Подводные крабы. Подводная лодка «краб». подводные лодки черноморского флота. роо «академия русской символики «марс. Как был устроен подводный минный заградитель "краб"

России принадлежит приоритет в создании первого в мире подводного минного заградителя (ПМЗ). Еще в русско-японскую вой­ну 1904-1905 годов Михаил Петрович Налётов (1869-1938) спроектиро­вал и построил ПМЗ, вооруженный четырьмя минами заграждения. Падение Порт-Артура, где создавался ПМЗ, не позволило завершить его испытания. Идея М.П. Налётова была воплощена в жизнь десять лет спустя, когда по его проекту на верфях г. Николаева был построен пер­вый в мире ПМЗ «Краб», который превосходил по основным тактико-техническим характеристикам появившиеся позже ПМЗ иностранной постройки.

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный мин­ный заградитель спроектирован Михаилом Петровичем Налётовым, по образованию техником путей сообщения, талан­тливым изобретателем, энергичным и инициативным конст­руктором.

Идея создания подводного минного заградителя появилась у М.П. Налётова в день гибели бро­неносца «Петропавловск», подор­вавшегося на японской мине 31 марта 1904 года. Находившийся в то время в Порт-Артуре М.П. Налётов решил построить подводную лодку — минный за­градитель для постановки мин у неприятельских берегов. Эту подводную лодку Налётов строил на свои собственные сбережения : местное военно-морское началь­ство относилось к идее Налётова недоверчиво, но разрешило ему пользоваться мастерскими и «свободными станками».

Водоизмещение строившегося подводного минного заградителя должно было быть около 25 тонн, на нем предполагалось разместить 4 мины или 2 торпе­ды Шварцкопфа. Ставить мины предполагалось через люк в нижней части корпуса — «под себя».

Порт-Артур. ПМЗ и его командир — мичман Б.А.Вилькицкий в ходе испытаний, 1904 год

Заградитель был построен, были начаты его ходовые испытания, но в связи со сдачей Порт-Артура он достался японцам (по некоторым данным он был взорван). Командиром подводного минного заградителя, который по некоторым данным получил название «Портартурец» стал , вошедший в мировую историю как человек, совершивший .

В 1906 году М.П. Налётов представил Морскому техниче­скому комитету проект подводного минного заградителя водо­измещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налётовым бы­ли разработаны второй вариант подводного заградителя водо­измещением 450 тонн и третий — водоизмещением 470 тонн.

Четвертый, последний вариант заградителя был разрабо­тан Налётовым в 1907 году. 2 октября 1907 года специфика­ция с чертежами и проект контракта были представлены Ни­колаевским заводом «Наваль» на утверждение Морского ми­нистерства. В 1908 году Морское министерство выдало заводу «На­валь» заказ на строительство подводного минного заградителя.

Летом 1909 года, после испытания моделей ПЛ в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи под­водного минного заградителя, которые вместе со специфика­цией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налётов был назначен кон­сультантом при постройке корабля.

В проекте ПЛ обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цис­терны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя (ПМЗ) водоизмещением около 500 тонн при плавании в надводном положении.

Параллельно с постройкой подводного минного заградителя велось изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. На­лётовым, которые должны были обладать нулевой плавуче­стью. При этом возник спор между Налётовым и минным от­делом Морского технического комитета о приоритете в изо­бретении мин подобного типа. Налетов при­шел к выводу, что находящиеся на подводном заградителе мины с яко­рями должны быть нулевой плавучести, что не требовало на корабле устройства цистерн и систем замещения отрицательной плавучести мин. Для этого М.П. Налетов предложил увеличить объем якоря мины, а пос­ле выхода мины с ПМЗ в нужный момент заполнить якорь водой с тем, чтобы создать у него силу, необходимую для удержания всплывающей мины на заданной глубине установки.

Якорная мина типа «ПЛ»

В 1913 году на заводе Лесснера в Петербурге для ПМЗ «Краб» были изготовлены мины заграждения «ПЛ» (ПЛ-100) образца 1914 года с яко­рем переменной плавучести системы М.П. Налетова. При этом якорь мины состоял из двух помещенных один в другой цилиндров. Диаметр наружного цилиндра был равен диаметру мины сферической формы и обеспечивал компактное расположение мин с якорями на ПМЗ и их пе­ремещение при минных постановках. За счет объема, заключенного между наружным и внутренним цилиндрами якоря, создавалась его плавучесть. Верхнее дно наружного цилиндра было выполнено по форме мины, а нижнее — в виде плоского или выпуклого кольца. Во внутреннем цилиндре размещалась вьюшка с мин­репом и стопором. К нижнему дну на­ружного цилиндра крепилось чугунное кольцо, в котором было предусмотре­но отверстие для прохода к вьюшке сто­порного троса. На ПМЗ мины распо­лагались в горизонтальном положении и стопорный трос с грузом находился в специальном углублении. Якорь мины «ПЛ» системы М.П. Налетова образца 1914 года имел следующие массогабаритные характеристики: длину — 1000 мм, ширину — 850 мм, высоту — 950 мм и массу около 100 кг. В целом длина мины с якорем составляла 1500 мм, диаметр — 1230 мм.

Якорь мины типа «ПЛ»

Для размещения мин на ПМЗ в средней и кормовой частях над­стройки были предусмотрены две расположенные параллельно диаметральной плоскости корабля выгородки (коридоры, или каналы), оборудованные минными (рельсо­выми) путями. Мины грузились на ПМЗ с помощью штатного крана со стороны кормовых амбразур (минных клюзов) полностью приготовлен­ными для постановки, так как доступ к ним в море был исключен.

Устройство кормовой надстройки ПМЗ «Краб»

Мины устанавливались на минные пути, и для их перемещения на якорях мин были предусмотрены вертикальные и боковые ролики.

Перемещение мин по минным путям к кормовой амбразуре каждо­го минного ряда осуществлялось с помощью минного элеватора. При этом в нижней части минного коридора проходила конвейерная цепь, приводимая в движение вращением ведущего колеса звездочки, расположенного в носовой части минного ряда. Якорь каждой мины имел в нижней части палец с роликом, входивший в паз цепи минного элеватора. Звездоч­ки посредством конических зубчатых передач соединялись с приводны­ми электродвигателями, расположенными в прочном корпусе. При отработке минных элеваторов наряду с цепным приводом перемещения мин рассмат­ривался винтовой привод с червячным валом, в который входили веду­щие ролики якорей мин, катавшиеся между специальными направляю­щими погонами. Червячный вал вращался электромотором мощностью 6-8 л.с. при частоте вращения 1200 — 1500 об/мин. Электромотор рас­полагался в прочном корпусе и с помощью вертикального вала через коническую ше­стерню был связан с червячным валом правого борта, а с помощью пе­редаточного вала и конических шестерен — с червячным валом левого борта. В прочном корпусе были установлены указатели числа выставленных и остав­шихся на элеваторе мин. Мины ставились в шахматном порядке обычно на расстоянии 100 футов (30,5 м) в надводном положении при скорости хода ПМЗ от 3 до 10 уз за счет изменения скорости движения минных элеваторов.

Мины «ПЛ» имели ударно-инерционный взрыватель. На заданное углубление от поверхности они устанавливались с помощью гидроста­тического прибора, принцип действия которого предложил адмирал С.О. Макаров. После сбрасывания с ПМЗ мина с якорем, падая в воду принимала сначала наклонное, а затем вертикальное положение, груз сто­порного троса выпадал из своего гнезда и оттягивал стопор вьюшки мин­репа, и мина отделялась от якоря. При выходе мины автоматически от­крывались два клапана, установленные во внутреннем цилиндре якоря. Через один из клапанов поступала вода в якорь мины, а через другой вы­ходил воздух из якоря. Якорь мины был сконструирован таким образом, чтобы центр тяжести располагался в нижней его части. За счет этого якорь, падая на дно, сохранял вертикальное положение. Под действием получен­ной отрицательной плавучести якорь мины достигал дна, а мина под дей­ствием положительной плавучести всплывала. При этом с помощью гидро­стата на заранее установленной от поверхности глубине барабан вьюшки минрепа тормозился, и мина устанавливалась в боевое положение.

Для проверки минных устройств в работе в 1909 году был изготовлен действующий макет, в котором минная труба с восьмью минами была установлена между корпусами двух понтонов. Испытания проводились в 1911 году и дали положительные результаты. При этом понтон буксиро­вался со скоростью 7,5 уз. С него было поставлено пять мин с заданны­ми минными интервалами.

8 августа 1912 года подводному минному заградителю было присвое­но наименование «Краб», а 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду.

Чертеж ПМЗ «Краб»

В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение.

Подводный минный заградитель «Краб»

Основные ТТХ ПМЗ «Краб» (данные 1915 года по итогам ходовых испытаний)
Завод-строитель Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), г. Николаев
Число кораблей в серии, шт. 1
Вступление в строй, г 1915
Архитектурно-конструктивный тип однокорпусный
Главные размерения, м:

— длина наибольшая

— ширина наибольшая

— осадка средняя

Водоизмещение, т:

— надводное

— подводное

Запас плавучести, % 41
Тип ЭУ ДВС-электрическая
Тип ДВС Керосиномоторы фирмы «Кёртинга»
Тип электромоторов «Эклеранж-Электрик»
АБ:

— число групп АБ

— число элементов в группе

Свинцово-кислотная «Мэто»

Мощность двигателя, л.с.:

— надводного хода (ДВС)

— подводного хода

Число гребных валов, шт. 2
Запас топлива, т 37.1
Скорость, уз:

— надводная наибольшая

— надводная экономическая

— подводная наибольшая

— подводная экономическая

Дальность плавания, миль:

— надводным ходом 8.6 уз

— подводным ходом 7.1 уз

— подводным ходом 4.1 уз

Глубина погружения (при испытаниях), м 37
Экипаж, чел. 53
Артиллерийское вооружение: — 1х70-мм орудие

— 2х7.62-мм пулемёта

Торпедное вооружение: — 2х450-мм трубчатых ТА (4 торпеды)
Минное: 60 якорных мин типа «ПЛ»

Первым командиром ПМЗ «Краба» был назначен старший лей­тенант А.А. Андреев.

Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточ­ная остойчивость подводной лодки, что потребовало установ­ки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в июле 1915 года.

В 1915 году на Черном море возникла острая необходимость в созда­нии активных минных заграждений у турецких берегов с тем, чтобы не дать возможности прорваться крупным германским кораблям к Черно­морскому побережью России. Скрытно эту задачу мог выполнить только подводный заградитель. Первый боевой поход ПМЗ «Краб» совершил 25 июня 1915 года, не закончив в пол­ном объеме испытания. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» вышел в сопровож­дении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к проливу Босфор. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-Фенер. Заграждение было обнаружено турец­ким флотом по всплывшим минам, после чего началось тра­ление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс».

Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья — 1 сентября 1916 года у города Варна (Болгария).

Первый в мире подводный заградитель «Краб» превосходил по ос­новным ТТХ, особенно по минному боезапасу, появившиеся в 1915 году германские ПМЗ типа UC 1, однако у него были конструктивные недо­статки: малая остойчивость в надводном положении из-за большой мас­сы высоко расположенных мин, длительное время погружения — 12 ми­нут, несовершенные двигатели надводного хода, неполадки в минных элеваторах (в последнем походе из-за заклинки мины ПМЗ смог поста­вить только половину минного запаса). Поэтому после в целом успешно завершенных боевых походов подводному заградителю требовался ре­монт и в сентяб­ре 1916 года «Краб» был поставлен в мастерские Севастопольского порта. Во время его проведения в Севастополе было решено заменить керосиновые ДВС на двигатели Дизеля, усовершенствовать минные ус­тройства и провести ряд других доработок. В июне 1918 года «Краб» попал в руки германского, а за­тем англо-французского морского командования. 26 апреля 1919 года при отступлении войск интервентов из Крыма «Краб», в левом борту которого была сделана пробо­ина размером около 0,5 кв. м, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты.

Погрузка минного боезапаса на ПМЗ «Краб»

В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовитель­ных работ по подъему подводной лодки «Кит». «Краб» лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть ПМЗ глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. Плани­ровалось поднять ПМЗ в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении «Краба» из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под в корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом под­нять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тон­ные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность.

Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма «Краба» еще больше погрузилась в грунт и подве­сти под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним.

В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котло­вана прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исклю­чительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный за­градитель Черноморскому флоту.

Жизненный цикл ПМЗ «Краб»

Узнав о подъеме «Краба», М.П. Налётов подготовил проект восстановления ПМЗ, однако в это время полным ходом велось серийное строительство более совершенных отечественных ПЛ, в том числе ПЛ-ПМЗ типа «Ленинец», и надобность в восстановлении устаревшего корабля отпала. Проект был отклонен, «Краб» не восстанавливался и был сдан на метал­лолом.

Литература:
  1. .- СПб.: ЦКБ МТ «Рубин», 1 ЦНИИ МО РФ, 1994
  2. А.Н. Гусев. Подводные минные заградители. Построенные корабли и нереализованные проекты: информационно-технический справочник. Под общей редакцией академика В.М. Пашина.- СПб.: ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, 2002

Подводная лодка (минный заградитель) «Краб»

Из книги
«Тринадцать подводных лодок,
затопленных на рейде Севастополя»

Проект подводного минного заградителя был разработан техником путей сообщения М.П. Налетовым. В декабре 1906 года его рассмотрел Морской технический комитет. Налетов учел замечания Морского технического комитета и составил 3 варианта усовершенствованного проекта, одним из которых стал впоследствии проект подводной лодки «Краб».

Окончательную его разработку вели специалисты завода «Наваль». Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

«Краб» был первым в мире подводным минным заградителем. Мины располагались в проницаемой надстройке двумя рядами в коридорах, занимающих примерно 2/3 длины корабля. На боковых стенках каждого коридора имелись направляющие рельсы, а в нижней части проходила конвейерная цепь. В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

Подводная лодка «Краб» была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. 23 августа 1912 года она была зачислена в списки судов Черноморского флота. В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение. Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в летом 1915 года. Подводная лодка «Краб» вступила в строй 8 июля 1915 года.

В период первой мировой войны «Краб» участвовал в минно-заградительных операциях в проливе Босфор и у порта Варна, нес позиционную и дозорную службы у берегов Крыма.

Первый боевой поход подводный минный заградитель «Краб» совершил 25 июня 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» вышел в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление, но на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья - 1 сентября 1916 года. В сентябре 1916 года «Краб» был поставлен в ремонт с перевооружением в мастерские Севастопольского порта.

29 декабря 1917 года подводная лодка вошла в состав Красного. Черноморского флота. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 годабез ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами (в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв.м в районе рубки и открыт носовой люк) на внешнем рейде Севастополя.

В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». Во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла. «Краб» лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. В силу большой для того времени глубины затопления подъем подводной лодки решили производить этапами, то есть переводя ее постепенно на все меньшую глубину. Задача первого этапа заключалась в извлечении «Краба» из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить подводную лодку на грунт. На втором этапе над подводной лодкой лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма «Краба» еще больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент подводной лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Эта работа была очень трудной, так как вывод всей системы грунтоотсосных труб наверх весьма сложен, а зыбь могла всю эту систему превратить в лом. Кроме того, из-за большой глубины водолазы могли работать на грунте лишь по 30 минут. Неоднократно стенки котлована обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала.

После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули подводную лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября подводную лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, ЭПРОН передали минный заградитель Черноморскому флоту.

Создатель первого в мире подводного минного заградителя М.П. Налетов в это время жил в Ленинграде. Узнав, что его детище – «Краб» - поднят, он составил проект восстановления и модернизации заградителя. Но за эти годы Военно-Морской Флот в своем развитии ушел далеко вперед. В его составе появились десятки новых, совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводные заградители, и надобность в восстановлении «Краба» - подводной лодки уже устаревшей, отпала. Поэтому «Краб» после подъема его у Севастополя сдали на слом.

Тактико-Технические данные подводной лодки «Краб»

Скорость: наибольшая (надводная/подводная) - 10.8/8.3-8.6 узла
экономическая (надводная/подводная) - 8.5/5.5-5.9 узла
Дальность плавания: надводная - 1,200/2,000 миль (10.8/8.5 узловым ходом)
Подводная - 82/138 миль (8.2/5.9 узловым ходом)
Запас топлива: 13.5 тонн (керосин)
Время погружения - 7 мин 38 сек
Время всплытия - 4 мин
Запас плавучести - 14 %
Вооружение: 1 47-мм и 1 37-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет
(с 1916 года: 1 75/50 мм орудие, 2х1 7,62-мм пулемета),
2 457-мм торпедных аппаратов (носовые),
4 торпедных аппаратов Джевецкого,
60 мин заграждения, 2 перископа, прожектор диаметром 30 см
Глубина погружения (рабочая): 50 м.
Экипаж: офицеры - 3 человека, кондукторы - 2 человека
нижние чины - 24 человека.

kaf > Если вы такой специалист, то помогите неведующим.
Те вы прямо признали, что строите модель метр длинной будучи неведующим ?! Я - то, так, зацепил некоторый массив документов(включая чертежи) по ПЛ ЧФ, но Краба в нем нет.

kaf >Вы я так понял модели строить не будете
Неверно.

kaf >помогите.
Кто фото модели выложил-то?

kaf > И что ж вы там такого накопали совсем не соответствующее оригиналу.
Схемку гляньте, что Vili выложил и сравните со своим. Вся рубка, перископы и их обтекатели - не то(а на фото видно). Та схема - с подлинного чертежа делал. Ну там артиллерия - фэнтези, как и ёе состав, пропорции орудий. Не такие пропорции у рулей глубины....

>> А то что нам строить мы сами решим.
Уже очевидно насколько правдоподобная эта будет работа.

mamacabo > Действительно, по ПЛ РИФ чертежного материала крайне мало, так, каляки-маляки.
Материала полно - "Сомы", "Моржи", "Барсы", "Лебеди", "Нарвалы" просто по 50-150 чертежей на лодку - в ЦВММ,ЦВМБ и, конечно, РГА ВМФ. Описания на пять-шесть типов, монографии, статьи в Судостроении.

mamacabo > тема 1-й мировой не интересна никому.
Это заблуждение.

Тросик39 > Не любят российские власти истории.
Российские власти "Тверь" и "Штандарт" сохраняли и пр., крупнейшие музеи еще при царях основаны. А отношение к истории такое - это поздний совок, при Хруще начали уничтожать музеи и экспозиции, и такая тенденция наплевательского отношения просуществовала до 90-ых. Сейчас лучше. Музей Мирового Океана тому наглядное подтверждение. Да и первый атомоход "Ленин" сохранен и стоит у морвокзала в Мурманске.

kaf > Будем восстанавливать по описаниям и тому что удастся найти.
Так у Вас ничего нет. Вообще. Совсем. Как вот например электромотор представить и изобразить? там на лодках одной серии они могли отличаться...И "Краб" ну совсем не типовой - "Барсы" с "Моржами" не используешь.

kaf > Мир не без добрых людей.
Плюсиков наставят.

kaf > Хорошую информацию найти на любой корабль трудно, особенно на подводные лодки, которые всегда были секретом.
Сидя в интернете ДА! А в 870 фонде РГА ВМФ практически весь РИФ представлен в разной степени подробности.

kaf > От туда наверное тоже можно немного взять по устройству.
Если внимательно читали, то "Краб" с 1913 по 1917 постоянно переделывали и переносили механизмы. Только я видел список где то в 30 доделок и переделок от осени 1915... И те схемы что есть - вообще предварительный проект, судя по форме корпуса и рубки.

kaf > У кого есть графика на австрийскую горную пушку калибра 70 мм. (возможно М99).Это по описанию устройства "Краба" на 1916 год. Так по капельке наскребем и остальное.

Не наскребете, откуда Вам знать, что это за пушка? Там весьма хитрый гибрид, вы с японками "Нарвала" - то наврали, а тут сильно сложнее. Будьте проще - на всех трех известных мне фото "Краба" с вооружением, стоит 47 Готчкис с ртутным компрессором(горизонтальным).

В 1906 году М.П. Налетов представил Морскому техническому комитету проект подводного минного заградителя водоизмещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налетовым были разработаны второй вариант подводного заградителя водоизмещением 450 тонн и третий - водоизмещением 470 тонн.

Четвертый, последний вариант заградителя был разработан Налетовым в 1907 году. 2 октября 1907 года спецификация с чертежами и проект контракта были представлены Николаевским заводом "Наваль" на утверждение Морского министерства. В 1908 г. Морское министерство выдало заводу "Наваль" заказ на строительство подводного минного заградителя.

Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

Параллельно с постройкой подводного заградителя велись изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. Налетовым, которые должны были обладать нулевой плавучестью, при этом возник спор между Налетовым и минным отделом Морского технического комитета о приоритете в изобретении мин подобного типа.

В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых "вытеснителей") для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в июле 1915 г.

Длина - 52,73 м
Ширина - 4,33 м
Осадка - 3,96 м
Водоизмещение - надводное - 512 тонн, подводное - 722,1 тонны
Силовая установка - 2 блока по 2 керосиновых двигателя (4 Ц; 4 Т) в 330 л.с каждый, 2 электродвигателя - по 330 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 11,8 узлов, подводная - 7,5 узлов, экономичная надводная - 8,6 узлов, подводная - 4,2 узла.
Запас топлива - 38,1 т (керосин), аккумуляторные батареи 236 элементов - 7000 А.ч.
Дальность плавания - в надводном положении - 1200 миль при 11,8 узлах, - 1700 миль при8,6 узлах; в подводном положении - 19,6 миль при7,1 узлах, - 82 мили при4,13 узлах
Вооружение - 2 минных трубы с устройствами для постановки на 60 мин заграждения; 2 торпедных аппарата 457 мм (2 носовых) ; 4 торпедных аппарата Джевецкого; 1 - 47мм; 1 - 37мм; 1 - 7,62мм пулемет; 2 перископа Герца; 1 прожектор - 45 см (с 1916 добавлено 1-75мм/50 орудие и 1-7,62мм пулемет)
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0.5 кВт
Экипаж - 4 офицера / 4 кондуктора / 45 нижних чинов.
Время погружения - 4 минуты
Запас плавучести - 41 %
Глубина погружения - рабочая - 50 метров

Зачислена 9 августа 1912 в списки кораблей ЧФ. Заложена в сентябре 1909 на заводе "Наваль", Николаев. Спущена 12 августа 1912, вступила в строй 25 июня 1915.

В июне 1913 г. для минного заградителя начались заводские испытания и 22 июня 1913 г. "Краб" сделал свое первое пробное погружение. Осенью 1914 г. закончились переделки и доводки проекта, а в июле 1915 г. испытания.

25 июня 1915 г. "Краб" выполнил первый боевой поход. С 58 минами и 4 торпедами он вышел в сопровождении подводных лодок "Морж", "Нерпа" и "Тюлень" к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-Фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Рейс". 18 июля 1916 г. вторая постановка мин (произведена в том же районе). 1 сентября 1916 г. третья постановка мин (произведена в том же районе). 19 сентября 1916 г. минный заградитель поставлен на ремонт в мастерские Севастопольского порта. С 16 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. 1 мая 1918 г. попал в руки германского морского командования. 24 ноября 1918 г. захвачена англо-французского морского командования. 26 апреля 1919 г. "Краб", в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв. м, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты. В 1934 г. "Краб" обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки "Кит". "Краб" лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт, и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт. В мае 1935 г. начались судоподъемные работы. Планировалось поднять подводный минный заградитель в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении лодки из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма лодки еще больше погрузилась в грунт, и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц "Краб" был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту. Узнав о подъеме "Краба", М.П. Налетов выступил с проектом восстановления и модернизации "Краба". Проект был отклонен, "Краб" не восстанавливался и был сдан на металлолом «Рудметаллторгу».

Командиры: ст. л-т А.А. Андреев (1913).

Подводная лодка (минный заградитель) «Краб» Проект подводного минного заградителя был разработан техником путей сообщения М.П. Налетовым. В декабре 1906 года его рассмотрел Морской технический комитет. Налетов учел замечания Морского технического комитета и составил 3 варианта усовершенствованного проекта, одним из которых стал впоследствии проект подводной лодки «Краб».

Окончательную его разработку вели специалисты завода «Наваль». Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

«Краб» был первым в мире подводным минным заградителем. Мины располагались в проницаемой надстройке двумя рядами в коридорах, занимающих примерно 2/3 длины корабля. На боковых стенках каждого коридора имелись направляющие рельсы, а в нижней части проходила конвейерная цепь. В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

Подводная лодка «Краб» была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. 23 августа 1912 года она была зачислена в списки судов Черноморского флота. В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение. Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в летом 1915 года. Подводная лодка «Краб» вступила в строй 8 июля 1915 года.

В период первой мировой войны «Краб» участвовал в минно-заградительных операциях в проливе Босфор и у порта Варна, нес позиционную и дозорную службы у берегов Крыма.

Первый боевой поход подводный минный заградитель «Краб» совершил 25 июня 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» вышел в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление, но на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья - 1 сентября 1916 года. В сентябре 1916 года «Краб» был поставлен в ремонт с перевооружением в мастерские Севастопольского порта.

29 декабря 1917 года подводная лодка вошла в состав Красного. Черноморского флота. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами (в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв.м в районе рубки и открыт носовой люк) на внешнем рейде Севастополя.

В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». Во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла. «Краб» лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. В силу большой для того времени глубины затопления подъем подводной лодки решили производить этапами, то есть переводя ее постепенно на все меньшую глубину. Задача первого этапа заключалась в извлечении «Краба» из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить подводную лодку на грунт. На втором этапе над подводной лодкой лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма «Краба» еще больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент подводной лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Эта работа была очень трудной, так как вывод всей системы грунтоотсосных труб наверх весьма сложен, а зыбь могла всю эту систему превратить в лом. Кроме того, из-за большой глубины водолазы могли работать на грунте лишь по 30 минут. Неоднократно стенки котлована обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала.

После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули подводную лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября подводную лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, ЭПРОН передали минный заградитель Черноморскому флоту.

Создатель первого в мире подводного минного заградителя М.П. Налетов в это время жил в Ленинграде. Узнав, что его детище – «Краб» - поднят, он составил проект восстановления и модернизации заградителя. Но за эти годы Военно-Морской Флот в своем развитии ушел далеко вперед. В его составе появились десятки новых, совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводные заградители, и надобность в восстановлении «Краба» - подводной лодки уже устаревшей, отпала. Поэтому «Краб» после подъема его у Севастополя сдали на слом.

Тактико-Технические данные подводной лодки «Краб»

Скорость: наибольшая (надводная/подводная) - 10.8/8.3-8.6 узла
экономическая (надводная/подводная) - 8.5/5.5-5.9 узла
Дальность плавания: надводная - 1,200/2,000 миль (10.8/8.5 узловым ходом)
Подводная - 82/138 миль (8.2/5.9 узловым ходом)
Запас топлива: 13.5 тонн (керосин)
Время погружения - 7 мин 38 сек
Время всплытия - 4 мин
Запас плавучести - 14 %
Вооружение: 1 47-мм и 1 37-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет
(с 1916 года: 1 75/50 мм орудие, 2х1 7,62-мм пулемета),
2 457-мм торпедных аппаратов (носовые),
4 торпедных аппаратов Джевецкого,
60 мин заграждения, 2 перископа, прожектор диаметром 30 см
Глубина погружения (рабочая): 50 м.
Экипаж: офицеры - 3 человека, кондукторы - 2 человека
нижние чины - 24 человека.