Подводные лодки типа вирджиния. Американская подводная лодка «Вирджиния» против российского «Ясеня»: кто победит? Российские подлодки не имеют равных

ВМС США рассчитывают в 2019 году начать строительство нового типа атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, призванного заменить ныне действующие ракетоносцы типа Ohio. При этом на середину 2020-х годов запланировано также завершение проектных работ по новой многоцелевой АПЛ, поскольку к этому времени выработают свой эксплуатационный ресурс и потребуют замены 4 ПЛ с крылатыми ракетами (переоборудованные АПЛ типа Ohio – прим. ред.) , а с ними и почти 2/3 пусковых установок крылатых ракет подводного флота США.

Сегодня на вооружении ВМС США состоят 7 многоцелевых АПЛ типа Virginia. 8-я лодка – California войдет в состав флота 29 октября. Флот намерен приобрести 30 АПЛ типа Virginia, и есть вероятность, что это количество будет увеличено до 32.


Не исключено, что в целях бюджетной экономии ВМС США заменят корабли двух разных назначений (многоцелевые ПЛ и ПЛАРК) 20-тью лодками нового типа "многоцелевая ПЛ с крылатыми ракетами" в рамках модернизации проекта АПЛ типа Virginia.

"Данное проектное решение осуществимо, и сейчас рассматривается техническая сторона вопроса", – говорится в заявлении Управления подводной войны (так называемого "отдела N87") начальника штаба ВМС США.

Модернизацию подводных лодок Virginia ВМС США ведут совместно со своими подрядчиками по строительству лодок – верфями Electric Boat компании General Dynamics и Newport News компании Huntington Ingalls Industries.

Замысел прост – врезать отсек с универсальными пусковыми установками ракет в корпус многоцелевой ПЛ типа Virginia. Количество пусковых установок еще не определено, впрочем, большинство исследований указывают, что их оптимальное число – 4. Новый отсек длиной 28,7 метра на четверть увеличит длину подводной лодки, которая по проекту Virginia составляет 115 метров.

Стоит отметить, что в носовой части модернизированных (Block III) ПЛ типа Virginia начиная с ныне строящейся ПЛ North Dakota будут установлены два герметичных пусковых контейнера типа Virginia Payload Tube (VPT). В каждом из них предусматривается разместить 6 крылатых ракет Tomahawk (действующие ПЛ типа Virginia вооружены 12 ракетами в индивидуальных ПУ) или другой полезный груз, в том числе транспортные средства и разведывательное оборудование.

На следующих этапах модернизации ПЛ типа Virginia (подсерии Block V, VI и VII) предлагается врезать в корпус отсек Virginia Payload Module в составе четырех расположенных в диаметральной плоскости универсальных пусковых контейнеров диаметром 2,2 метра. В каждом из них можно будет разместить 7 ракет Tomahawk (всего 28) или иной груз, предназначенный для вывода на поверхность. Контейнеры будут оборудованы люками и переходными камерами для их использования силами специального назначения.

Всего модернизированные ПЛ типа Virginia будут вооружены 40 крылатыми ракетами Tomahawk каждая. Одна ПЛАРК типа Ohio несет на борту 154 Tomahawk"а, однако по общему количеству ракет в залпе подводный флот из 20 лодок типа Virginia подсерий Block V, VI и VII будет сопоставим с 4 ракетоносцами Ohio.

В состав ВМС США сегодня входят 4 ПЛАРК типа Ohio, вооруженных крылатыми ракетами Tomahawk. Списание головной лодки проекта запланировано на 2029 год. Чем заменить Ohio, флоту предстоит решить в ближайшее время


Строительство подсерии Block V из 10 лодок начнется в 2019 году, Block VI из 5 лодок – в 2024 году, Block VII из 5 лодок – в 2029 году. По оценкам "отдела N87", установка отсека с Virginia Payload Module приведет к удорожанию на 400-500 миллионов долларов каждой новой ПЛ, стоимость которой без него составит около 2,6 миллиарда дол.

"Может показаться, что это большие деньги, – отмечается в заявлении "отдела N87", – если не учитывать, что 10 ПЛ типа Virginia мы получим по цене одной ПЛАРК".

Превращать ли подсерию Block V ПЛ типа Virginia в многоцелевые ракетоносцы, откладывать ли разработку новой многоцелевой ПЛ до 2034 года – решат высшие чины флота.

"То, как будет выглядеть 30-летний кораблестроительный план, решать начальнику штаба ВМС", – отметил президент Лиги подводников ВМС США контр-адмирал в отставке Джон Пэджет.

Проектирование, строительство и эксплуатация лодок новых серий потребуют от флота изменения финансовой и оперативной стратегий. Если руководство ВМС примет решение в пользу многоцелевых ракетоносцев, его предстоит одобрить Пентагону, а потом – Конгрессу.

С учетом того, что первая лодка на замену ПЛАРК типа Ohio будет заказана уже в 2019 году, проектное решение должно быть принято в ближайшие годы.

В целом же подводные силы США выделяют 4 приоритета в оптимизации корабельного состава :

  1. Разработка АПЛ для замены ПЛАРК типа Ohio.
  2. Включение в 30-летний график строительства многоцелевых АПЛ типа Virginia двух дополнительных лодок в 2018 и 2023 годах для удовлетворения оперативных потребностей флота.
  3. Отсрочка замены ПЛ типа Virginia на период замены ПЛ типа Ohio.
  4. Оснащение отсеками Virginia Payload Module не менее 20 АПЛ типа Virginia (это позволит флоту отложить начало работ по проектированию АПЛ для замены лодок типа Virginia по меньшей мере до 2034 года или до окончания замены ПЛАРК типа Ohio).
Кроме того, из сообщений "отдела N87" следует, что подводные силы США намерены усовершенствовать полезную нагрузку, размещаемую в пусковых контейнерах подводных лодок и включающую в себя в частности :

– подводные необитаемые аппараты в целях повышения эффективности разведки и наблюдения;
– усовершенствованные имитаторы ПЛ и ложные цели;
– перспективные средства ПВО;
– оружие "продолжительного" действия (например, барражирующие ударные ракеты, ударные беспилотные аппараты);
– усовершенствованные средства борьбы с надводными кораблями, в частности, средства РЭБ и нелетальное оружие;
– новую противокорабельную торпеду;
– вооружения с малым временем реакции для поражения внезапно появляющейся цели;
– средства для повышения эффективности действий сил специального назначения.

Подводные лодки с существующим вооружением и новыми возможностями "обеспечат оперативную неопределенность, которой трудно противостоять, – отмечает "отдел N87". – Стоит представить себе, каково это – обороняться сразу против всех возможных угроз со стороны многоцелевой АПЛ потому, что невозможно определить вооружение и назначение этой лодки".

Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.

Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.

Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.

Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.

современная подводная лодка «USS Virginia»

проект современной подводной лодки

строительство 774 « USS Virginia »

современная подводная лодка « USS Virginia » испытания

первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »

USS New Hampshire»

современная подводная лодка « USS North Carolina»

перед боевым походом


До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».

Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.

Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.

на борту подводной лодки « USS Virginia »

«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».

Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.

торжественный спуск очередной подводной лодки на воду

Технические характеристики атомной подводной лодки « USS Virginia » (SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка - ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk » -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;

Что будет, если две лучшие субмарины мира отправятся на войну? Многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» против американских субмарин типа Virginia, являющимися основой подводных сил США.

Атомные подводные лодки ведущих держав постоянно занимаются поисками друг друга или иных целей, и в любой момент готовы использовать имеющееся на борту вооружение. К счастью всей планеты, подлодкам сверхдержав даже в период Холодной войны ни разу не пришлось атаковать чужие субмарины, что позволило избежать крупнейшего конфликта и сохранить хрупкий мир. Тем не менее, тема сравнения характеристик и возможностей подводных сил разных стран по-прежнему привлекает внимание как общественности, так и специалистов или прессы.

14 июня известное американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью за авторством военного эксперта Кайла Мизоками. Публикация традиционно получила громкий и броский заголовок, раскрывающий ее суть: «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» – «Российские и американские подводные силы: что, если две лучшие субмарины мира отправятся на войну?» Нетрудно догадаться, что темой статьи стало сравнение лучших многоцелевых атомных подводных лодок России и Соединенных Штатов.

Статья К. Мизоками получила небольшое предисловие, фактически представляющее собой набор цитат из середины материала. Перед «телом» статьи были вынесены некоторые тезисы о разнице вооружений и боевых преимуществах одной из рассматриваемых подлодок, о более высоких ходовых качествах и скрытности другой. Кроме того, в предисловие вынесли рассуждения автора о модернизационном потенциале техники. Тем не менее, рассмотрим статью The National Interest по порядку.

К. Мизоками начинает свой материал смелым, хотя и очевидным тезисом: из Холодной войны подводные силы военного флота Соединенных Штатов вышли бесспорными «хозяевами подводного царства». Элита подводных сил мира, оснащенная исключительно субмаринами с ядерными энергетическими установками, наблюдала за тем, как мощный и сопоставимый советский подводный флот постепенно разрушался. Независимая Российская Федерация не могла сохранять и обслуживать имевшуюся группировку подлодок.

В течение двух десятилетий подводные лодки США господствовали в Мировом океане, но теперь из глубины поднялся новый соперник. Новый вызов американскому превосходству выглядел весьма знакомым, хотя и изменившимся за два десятилетия развития. Впрочем, несмотря на это, он имел длинную и смертоносную «родословную». Как же, спрашивает автор, эти выскочки – многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» – смогут сравниться с американскими субмаринами типа Virginia, являющимися основой подводных сил США?

Автор напоминает, что разработка проекта 885 началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века и велась конструкторским бюро «Малахит» (ныне СПМБМ «Малахит») – одним из трех основных создателей советских подводных лодок. Строительство головной лодки проекта, получившей имя «Северодвинск», стартовало в 1993 году на предприятии «Севмаш». В связи с нехваткой финансов строительство самым серьезным образом затянулось, и лодку спустили на воду только в 2010 году. В 2013-м она была включена в состав ВМФ России.

Лодки «Ясень» имеют общую длину 390 футов (около 118 м) и полное водоизмещение 13800 т. В экипаж входит всего 90 человек, что заметно меньше экипажей американских субмарин аналогичного назначения. К. Мизоками предполагает, что подобное сокращение экипажа может быть связано с широким применением автоматизированных систем управления. Внешне подлодки «Ясень» напоминают более ранние корабли проекта 971 «Щука-Б» (Akula-class), однако отличаются иными пропорциями корпуса. Так, позади рубки на новых лодках располагается ракетный отсек с вертикальными пусковыми установками.

Как сообщает авторитетный справочник Combat Fleets of the World, подлодка «Северодвинск» оснащена ядерным реактором ОК-650КПМ мощностью 200 МВт. Такая энергетическая установка хорошо подходит для подобной лодки. В частности, она позволяет субмарине развивать скорость до 16 узлов на поверхности и до 31 узла под водой. При этом автор отмечает, что в некоторых источниках указываются более высокие характеристики. Согласно им, максимальная скорость «Ясеня» под водой достигает 35 узлов, а на 20 узлах подлодка может ходить с минимальным шумом.

По данным К. Мизоками, основой средств обнаружения «Северодвинска» является гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора». Главный его элемент – крупная носовая сферическая антенна. Основной комплекс дополняется несколькими гидроакустическими приборами, распределенными по всему корпусу, а также буксируемой кормовой антенной. Для навигации и поиска различных объектов в надводном положении проектом 885 предлагается использовать радиолокационную станцию МРК-50 «Альбатрос». Также на борту имеются средства радиоэлектронной борьбы.

Подводные лодки типа «Ясень» оснащаются восемью торпедными аппаратами: четыре имеют калибр 533 мм, другие четыре – 650 мм. Торпедные аппараты могут использоваться для запуска оружия разных классов. Прежде всего, это самонаводящиеся торпеды. Кроме того, они совместимы с ракетами 3М54 Klub («Калибр»). Возможно использование ракет, предназначенных для поражения наземных целей, кораблей или подлодок противника.

Для получения еще более высокой огневой мощи подлодка «Северодвинск» оснащена вертикальными пусковыми установками для ракет. 24 таких устройства располагаются в центральном отсеке корпуса позади рубки. Каждая из установок предназначается для перевозки и запуска противокорабельной ракеты П-800 «Оникс». Последняя комплектуется прямоточным реактивным двигателем, обеспечивающим сверхзвуковую скорость полета.

Далее автор The National Interest переходит к рассмотрению американского «конкурента» российских подлодок проекта 885 – многоцелевых атомных субмарин типа Virginia. Он напоминает, что проект «Вирджиния» разрабатывался в качестве более выгодной альтернативы многоцелевым АПЛ типа Seawolf. Субмарины «Сивулф» отличались хорошими характеристиками и высоким потенциалом, но оказались слишком дорогими. Из-за этого было построено лишь три лодки, после чего было принято решение о массовом строительстве кораблей проекта Virginia, которые теперь имеют все шансы стать основой подводных сил Соединенных Штатов.

Подлодки «Вирджиния» имеют длину 377 футов (115 м) и лишь на несколько метров короче «Ясеней». При этом, однако, их водоизмещение едва ли не вдвое меньше. Американские субмарины отличаются более крупным экипажем – 113 человек. Главным элементом энергетической установки является атомный реактор типа General Electric SG9 мощностью 20 МВт. Основной задачей реактора является выработка энергии для ходового электромотора, связанного с водометным движителем.

По имеющимся данным, доступным американскому эксперту, подлодки Virginia в надводном положении способны развивать скорость до 25 узлов. Под водой максимальная скорость достигает 35 узлов. Также К. Мизоками отмечает, что в подводном положении на скорости 25 узлов АПЛ «Вирджиния» производит столько же шума, сколько и более старая лодка типа Los Angeles у причала.

Как и в случае с российским «конкурентом» в лице «Ясеня», основным средством наблюдения американской подлодки является мощный гидроакустический комплекс BBQ-10 с крупной сферической антенной, расположенной в носовой части корпуса. Тем не менее, по мере развития проекта были внедрены новые устройства. Начиная с серии Block III, «Вирджинии» комплектуются новым гидроакустическим комплексом, использующим подковообразную антенну с увеличенными секторами слежения.

Основной ГАК дополняется дополнительными устройствами типа Light Weight Wide Aperture Arrays (LWWAA), размещенными на бортах корпуса. Система LWWAA, как утверждается, отличается повышенным потенциалом в деле поиска дизель-электрических подлодок. Слежение за задней полусферой осуществляется при помощи буксируемой антенны TB-29(A). Последний элемент гидроакустических систем – высокочастотная станция, необходимая для поиска морских мин в непосредственной близости от корабля.

Для использования торпедного или ракетного вооружения на лодках Virginia предусматриваются только четыре торпедных аппарата калибром 533 мм. Основным боеприпасом для этих систем являются тяжелые самонаводящиеся торпеды Mk.48 Advanced Capability (ADCAP). Это оружие может применяться как для атаки надводных кораблей, так и для уничтожения подводных лодок. Корабли противника предлагается уничтожать и при помощи управляемых ракет UGM-84 Sub-Harpoon, так же запускаемых через торпедные аппараты.

Ранние версии проекта Virginia предусматривали установку 12 вертикальных пусковых установок для крылатых ракет различного назначения семейства BGM-109 Tomahawk. В модернизированном варианте проекта Block III подобные средства хранения и запуска ракет заменили барабанными пусковыми установками с аналогичным боекомплектом. Проект Block IV сохраняет такое же вооружение, а в ходе следующей модернизации планируется значительно увеличить запас крылатых ракет. Каждая АПЛ Virginia Block V сможет нести по 40 «Томагавков».

К. Мизоками отмечает, что на момент передачи флоту подлодки «Северодвинск» в серийном строительстве находились американские субмарины типа Virginia Block III. Именно с ними он предлагает сравнивать новейшую российскую лодку. И тут же автор задает вопрос: кто победит в головокружительном противостоянии «Ясеня» и «Вирджинии»? Оба рассматриваемых корабля на данный момент являются вершиной развития подводных флотов своих стран, и потому могут сравниваться без каких-либо дополнительных оговорок.

В первую очередь, автор издания The National Interest рассматривает ходовые качества подлодок. Он отмечает, что «Северодвинск» немного медленнее, но зато может погружаться глубже «Вирджинии». Так, в свою очередь, развивает более высокие скорости, но может погрузиться только на 488 м. К. Мизоками предполагает, что использование нового гидроакустического комплекса Big Aperture Bow даст американской лодке определенные преимущества в деле обнаружения конкурента.

Что касается систем вооружения, то, по мнению американского специалиста, обе подлодки примерно равноценны, хотя и имеют в этом отношении заметные различия. К примеру, на вооружении «Северодвинска» имеется противолодочная ракета комплекса «Калибр». С ее помощью подлодка может быстро доставить к субмарине противника легкую самонаводящуюся торпеду. С точки зрения способов боевой работы, такое оружие, как указывает К. Мизоками, напоминает американский противолодочный комплекс UUM-44 SUBROC, снятый с вооружения в конце восьмидесятых.

Автор заявляет, что подлодки типа Virginia отличаются от «Ясеней» меньшей шумностью и наличием более совершенного гидроакустического комплекса. В условиях подводной войны такое сочетание характеристик является решающим. Благодаря преимуществам в этой сфере американская лодка способна скрытно передвигаться и находить российского противника раньше, чем тот сможет обнаружить ее. В то же время, К. Мизоками отмечает, что за «Северодвинском» остается преимущество в виде большей скорости реакции. При внезапном обнаружении цели он сможет быстрее атаковать ее с использованием сверхзвуковых противолодочных ракет.

Также утверждается, что гидроакустические системы подлодок «Вирджиния» могут совершенствоваться при помощи регулярных обновлений программного обеспечения. Американский автор полагает, что российский проект 885 и комплекс «Иртыш-Амфора» не имеют такой возможности. Кроме того, он считает, что снижение шумности «Ясеня» является весьма трудной задачей для российского военного кораблестроения. В итоге, К. Мизоками отдает победу в этом «раунде» американской субмарине.

Автор статьи «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» справедливо замечает, что в реальности соперничество двух подлодок ведущих стран, скорее всего, будет вестись с использованием беспилотных аппаратов разных классов и типов, а также других систем различного назначения и самых разных новых технологий. Кроме того, он напоминает, что даже после окончания Холодной войны военно-морские силы США продолжали развитие подводного флота. Особое внимание этому роду войск, как и всем остальным, стали уделять после трагических событий сентября 2001 года.

Соединенные Штаты вновь начинают рассматривать возможность начала полномасштабного вооруженного конфликта, в том числе с использованием подводных сил военного флота. В таком случае, вероятнее всего, американским субмаринам вновь придется столкнуться с вероятным противником в лице подводных лодок военно-морского флота России.

Эмпирическое сравнение различных образцов оружия или техники, проводимое исключительно при помощи оглашенных данных, является весьма специфическим делом, которое к тому же нередко заканчивается сомнительными выводами. Итоги подобной затеи могут быть еще хуже, если сравнивающий использует ошибочную информацию. Нельзя не отметить, что в статье «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» издания The National Interest присутствуют довольно грубые ошибки, способные самым серьезным образом повлиять на итоговые выводы.

Так, Кайл Мизоками пишет, что АПЛ «Северодвинск» оснащена восемью торпедными аппаратами калибра 533 и 650 мм. При этом давно известно, что на лодках «Ясень» устанавливается по 10 аппаратов калибром 533 мм. Эти устройства находятся на бортах корпуса и пригодны для использования торпед УСЭТ-80 либо ракет «Калибр». Не вполне правильно описаны и ракетные пусковые установки. Дело в том, что «Ясени» несут не 24, а всего лишь 8 вертикальных пусковых установок. Тем не менее, каждая из них принимает несколько ракет. Из-за этого, в частности, боекомплект может состоять из 24 ракет типа «Оникс».

Прочие оценки и предположения, опубликованные в The National Interest, тоже могут быть поводом для критики, обвинений в необъективности или ангажированности и т.д. Тем не менее, не стоит забывать, что подобный формат статьи, подразумевающий исключительно умозрительные сравнения и неоднозначные выводы на основе тех или иных отрывочных сведений, по определению не позволяет получить желаемую объективность, и итоговый «вердикт» в любом случае не способен претендовать на истину в последней инстанции.

Тем не менее, очередная попытка сравнения российских и американских подлодок представляет определенный интерес и стоит внимания. При этом, несмотря на все проблемы, можно признать, что в одном американский автор был прав: проекты многоцелевых атомных субмарин 885 «Ясень» и Virginia Block III на данный момент действительно являются вершиной развития подводного флота двух ведущих стран мира.

Статья «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?»


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VIRGINIA (США)
NUCLEAR MULTIPURPOSE SUBMARINE VIRGINIA (USA)


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VIRGINIA


11 мая 2011 года на американском предприятии General Dynamics Electric Boat в Куонсет-Пойнт (штат Род-Айленд) состоялась церемония официальной закладки первой атомной многоцелевой подводной лодки типа Virginia новой серии Block III – SSN 784 North Dakota. Данный корабль должен стать одиннадцатой подводной лодкой типа Virginia. Сама лодка строится на предприятии General Dynamics Electric Boat в Гротоне (штат Коннектикут), а в Куонсет-Пойнт изготавливаются корпусные секции.
Программа строительства ПЛАТ типа «Вирджиния» принята вместо программы SSN-21. В 1997 г. компания «Ньюпорт ньюс шипбилдинг» получила заказ на строительство лодок этого типа. Головная ПЛАТ SSN-774 «Вирджиния» вступила в строй в 2004 г. На октябрь 2012 г. построено 9 ПЛАТ (SSN-774 – 782), ведется строительство еще 9 ПЛАТ (SSN-783 – 791). Стоимость серийного корабля оценивается в 2 млрд дол.
ПЛАТ типа «Вирджиния» предназначены для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по наземным целям с применением крылатых ракет морского базироваения (КРМБ), обеспечения противолодочной обороны (ПЛО) боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника, скрытного проведения специальных операций, в том числе и в мелководных районах и т.д.

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 года по 1996 год. Первоначально планировалось замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

На двух старейших судостроительных верфях США, принадлежащих «Дженерал Дайнемикс Электрик Бот» в Гротоне (шт.Коннектикут) и «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» (подразделение «Хантингтон ингаллс индастриз») в Ньюпорт-Ньюс (шт.Вирджиния), последовательно совершенствуя боевые возможности, планируется построить 30 атомных подводных лодок (АПЛ) класса «Вирджиния».
Программа создания ударных многоцелевых АПЛ класса Virginia была запущена в 1998 г., в настоящее время в боевой состав подводных сил ВМС США входят 5 лодок данного класса, еще 6 единиц находятся на различных этапах строительства. График реализации программы предусматривает строительство лодок тремя сериями, первая и третья из которых дополнительно разделены на две подсерии.

Новейшая атомная подводная лодка с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАТ) SSN-783 Minnesota (10-я ПЛАТ типа «Вирджиния») в мае 2013 года успешно завершила первые ходовые испытания. ПЛАТ построена на судостроительной верфи Huntington Ingalls Industries (HII), где строительство Minnesota велось почти 5 лет, начиная с ее закладки в феврале 2008 г. В ходе испытаний ПЛАТ впервые выполнила подводное погружение и развивала высокие скорости как в надводном, так и в подводном положении. В процессе испытаний производилась проверка всех бортовых систем и агрегатов лодки. «Миннесота» проведет еще два этапа испытаний в море, в одном из которых на ее борту будут представители комиссии по инспектированию и приемке кораблей ВМС США INSURV (Board of Inspection and Survey). Передача лодки ВМС США ожидается в конце текущего месяца, с 11-месячным опережением срока, указанного в контракте. Водоизмещение ПЛАТ «Миннесота», которая является завершающей лодкой типа «Вирджиния» в варианте «блок II» (Block II), составляет 7800 тонн.

Контракт на постройку ПЛА SSN 784 был выдан ВМС США корпорации General Dynamics в августе 2003 года. В последующем финансирование строительства этой подводной лодки было включено в выданный корпорациям General Dynamics и Northrop Grumman в декабре 2008 года пятилетний контракт стоимостью 14,011 млрд. долл. на постройку для ВМС США восьми ПЛА Virginia Block III (SSN 784 – SSN 791). Фактическое строительство лодки было начато в 2009 году. Спуск на воду North Dakota ожидается в 2013 году, а передача американскому флоту – в 2014 году. Все восемь подводных лодок по контракту 2008 года должны быть закончены постройкой к 2019 финансовому году.

фото: http://ussnd.com/
Многоцелевая атомная подводная лодка North Dakota 31 мая 2014 года вошла в состав ВМС США, сообщает The Associated Press со ссылкой на заявление министра ВМС США Рэя Мабуса. Торжественная церемония крещения АПЛ прошла 2 ноября 2013 года на верфи Electric Boat в Гротоне, штат Коннектикут. Атомная подводная лодка SSN-784 получила имя «Северная Дакота» (North Dakota). Лодка «Северная Дакота» является 11-й ПЛАТ типа «Вирджиния» и первой ПЛАТ этого типа в варианте «блок III» (Block III).

Основными отличиями подводных лодок серии Virginia Block III (также известны как Batch 2) от лодок серий Block I и II (Batch 1) станут замена носовой сферической антенны ГАК на новую антенну Large Aperture Bow (LAB), и замена 12 вертикальных носовых пусковых установок крылатых ракет Tomahawk на два универсальных носовых модуля Virginia Payload Tubes (VPT) диаметром 2,1 метра, способных использоваться для размещения каждый как шести крылатых ракет Tomahawk, так и другой целевой нагрузки.

Две атомные многоцелевые подводные лодки ВМФ США 19 марта 2014 года приступили к ледовым учениям Ice Exercise 2014 (ICEX 2014) в Северном Ледовитом океане. В учениях принимают участие USS New Mexico (SSN 779) класса Вирджиния и USS Hampton (SSN 767) класса Лос-Анджелес.
Командование ВМС США в апреле 2014 года заключило с американскими компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding контракты на строительство десяти атомных подводных лодок типа «Вирджиния». Сумма сделки составила 17,6 миллиарда долларов. Эти предприятия будут заниматься строительством новых подводных кораблей вплоть до 2019 года. Контракт подписан на условиях фиксированной цены. Подлодки будут построены в модернизированной версии Block IV. По условиям соглашения, американские предприятия должны будут строить для американских военных по два корабля в год на протяжении пяти лет. В рамках соглашения будут построены подлодки с бортовыми номерами с SSN 792 по SSN 801. Строительство первой подлодки начнется 1 мая; включение же последней в состав американского флота запланировано на 2023 год. В настоящее время в составе ВМС США находятся десять подлодок типа «Вирджиния»; кроме того, ведется строительство еще четырех кораблей такого типа.
В августе 2014 года противолодочные силы Северного флота обнаружили и «выдворили» из приграничных вод России иностранную подводную лодку. Речь, предположительно, идет о субмарине класса «Вирджиния» ВМС США.

6 сентября 2014 года в США будет проведена церемония крещения 12-й атомной ударной подлодки USS John Warner (SSN-785) класса Virginia. Субмарина названа в честь сенатора Джона Уорнера (John Warner, родился 18 февраля 1927 года) и построена на крупнейшей в стране военной верфи компании Huntington Ingalls Industries в Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния).

22 ноября на верфи Newport News Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюсе (шт. Вирджиния) компании Huntington Ingalls Industries прошла официальная церемония закладки атомной подводной лодки USS Washington (SSN 787) класса Virginia.

Первоначально этот график выглядел следующим образом:
1-я серия, 1-я подсерия: 4 единицы, 1998-2008 гг.;
1-я серия, 2-я подсерия: 6 единиц, 2003-2014 гг.;
2-я серия, 3-я подсерия: 7 единиц, 2009-2019.гг.;
3-я серия, 4-я подсерия: 9 единиц, 2014-2023 гг.;
3-я серия, 5-я подсерия: 4 единицы, 2019-2025 гг.

ВВЕДЕНЫ В БОЕВОЙ СОСТАВ ВМС США

Подсерия I

SSN 774 VIRGINIA
SSN 775 TEXAS
SSN 776 HAWAII
SSN 777 NORTH CAROLINA

Подсерия II

SSN 778 NEW HAMPSHIRE
SSN 779 NEW MEXICO
SSN 780 Missouri
SSN 781 CALIFORNIA
SSN 782 MISSISSIPPI
SSN 783 MINNESOTA

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПЛАНАХ

Подсерия III

SSN 784 NORTH DAKOTA
SSN-785 JOHN WARNER
SSN-786 ILLINOIS
SSN-787 WASHINGTON
SSN-788 COLORADO
SSN-789 INDIANA
SSN-790

Подсерия IV

SSN-791 SSN-792 SSN-793 SSN-794
SSN-795 HYMAN G. RICKOVER
SSN-796 SSN-797 SSN-798 SSN-799

Подсерия V.

SSN-800 SSN-801 SSN-802 SSN-803

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 7800 – 7925 тонн;
Длина: 114,8 – 115 метров
Ширина: 10,4 м
Главная энергетическая установка – ядерная, ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость подводного хода- 32 узла;
Глубина погружения:
– рабочая более 250 м;
– предельная более 400 м.
Экипаж: 113 чел.

ВООРУЖЕНИЕ:

Крылатые ракеты «Tomahawk» -12 ракетных шахт;
Торпедных аппаратов 533 мм – 4
Боезапас: торпеды Mk 48 ADCAP и ПКР «Гарпун» (общий боезапас – 26 торпед и ракет). Могут приниматься мины Mk 60 CAPTOR
БИУС C3I (Command, Control, Communication and Intelligence)
Навигационная РЛС BPS 16
Гидроакустический комплекс с носовой ГАС AN/BQQ-10
Бортовые широкоапертурные гидроакустические антенны AN/BQG-5A
Буксируемые гидроакустические антенны: ТВ-16,ТВ-29А
Приемники системы Acoustic Threat Detection System (акустическая система обнаружения угрозы)
Система акустичекого противодействия AN/WLY-1
Транспортирует: палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подразделений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового аварийно-спасательного люка)

Источники: www.modernarmy.ru, ru.wikipedia.org, ship.bsu.by, www.morbox.ru, Военное обозрение, Defense News, Лента.ру, wvec.com и др.

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвёртого поколения.

Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Помимо стандартного вооружения, лодка имеет также оборудование для специальных операций - необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.

История

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», которые выпускались с 1976 года по 1996 год. С самого начала планировалась замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:

«Вступление подлодки «Гавайи» в ряды ВМС дает необходимые возможности для борьбы с вызовами будущего. Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении самых различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.

3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».

В июне 2008 года закончено строительство пятой подводной лодки. Ей стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.

28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания во время которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты Томагавк модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. Во время испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.

В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде. Происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что значительно снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.

7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача восьмой в серии подводной лодки SSN 781 "Калифорния" ВМС США. Включение в состав флота намечено на октябрь.

В апреле 2014 года был заключён контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на постройку десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.

Состав серии

Название
Верфь
Заказан
Начало
работ
Заложен
Спущен
В строю
Порт
приписки
1.
SSN-774 «Вирджиния»

GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2.
SSN-775 «Техас»

NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3.
SSN-776 «Гавайи»

GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4.
SSN-777 «Норт Кэролайн»

NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
5.
SSN-778 «Нью-Гемпшир»

GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6.
SSN-779 «Нью-Мексико»
NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7.
SSN-780 «Миссури»
GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8.
SSN-781 «Калифорния»

NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9.
SSN-782 «Миссиссиппи»

GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 13.10.2011 02.06.2012 Гротон
10.
SSN-783 «Миннесота»

NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 03.11.2012 07.09.2013 Гротон
11.
SSN-784 «Норт Дакота»

GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 29.08.2013 29.08.2014 Гротон
12.
SSN-785 «Джон Уорнер»
NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015
13.
SSN-786 «Иллинойс»
GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 11.10.2015
14.
SSN-787 «Вашингтон»
NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014
15.
SSN-788 «Колорадо»
GDEB 22.12.2008 06.2012 07.03.2015
16.
SSN-789 «Индиана»
NNSB 22.12.2008 22.12.2008 16.05.2015
17.
SSN-790 «Южная Дакота»
GDEB 22.12.2008
18.
SSN-791 «Делавэр»
NNSB 22.12.2008
19.
SSN-792 «Вермонт»
GDEB
20.
SSN-793 «Орегон»
GDEB
21.
SSN-794 «Монтана»
NNSB
22.
SSN-795 «Хайман Джордж Риковер»
GDEB
23.
SSN-796 «Нью-Джерси»
GDEB
24.
SSN-797 «Айова»
GDEB

Конструкция

Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» находится на уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б». Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» применяются новые «глушащие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (фенестроне), глубиною примерно соответствующем диаметру винта.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер применяется в качестве дальномера.

Для обнаружения мин применяется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрешающей способностью сонара 10 см.

За рубкой располагается шлюзовая камера, через которую могут выйти на поверхность 9 боевых пловцов.

Серия подводных лодок «Вирджиния Блок III», примерно на 20% переработана для снижения цены и повышения эксплуатационных характеристик. Изменения коснулись носовой части, где двенадцать индивидуальных ракетных пусковых установок были заменены на две установки большого диаметра револьверного типа, каждая из которых способна запустить до шести крылатых ракет типа «Томагавк». Подобная схема пусковых установок уже применяется на АПЛ «типа Огайо», переоборудованных под крылатые ракеты «Томагавк».

ТТХ

Основные характеристики

Тип корабля: МПЛАТРК
-Кодификация НАТО: Virginia
-Скорость (подводная): полного подводного хода - 34 узла.
-Предельная глубина погружения: до 1600 футов (488 метров)
-Экипаж: 100-120 человек в зависимости от решаемых задач

Размеры

Водоизмещение надводное: 7800 т
-Длина наибольшая (по КВЛ): 114,9 м
-Ширина корпуса наиб.: 10,5 м

Силовая установка

Атомная типа GE S9G,
-две турбины,
-гребной винт в кольцевом обтекателе (фенестроне)

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 4 торпедных аппарата, 26 торпед
-Ракетное вооружение: 12 вертикальных ПУ КР «Томагавк» (лодки серии Block I и Block II); 2 ПУ револьверного типа по 6 КР «Томагавк» (лодки серии Block III)