах Агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь - монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская Агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали её с юга и запада. Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н. э. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь и она стала играть более значительную роль.

Панафинейская улица

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Храмы, алтари и боги-покровители

Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились…