Дворцы рима. Дворцы и галереи рима, италия. Дворцы Капитолийской площади в Риме

(Villa Farnesina, 1506 — 1510 гг.) расположена в и представляет собой образец элегантного городского жилища богатого аристократа эпохи Ренессанса. Работы над фасадом и интерьером выполнены лучшими мастерами того времени. Особенно прекрасны фрески работы . Вокруг здания раскинулась апельсиновая роща, посещение виллы во время цветения апельсинов – незабываемое впечатление.

Когда-то вилла Джулия (Villa Guilia, 1551 — 1555 гг.) была летней резиденцией римских пап, но уже более ста лет там находится музей этрусской культуры. Названа в честь первого владельца, папы Юлия III. Изящная постройка в стиле маньеризма выполнена архитектором Джакомо да Виньолой, а трехуровневую беседку вокруг садового фонтана и сам фонтан строил Амманатти под руководством (Giorgio Vasari). Беседка, так называемый нимфеум, была украшена фигурами лесных богов и предназначалась для обедов на свежем воздухе.

Строительство дворца Барберини (Palazzo Barberini, 1627 — 1633 гг.) связано с самым знаменитым представителем славного рода Барберини – папой Урбаном VIII. Строительство было начато архитектором Карло Мадерна, продолжили его и .
С 1949 года палаццо Барберини было полностью продано государству. Сейчас там находится Национальная галерея старинного искусства.

Дворец Канцелярии (Palazzo Della Cancelleria, 1489 — 1513 гг.) – монументальное и вместе с тем изящное творение великого архитектора Браманте. Построен на деньги, выигранные в карты племянником папы Сикста IV, кардиналом-камерлингом Рафаэлем Риарио. Выигрыш был воистину большой удачей – архитектурная гармония постройки достигла своего совершенства. В 1517 году папа Лев X разместил здесь свою канцелярию, откуда и название палаццо.

Кардинал Бернардино Спада купил дворец (Palazzo Spada, первая половина XVI в.) в 1632 году и, желая превратить его в пышное фамильное жилище, пригласил для реконструкции Борромини. Эффект превзошёл все ожидания. Фасад палаццо Спада – самый роскошно декорированный в Риме. Из внутреннего дворика открывается вид на Перспективу Борромини – девятиметровую галерею, которая выглядит вчетверо длиннее. Эффект достигнут благодаря наклонным полам и сужающимся аркам. Художественная галерея, расположенная в четырёх залах первого этажа, содержит работы Гвидо Рени, Альбани, . В 1927 году дворец был куплен государством, с тех пор галерея открыта для посещений. Здесь же проходят заседания Верховного Совета.

Палаццо Венеция (Palazzo Venezia, 1455 г.) – уникальное здание на площади Венеции, в архитектуре которого Средневековье встретилось с Ренессансом. Грозные стены с прямоугольными зубцами похожи на стены Московского Кремля. Бросаются в глаза ассиметричные окна – считалось, что через такие злой дух не может войти в дом. Первоначально дворец был резиденцией кардинала Пьетро Барба, посла Венецианской республики. В 1930-е годы его облюбовал , и с балкона палаццо Венеция звучали фашистские призывы. Сейчас там расположился Национальный музей.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сентябрь 22, 2018

История дворца, где сегодня проходят заседания Сената Итальянской Республики, началась в далеком XV веке, в период грандиозного преобразования внешнего облика древнего города. Именно в это время в Риме начали возводиться роскошные палаццо и виллы, принадлежащие знатным фамилиям, строиться новые и реконструироваться старые церкви и базилики, появляться изящные фонтаны и благоустраиваться парки. Палаццо Мадама является одним из наиболее изысканных архитектурных сооружений.

Папа Лев X Медичи

Территория, где сегодня располагается дворец, долгое время принадлежала монахам-бенедектинцам, которые во второй половине XV века передали ее во владение французскому монарху. Последний, в свою очередь, подарил часть земель своему казначею Синульфо Оттьери– епископу Кьюзи. Именно он в 1503 году и начал строительство фамильного дворца. После смерти священнослужителя, владение перешло в собственность брату Синульфо — Гуидоне, графу Монторио. Позже дворец присмотрел Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного и будущий Папа Лев X. Поначалу Джованни снимал дворец, однако позже приобрел его в рассрочку и заказал Джулиано да Сангалло провести полную реконструкцию сооружения.

После изгнания семьи Медичи из Флоренции, Джованни был избран Папой под именем Лев X, а дворец стал римской резиденцией членов известного рода. После смерти понтифика, палаццо перешел в собственность кузина Джованни – Джулиано де Медичи, ставшего в последующем Папой Климентом VII.

Что за дама эта Мадама или почему дворец так называется

Палаццо Мадама был назван в честь Маргариты Австрийской, супруги герцога Алессандро Медичи и внебрачной дочери Карла V, императора Священной Римской Империи, короля Испании, Сицилии, Сардинии и Неаполя. В Риме Маргариту называли Мадама, а в данном палаццо она проживала довольно продолжительное время.

Однако это далеко не все, что мы хотим вам рассказать о знаменитой даме-мадаме! В истории существует как минимум две прославленные «Мадамы», а если еще немного покопаться в истории, то найдется третья и даже четвертая представительница слабого пола, претендующая на роль той самой Мадамы. Итак, давайте разберемся.

Палаццо Мадама, находящийся в Риме, не единственный дворец с таким названием. Второй расположен в Турине, на севере Италии. Римский дворец, как мы уже писали, был назван в честь Маргариты Австрийской, жившей в XVI веке; палаццо в Турине увековечил память Марии Кристины Французской, герцогини Савойской, вовлеченной во внешнюю политику Франции во второй четверти XVII века. Кроме этих двух довольно известных дам, в истории сохранились упоминания о других женщинах, называемых «Мадама». В Риме – это Виоланте Беатриче Баварская, о ней речь пойдет далее, а в Турине – Мария Джованна Батиста Савойско-Немурская, герцогиня Савойская, проживающая во второй половине XVII века.

Реконструкция палаццо Мадама и таинственные символы на фасаде

В XVII веке во время работ по реконструкции сооружения здание приобрело новый барочный фасад. Его автором стал Паоло Марушелли. Отличительной особенностью декоративно решения экстерьера здания является наличие огромного количества львиных атрибутов.

Декоративное оформление портала главного входа

Так, над главным входом в палаццо Мадама можно заметить львиную шкуру – напоминание об одном из 12 подвигов Геркулеса (он же Геракл), а в обрамлении окон второго уровня – самого героя древнегреческой мифологии. Его «портреты» чередуются с изображениями женского лица. Вы уже догадались, кто бы это мог быть?

Декоративное оформление окон второго яруса


Конечно же, это его госпожа – лидийская царица Омфала, дочь речного бога Иордана. Именно она, согласно древнегреческой мифологии, родила от Геракла Тиррена, прародителя, как считали Медичи, их рода.

Это интересно!


О ЧЕМ ГОВОРЯТ МИФЫ
Геркулес, проданный Гермесом в рабство, попал в подчинение прекрасной Омфале, воинственной и одновременно женственной царице. Очарованный ее красотой, Геркулес сложил оружие, снял львиную шкуру и, позабыв о своем боевом характере, стал угождать прихотям своей госпожи

История перевоплощения дворца


Несмотря на существенные изменения во внешнем и внутреннем облике палаццо, произведенные в XVII веке, Медичи практически не использовали его в качестве своей постоянной резиденции вплоть до 1725 года, пока фамильный особняк не облюбовала Виоланте Беатриче Баварская, супруга Фердинандо Медичи. Во второй четверти XVIII века, после кончины великого Герцога Тосканы Джана Гастоне, дворец перешел в собственность представителям боковых ветвей Лотарингского Дома.

В 1755 году Палаццо Мадама приобрел Папа Бенедикт XIV, родовой герб которого и сегодня украшает фасад здания. Так дворец стал собственностью Святого Престола. Тогда же, в ходе очередной реконструкции, перед палаццо была обустроена одноименная площадь, а некоторые помещения переоборудованы под офисы судебных инстанций и полиции. Позже сюда был перенесен головной офис Римской Республики, а еще спустя полвека – министерство Финансов. Таким образом, роскошный семейный дворец превратился в административное здание, коим и остается по сей день.

Первое заседание Сената в Палаццо Мадама в Риме прошло 28 ноября 1871 года, вскоре после вхождения в Вечный Город и провозглашения его столицей Объединенного Итальянского Королевства.

Посетить Дворец можно первую субботу каждого месяца (кроме августа)

Время работы с 10-00 до 18-00

Адрес — Piazza Madama, 11 РИМ

Палаццо Мадама – один из самых изысканных дворцов Рима


– наверное, самая притягательная часть архитектурного достояния итальянской столицы эпохи Средневековья. По своим масштабам они не могут сопоставляться с постройками античных времен, однако, касательно изящества архитектура эпохи Возрождения не имеет себе равных. В дворцах Рима нужно побывать еще и по той причине, что почти в каждом из них находятся любопытные музеи и галереи.

Палаццо Барберини – дворец , находящийся на одноименной площади в районе Треви. В настоящее время в его стенах обосновалась Национальная галерея античного искусства. Любопытно, что совершенно недавно в задней части строения был найден митреум – храм культа Митры, датированный, наверное, 2-м столетием нашей эры.

Над сооружением полнокровного Палаццо работали 3-и великих архитектора, любой из которых оставил свои особые черты. Карло Мадерно, трудившийся в те годы над базиликой Святого Петра, должен был наделить здание типичным обликом дворца периода ренессанса. Ему ассистировал племянник Франческо Борромини, а после к работе присоединился гениальный Бернини, тогда еще больше получивший известность как талантливый скульптор. Возведение Палаццо было закончено Бернини в 1633-м году.


Дворцы Рима: Дворец Барберини

Палаццо Барберини построен вокруг внешнего двора. В центре находится просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Часть этого дворца Рима превалирует над площадью Пьяцца Барберини, расположенной на нижнем уровне. Сзади длинное крыло заслоняет сад. Основное здание выделяется тремя рядами громадных арочных окон, похожих на застекленную галерею. Две лестницы приводят на бельэтаж – грандиозная лестница Бернини с левой стороны и небольшая овальная лестница Борромини с правой стороны. Потолок салона декорирован гениальным творением Пьетро да Кортона – барочной фреской, ставшей эталоном для аналогичных украшений дворцов и храмов. Фресками еще декорированы комнаты бельэтажа.

Сад Палаццо Барберини – пример «секретного сада», так как он укрыт от глаз посторонних. Тут возможно посмотреть на памятник датскому художнику и скульптору Бертелю Торвальдсену, который в начале девятнадцатого столетия трудился в соседнем театре «Кватро Фонтане».

В настоящее время в стенах Палаццо Барберини находится Национальная галерея античного искусства – одно из наиболее великих собраний в Италии с творениями Рафаэля и Ганса Гольбейна. В здании еще функционирует Итальянский институт нумизматики. А также как раз тут в 1950-м году была оформлена конвенция, давшая начало созданию Европейского суда по правам человека.

Латеранский дворец в Риме

Латеранский дворец в Риме - прежний Апостольский дворец, старинная постройка времен Римской империи, а позже - основная резиденция Папы Римского. Находящийся невдалеке от базилики Сан Джованни ин Латерано, кафедрального собора Рима, Латеранский дворец Рима сейчас вмещает в себя Исторический музей Ватикана, в котором показана история Папской области. Тут еще располагаются офисы Римской епархии и апартаменты генерального викария Рима, папского наместника для занятия делами епархии. Практически до 1970-го года во дворце еще содержалась коллекция Латеранского музея, сейчас превратившаяся в часть Ватиканских музеев.


Дворцы Рима: Латеранский дворец

В 10-м столетии дом и базилика были восстановлены после ужасного пожара, а позже роскошно декорированы по указу Папы Римского Иннокентия III. Невдалеке от построек поставили Латеранский обелиск, у которого древнеегипетское происхождение. Высотой в 45,7 метров, обелиск и сейчас признан наиболее высоким в Риме и наиболее крупным стоящим древнеегипетским обелиском на свете (весом примерно 230 тонн).

В конце семнадцатого столетия Папа Иннокентий XII устроил в части Латеранского дворца приют для сирот, трудившихся на маленькой шелковой фабрике. В 19-м веке в данном дворце Рима образовали музей религиозного искусства и языческой культуры. А в 1925-м году к нему прибавили этнографический музей, коллекцию которого собрали миссионеры. Тут же в 1929-м году заключили Латеранские соглашения - систему договоров, регламентирующих отношения меж Папским престолом и Итальянским государством. Позже коллекции Латеранского музея передали Ватикану, а во дворце устроили Исторический музей Ватикана, начавший работать в 1991-м году.

Палаццо Боргезе – это дворец Рима, резиденция семьи Боргезе. Прославился под прозвищем Иль Чембало («клавесин») по причине своей трапециевидной формы. Узкий фасад смотрит в сторону Тибра. Основной вход в здание находится на противоположной стороне – «клавишах клавесина». Через и тот, и другой входы возможно пройти в большой внутренний двор, с одной стороны которого находится двухуровневая галерея с дорическими и ионическими колоннами.

В настоящее время Палаццо Боргезе может похвалиться восхитительным внутренним двориком, обрамленным 96 гранитными колоннами и декорированным статуями. Тут же располагаются нимфеум и маленький сад с 3-я фонтанами семнадцатого столетия. Двор признан одним из наиболее поразительных и в Риме, и в целой Италии.

Продолжительное время в Палаццо Боргезе находилась роскошная семейная коллекция произведений искусства, среди которых творения Рафаэля и Тициана. В 1891 году ее переместили в Галерею Боргезе на одноименной вилле. Еще нужно заметить, что это дворец в Риме, где была снята сцена гениальной киноленты «Ромео и Джульетта» 1968-го года.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Галерею Боргезе, покупаем билеты заранее через Интернет .

Вилла Мадама – знаменитый дворец в Риме периода Возрождения, находящийся на склоне горы Монте Марио к западу от Рима и в нескольких милях к северу от Ватикана. Шикарная вилла с ее лоджией, обрамленная колоннами, основным садом и висячими садами все время оказывала особое воздействие на архитекторов Высокого Возрождения.


Дворцы Рима: Вилла Мадама

Кардинал Джулио де Медичи, кузен правившего в тот период Папы Римского Лео X, возложил возведение этого дворца Рима на легендарного Рафаэля. Но в 1520 году Рафаэль скончался в возрасте 37 лет, оставив виллу далекой от окончания, и сооружение, начатое двумя годами до этого, было отдано под управление его учеников. Так и вышло, что над зданием трудилась одна из наиболее блестящих команд всех времен: Антонио да Сангалло Младший создал итоговый план виллы и курировал ее достройку, Джулио Романо и Бальдассаре Перуцци были ответственны за декорации, Джованни да Удине сделал лепные барельефы, являвшиеся имитацией творений периода Нерона. Над виллой еще трудились Джован Франческо Пенни и флорентийский скульптор Баччио Бандинелли. Кроме лоджии, которую создал Рафаэль, достопримечательностью имения служит большой зал, который расписан Джулио Романо.

Вилла Мадама стала одной из первых загородных вилл римского типа, возведенных для развлечения и досуга, и сооружена так, чтоб восстановить в памяти описания античных вилл. На вилле имелся внутренний двор с грандиозной лестницей, дворик круглой формы, возле которого был посажен сад, театр под открытым небосводом, устроенный непосредственно в склоне холма, ипподром и висячий сад с панорамой на Тибр.

В настоящее время Вилла Мадама – собственность Правительства Италии, эксплуатирующей ее для устроения пресс-конференций и размещения значимых зарубежных гостей. Проход в здание ограничен, а для устроения экскурсии по саду нужно получить согласие МИДа.

Палаццо Фарнезе – один из наиболее видных дворцов Рима в стиле Высокого Возрождения в Риме. В 1936 году его отдали в аренду Франции на 99 лет, и сейчас в здании находится Посольство Франции в Италии.


Палаццо спроектировали в 1517 году для семьи Фарнезе, а в 1534 году, после того, как Алессандро Фарнезе получил сан Папы Римского Павла III, было осязаемо увеличено по проекту Антонио да Сангалло Младшего. В возведении здания был задействованы великие архитекторы 16-го столетия, в том числе Микеланджело, Якопо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. В конце 16-го столетия художник из Болоньи Аннибале Карраччи написал в Галерее Фарнезе цикл фресок, давший начало двум различным стилям живописи очередного века – римского барокко и классицизма.

В данном же дворце Рима была сконцентрирована видная коллекция скульптур, сейчас находящаяся в Национальном Археологическом музее Неаполя, и коллекция произведений искусства, экспонированная в Музее Каподимонте в Неаполе.

К возведению Палаццо Фарнезе приступили в 1517 году, и оно было заморожено десятилетием позже во время разграбления Рима. А в 1534 году Алессандро Фарнезе подключил к работе над данным дворцом Рима гениального Микеланджело, который закончил строительство 3-го этажа и внутренний дворик. В 1541 году им же был размещен над центральным окном фасада громадный папский герб – наиболее крупный из когда-либо сделанных в Риме.


Дворец в Риме: Палаццо Фарнезе

А в 17-м столетии Папа Александр VII позволил шведской королеве Кристине расположиться в Палаццо на несколько месяцев, но она сетовала на наличие «исчадий ада». После отбытия Кристины в Париж прояснилось, что ее слуги похитили из дворца серебро, гобелены и художественные полотна, а еще сожгли часть дверей и сняли медную кровлю.

Этот дворец в Риме примером для множества зданий по всему свету, среди них – Шато Гримальди в Экс-ан-Провансе (Франция), Национальный строительный музей в Вашингтоне, Королевский дворец в Стокгольме.

Палаццо Браски – неоклассический дворец в Риме, находящийся меж площадями Пьяцца Навона, Пьяцца ди Паскуино, Кампо дей Фьори и улицей Корсо Витторио Эммануэле II. В настоящее время в его стенах находится Римский музей, повествующий об истории города с эпохи Средневековья до 19-го столетия.


Дворцы Рима: Дворец Браски

Основной вход в Палаццо находится на улице Виа Сан Панталео, на которую еще смотрят окна овального зала вестибюля. Из вестибюля по грандиозной лестнице с 18 колоннами из красного гранита, завезенными из галереи императора Калигулы, возможно подняться наверх. Лестницу еще украшают античные скульптуры и восхитительная лепнина Луиджи Акуисти. На бельэтаже находится небольшая часовня – проект архитектора периода неоклассицизма Джузеппе Валадье.

Галерея Дориа Памфили в Дворце Дориа Памфили в Риме

Галерея Дориа Памфили – громадное собрание произведений искусства, содержащееся в Палаццо Дориа Памфили в Риме. Находится меж Виа дель Корсо и Виа делле Гатта. Основной вход в галерею имеется с Виа дель Корсо. Фасад палаццо, смотрящий на ту же улицу, примыкает к храму Санта Мария ин Виа Лата. Галерея и палаццо располагается в персональной собственности римского семейства Дориа Памфили.


Дворцы Рима: Галерея Дориа

Внушительная коллекция картин, мебели и статуй была собрана, начиная с 16-го столетия членами семей Дориа, Памфили, Ланди и Альдобрандини, которые со временем в итоге браков образовали одно семейство. В коллекции среди остального можно посмотреть на полотна и мебель из Палаццо Памфили (на площади Пьяцца Навона), принадлежавшего Папе Римскому Иннокентию X.

Палаццо увеличивалось в течение нескольких столетий. Видимо, сейчас оно – наиболее крупное в Риме, состоящее в персональной собственности. Основная коллекция находится в парадных залах, а еще в часовне. Однако преимущественная часть коллекции экспонирована в небольших галереях, окаймляющих внутренний дворик. Часть комнат переделаны в отлично освещенные галереи, в которых возможно посмотреть произведения средневекового и византийского искусства.

В 1767 году Палаццо Дориа-Памфили отреставрировали к свадьбе Андреа IV Дориа Памфили Ланди и принцессы Леопольдины Марии Савойской. Реставраций управлял архитектор из Трапани Франческо Николетти.


Дворец в Риме: Палаццо Дориа-Памфили

Гениальным творением коллекции принято считать портрет Папы Римского Иннокентия X работы Веласкеса. Урожденный Джованни Баттиста Памфили, Иннокентий поднялся на папский престол в 1644 году. С 1927 года картина Веласкеса содержится в специальной небольшой комнате совместно с бюстом Папы работы Бернини.

Палаццо Корсини – видный дворец Рима в барочном стиле, возведенный для семьи Корсини меж 1730-м и 1740-м годами по проекту знаменитого архитектора Фердинандо Фуга. Дворец построен на месте иного здания, виллы 15-го столетия, принадлежавшей семьи Риарио. Он находится в районе Трастевере, поблизости от Виллы Фарнезина.


В 1659-1689 годах на вилле Риарио проживала экстравагантная шведская королева Кристина, отказавшаяся от престола, принявшая католичество и переселившаяся из Стокгольма в Рим. Под ее присмотром тут проводились первые встречи будущей римской Аркадской академии – сообщества ученых, поэтов и почитателей искусства.

В 17636-м году уроженец Флоренции кардинал Нери Мария Корсини, племянник Папы Римского Клемента XII, купил виллу и участок земли и распорядился преобразовать все это в шикарный дворец. В нем в годы оккупации Рима войсками Наполеона жил Жозеф Бонапарте, старший брат императора. В 1883-м году Палаццо и все его имущество продали итальянскому государству.

В настоящее время в Палаццо Корсини находятся офисы Национальной академии наук (Аккадемия дей Линчеи), а еще Галерея Корсини. Сады дворца, взбирающиеся к Яникульскому холму – часть ботанического сада Римского университета «Ла Сапьенца». Национальная галерея античного искусства Палаццо Корсини – великое собрание произведений искусства, находящееся на одном из этажей дворца.


Дворец в Риме: дворец Корсини Экскурсии по Риму с местными жителями Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

Нет настолько разнообразного города в мире, как . В нем настолько тонко и чувственно переплелись старинные и новые сооружения, что трудно уловить впечатляющую разницу эпох. Роскошные дворцы, богатые галереи, интересные – все это рай для любителей старинной архитектуры и римских памяток. Практически в каждом квартале вас ждет интересное местечко, зайдя в которое, вы окажетесь в настоящей сказке.

Особое место среди них занимают дворцы и галереи Рима, так как именно они являются главными «сокровищницами» старины. Одни из них известны на весь мир, другие, наоборот, практически забыты (например, Дворец Поли получил свое признание благодаря , который одновременно является его фасадом и тем, что здесь жила Волконская). Палаццо Видони – это образец работы Рафаэля Санти, но вряд ли заслуживает особого внимания, кроме как отдать дань известному творцу. Тоже самое можно сказать о Палаццо Джустиниани, где размещалось масонское братство «Великий восток».

Дворцы и галереи Рима

Предлагаем вам краткое описание римских дворцов и галерей.

Квиринальский дворец
Начнем наше путешествие с Квиринальского дворца, который в нынешнее время является резиденцией итальянского президента . Он построен в 16 столетии по проекту Доменико Фонтана, и Карло Мадерна в качестве летней резиденции для Папы Римского Григория XIII.

Внутреннее убранство Палаццо Квиринале впечатляет: роскошные фрески, картины, мозаики, скульптурные композиции. Отдельно стоит отметить Кабинет президента, который используется для проведения деловых встреч и обращения к народу. Здесь стоит деревянный стол средины 18 века, а на стене висит картина 17 века.

Также упомянем о Зеркальном зале (его еще называют Белым залом) — сегодня здесь присягают конституционные судьи. Он оформлен по приказу Наполеона для проведения баллов, позже здесь была столовая. Перед дворцом находится роскошная памятка – Фонтан диоскуров .

Дворец Венеции
Это яркая достопримечательность в Риме эпохи Возрождения, построена в 15 веке по инициативе Папы Римского Павла II. Palazzo Venezia спроектировал флорентийский архитектор Майано, строительные материалы брали из . Позже в дворец встроили
, которая известна картинами из жизни Христа. Перед входом в церковь стоит статуя Мадам Лукреции, покровительницы творческих личностей. Сюда приносят свои стихи поэты в надежде о всемирном признании их творчества. Интересно, что с балкона Палаццо Венеции выступал Муссолини с обращениями к народу. Сейчас в Венецианском дворце находится музей декоративного искусства и музей восковых фигур .

На углу дворца Венеции находится еще одна памятка — Палаццо Бонапарте . Здесь жила мать с сестрами великого полководца. Еще он известен тем, что в нем снималось несколько сцен из фильма «Римские приключения» режиссера Вуди Аллена.

Дворец Правосудия
Дворец построен в 1888-1910 годах на месте проведения публичных казней в эпоху Средневековья. Он выполнен в духе барокко и позднего ренессанса. Над проектом дворца трудился Кальдерини, и, благода

Ря ему, это здание считается одним из самых грандиозных в Риме. Сами римляне относятся к дворцу неодобрительно, называя его «Уродливый дворец», так как на фасаде находится слишком много разнообразных статуй.

В наше время здесь находится Кассационный суд Италии и Судебная публичная библиотека .


Это яркий пример итальянского барокко 17 столетия. Его строительство началось по инициативе Маффео Барберини, которого избрали Папой под именем Урбана VIII. К сооружению палаццо руку приложили такие известные архитекторы, как Мадерна, Лоренцо, Бернини и Франческо. Как снаружи, так и внутри Палаццо Барберини оформлен оригинально и неповторимо, многие декоративные элементы заставляют остановить на них взгляд.

Вокруг дворца со временем вырастили роскошный сад, но его в скором времени уничтожили. Начиная с середины 20 века во дворце находится Галерея старинного искусства и Офицерское собрание .


Латеранский палац – это старинное сооружение родом из Римской империи. Большую часть времени здесь находилась резиденция Папы Римского, но в этом здании был и приют для сирот, и разные музеи – этнологический, светского искусства, языческой культуры. Перед дворцом установлен самый высокий в Риме египетский обелиск, украшен достаточно роскошно.

Современный вид дворец принял в 16 веке по проекту Доменико Фонтана. В наше время в Латеранском дворце действует исторический музей , посвящен папской истории.

Дворец Сенаторов
Это еще один образец из списка дворцов Римской империи. Его история начинается в 1 веке, когда на месте современного здания был построен Табуларий. В 10 веке семья Корси соорудила на месте Табулария летнюю резиденцию с укрепленными стенами. В 12 столетии это здание начали использовать в качестве резиденции Сенатора и для проведения заседаний городских властей. В 15 веке Микеланджело, проектируя реставрацию Капитолийской площади , одновременно поработал над преобразованием дворца, но его проекты воплотили Райнальди и Джакомо дела Порта.

Сегодня вы можете увидеть торжественный фасад с античными скульптурными композициями, ионическими колоннами, где находится , включающий Дворец Консерваторов, Палаццо Нуово, Дворец Сенаторов, Табуларий и другие галереи. Кроме того, дворец является официальной резиденцией римского мера и городских чиновников . Посетить его можно только в дни национальных праздников, когда здание открыто для туристов.

Ватиканский дворец
В наше время этот римский палаццо является официальной резиденцией римских пап, но построили его в далеком 4 столетии по приказу императора Константина и нарекли Церковью Святого Петра. Сооружение несколько раз перестраивали и усовершенствовали. Добавляя все новые здания. «Ватиканский дворец» — это скорее всего туристическое название, на самом деле его называют Апостольским дворцом, так как Папа Римский считается приемником апостолов.

Это сооружение является одной из мировых памяток архитектуры и культуры. В комплекс палаццо Ватикана входит:

  • непосредственно папская резиденция,
  • залы для аудиенций,
  • несколько часовен,
  • и библиотека.

Особого внимания достойна , откуда осуществляется управление Ватиканом, там же расположен архив и ведомства. Также туристы обязаны заглянуть в Сикстинскую капеллу и на Сланцы Рафаэля.


Невероятной красоты и оригинальности, образец ренессансного стиля – Дворец Фарнез — это работа талантливых мастеров Сангало Младшего, Виньолы и Микеланджело. Особое впечатление производит карниз работы Микеланджело, который придает здан

Ию некую монументальность и могущество. Внутри палаццо украшен картинами, фресками и скульптурными композициями разных творцов и разных эпох. Палаццо Фарнезе соорудили в 16 столетии для Папы Павла III.

На сегодняшний день дворец впечатляет не только своим интерьером, но и внутренним двориком, изящными фонтанами на площади и красивой растительностью. Уже более 100 лет здесь расположилось французское посольство , которое арендует этот дворец.


Это сооружение, наверняка, одно из самых оригинальных – оно повторяет форму музыкального инструмента клавесина. Его построили в 16 столетии для Томмазо дель Джильо, и сегодня его герб можно увидеть на передних дверях. Кстати, к работе был приглашен всемирно известный Карло Райнальди, который полностью перестроил и укрепил первый этаж. Некоторое время здесь была резиденция Камилло Боргезе или Папы Павла V, который собрал немалую коллекцию картин Рафаэля и Тициана, правда, в конце 19 века они были перенесены в Галерею Боргезе. Сегодня эта галерея современного искусства собрала в себя огромную коллекцию работ художников со всего мира.

Особой популярностью пользуется внутренний дворик, который называют лучшим во всей Италии. Он украшен колоннами, фонтанами и скульптурами нимф, при этом во всех его частях можно созерцать неповторимые пейзажи.


Эта историческая памятка подойдет для тех. Кого интересуют места археологических раскопок. Кому нравится побродить по забытым старинным сооружениям и вымощенным камнем улочкам. Неподалеку от Колизея расположен «Золотой дом Нерона», названый так из за позолоченного купола наверху. Перед дворцом была установлена 35-метровая статуя Нерона. Интерьер дворца поражал роскошью и великолепием, стены были украшены мозаиками и фресками, а в некоторых комнатах найдены росписи из золота.

Интересно, что для строительства дворца впервые был использован только что изобретенный цемент. После смерти Нерона весь комплекс практически был разрушен, а на его месте соорудили Колизей. Только в 15 веке во время раскопок были обнаружены древние фрески, и с того времени начались постоянные реставрации, которые продолжаются по сей день.

Дворец Спада
История Палаццо Спада начинается в 16 веке, когда Микеланджело Спада захотел соорудить для своей семьи резиденции. К строительству был приглашен да Сангалло Младший, который полностью спроектировал это сооружение. В итоге, получилась могущественная крепость в стиле маньеризма. Внутри стены украшены мозаиками, папскими гербами и росписями, среди которых стоит выделить «Битва при Лепанто» и «Фаэтон, наказанный Зевсом» кисти Вана Мундера. Рядом с дворцом был спланирован роскошный сад, но, к сожалению, до наших дней он не сохранился.

Во дворце находится Перспектива Борромини – небольшая галерея (около 9 метров), но благодаря оптической иллюзии она кажется длиннее в 4 раза. На первом этаже дворца в наше время расположена Галерея Спада , которая состоит из 4 залов, каждый из которых посвящен определенному виду искусства. В картинной галереи представлены экспонаты из живописи, фресок, мозаики и лепнины.

Дворец Киджи
Это здание в наше время является резиденцией итальянского премьер-министра, но до этого ему предшествовала насыщенная история. Его строительство заказала семья Альдобрандини, а работами руководили дела Порта и Мадерна. Сооружение достаточно громадное: 5 этажей с широкими лестницами между ними, роскошные комнаты и залы, богатый двор с фонтанами и скульптурами. Практически сразу после окончания строительства его купила семья Киджи.

В конце 19 века здесь разместилось посольство Австро-Венгрии, но ненадолго. В 1916 году во дворце разместилось министерство колониальных дел, позже – иностранных дел. С 1961 года в залах Дворца Киджи начал проводить официальные встречи Премьер-Министр Италии .

Дворец Колонна
Это комплексное сооружение, строительство которого длилось на протяжении 5 столетий родом Колонна. Это спровоцировало наслоение нескольких архитектурных стилей в одном сооружении. В нем переплелись барокко, маньеризм, урбанистическое возрождение, а над строительством работали Бернини, дель Гранде, Шор, Фонтана.

В наше время в Палаццо Колонна находятся апартаменты семьи Колонна , а в одном из залов разместилась Галерея Колонна , где собрана самая грандиозная частная коллекция старинного искусства.


Неподалеку от находится вилла Памфили – это длинный комплекс сооружений, который принадлежит семье Дориа Памфили . Дворец сооружен в стиле барокко в 1435 году и здесь на протяжении уже почти 7 столетий живет вышеупомянутый род. Интересно, что популярность он получил из-за того, что отказался финансировать путешествия Колумба.

Сегодня во дворце расположена Галерея Памфили , где можно увидеть работы Бернини, Веласкеса, Караваджо, Тициана, Бассано и многих других. Стены галереи украшены мозаиками, брюссельскими шпалерами, гобеленами и росписями. Большую часть этой коллекции собрал Папа Инокентий X, который являлся членом семьи Памфили.

Напротив комплекса Вила Памфили находится Палаццо Одескальки , который принадлежит древнему роду Одескальки. Дворец сооружен в 16 веке по проекту архитектора Бернини. Если вы будете проходить мимо, обязательно загляните внутрь, вы увидите много интересных экспонатов.

Дворец Выставок
Это сравнительно современное сооружение, построенное в 1883 году для проведения манифестаций и выставок. Работами руководил архитектор Пио Пьячентини. В период правления Муссолини его интерьер немного был изменен, так как не подходил под экспонаты фашистской тематики, но со временем все обновили.

Palazzo delle Esposizioni – это огромный комплекс, который занимает площадь около 10 тыс. кв.м., состоит из десятков залов с тематическими выставками . Также в здании работает кинозал, аудиториум, книжный магазин, ресторан и кафе.

Палаццо Мадама
В этом дворце Рима находится резиденция Сената . Столь необычное название палаццо получил благодаря мадам Маргарите Австрийской, которая здесь жила.

История дворца началась в 15 веке, но с того времени он много раз менял владельцев, перестраивался и современный вид обрел только в 19 столетии. Сегодня это красивое здание в стиле барокко, где на входе вас приветствует, внимание, шкура льва. Монументальности сооружению придают колонны и роскошны балкон, а внутри стены украшают фрески Чезаре Маккари. Кстати, здесь находится одна из самых больших римских библиотек.

Палаццо Альтемпс
Это старинный римский дворец, построен для кардинала Альтемпса по проекту Лонги в 26 столетии. В палаццо кардинал размещал свою коллекцию античных скульптур.

С 19 века дворец стал частью Римского национального музея , где также представлены частные коллекции нескольких римских семей. Среди здешних экспонатов заслуживают внимания «Трон Людовизи», «Самоубийство Галла», «Минерва со змеей». Еще в здании дворца находится капелла и частный театр .


Это роскошный музей, который вы обязаны посетить. Здание построено в 16 веке, но это не отобразилось ни на интерьере, ни на внешнем оформлении. Он построен на месте малых терм Траяна, которые послужили надежным фундаментом для дворца.

На территории палаццо находится несколько галерей с разными артефактами — здесь и мозаики, и фрески, и росписи, и статуи. При этом все украшено мрамором, золотом, порфиром и другими ценными камнями. Здесь можно взглянуть на «домус» патриция Римской империи, колонну Траяна и базилику Ульпия.

Палаццо дела Канчеллерия
Этот дворец построен в конце 15 века для кардинала Риарио неизвестным архитектором и считается лучшим образцом раннего Ренессанса. Материалы для строительства брали из театра Помпея, который на то время уже был развален. В оформлении дворца особое впечатление производят египетские колонны, которых 44 штуки.

В наше время палаццо принадлежит Ватикану, и здесь находится Папская канцелярия . Также к дворцу пристроены Базилики Святого Климента и Сан-Лоренцо.

Палаццо Саккети
Palazzo Sacchetti — это скромный, но элегантный дворец, построенный да Сангалло Младшим для личного проживания. Вскоре он его продал Чеули, а те – флорентинцам, чье имя и унаследовал палаццо.

Гуляя дворцом, на стенах можно увидеть несколько гербов, принадлежащих разным хозяевам. На стенах нарисованы красивые картины, фрески, выложены мозаики. В некоторых комнатах можно увидеть старинную мебель. Около дворца есть сад с нимфами и фонтанами, где можно устроить легкую прогулку.


Палаццо Маргерита
Еще один оригинальные римский дворец – это Palazzo Margheritа, который сооружен в конце 19 столетия. Его построил Кох для принца Людовизи. Свое название он получил благодаря королеве Маргарите Савойской, которая жила в этих стенах после смерти мужа.

Федеральное агентство по образованию

«Белгородский Государственный Технологический университет им.В.Г. Шухова»

Кафедра архитектуры

Реферат на тему

«Дворцы Древнего Рима»

Выполнила: ст.гр. АД-31

Муравецкая Кристина

Проверила: Токарева Т.В.

Белгород

Введение.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм и масштабу строительства. И нам достаточно сложно поверить в то, что римская культура возникла и полного хаоса.

В те времена Рим олицетворял собой бесконечные войны, кровопролитие и варварством. Можно с уверенностью сказать, что Рим воевал с половиной мира. Государства, вошедшие в состав колоссальной Римской державы разбросаны от Британских островов до самого Египта. Многие из порабощенных стран и народов стояли более высокой ступеньке развития, чем собственно Рим.

Рим и не имел, и не знал ничего красивого, в нем не было ничего привлекательного, утонченного, радующего взор: переполненный варварским оружием и окровавленными доспехами, сорванными с убитых врагов, увенчанный памятниками побед и триумфов, он являл собой зрелище мрачное и грозное. Уставшие от этой жестокости римляне обращаются к культуре покоренных народов: Греции, Египта, Германии, Галлии. Они учатся, на примерах их городов, дворцов и храмов, гармонии, созиданию и красоте. Таким образом, Древне - Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов (в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры) и культуры завоеванных государств. Так римляне познакомились с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

Особого внимания заслуживают дворцы Древнего Рима.

Золотой дом императора Нерона.

Рассказ о Золотом доме Нерона мы начнет с короткой характеристики личности самого Нерона. Изображать его исключительно черными красками было бы неправильно.

Император Нерон (официальное имя - NERO CLAVDIVS CAESAR AVGVSTVS GERMANICVS) родился 15 декабря 37 г.н.э. Римской империей он правил с 13 октября 54 года н.э. по 9 июня 68 года н.э. Нерон стал нарицательным персонажем, прославив себя в веках как символ разврата, непостоянства и самолюбования; он воплотил едва ли не все пороки человеческие. В сети имеется немало текстов посвященным этой личности. Для себя отметим тут следующее. Несмотря на экстравагантность, Нерон был человеком культуры. Познания он черпал у других, но стремился также оставить в ней и свой след. С ранних лет он использовал живость своего ума в другом направлении: вырезать, гравировать, рисовать, петь, приручать и объезжать лошадей. Иногда он сочинял и читал свои стихи. Нерон проявлял определенный интерес к наукам о природе с целью ее сохранения - предпринимал поездки за пределы империи для изучения окружающей среды. Он любил разговоры с мудрецами, чтобы тренировать свой ум и оттачивать остроту реакции. Прежде всего Нерон был артист. Он любит, когда его встречают аплодисментами на сцене как поэта или актера, кифариста, музыканта, атлета. Нерон всегда считал себя не пылким любителем, а настоящим артистом, профессионалом. В разгар кризиса 68 года не он ли воскликнул: «В искусстве - наша жизнь!» Он считал себя величайшим артистом своего времени. Поэтому нет ничего удивительного, что живая, реальная жизнь стала для Нерона жалкой и будничной; человеческие чувства, не встречавшиеся в сконцентрированном виде или не выражавшиеся эстетично, его не трогали. Живя в призрачном мире, служа лишь культу вечной красоты, Нерон не принимал действительность с ее суровыми законами, так плохо мирившимися с его дивными фантазиями. Он был воспитан на мифологии и искусстве.

Именно такой человек создал самый большой и роскошный дворец античности, воплотив в нем саму идею земного элизиума. Разумеется, у каждого свои понятия о райском саде. Нерон, при своей воистину глобальной утопичности, создал свой Золотой дом с истинно императорским размахом, показав тем самым что он, по сути может все, как те олимпийские боги, которым ничего не стоит реализовать сон в явь.

План этого грандиозного дворца был составлен архитекторами Севером и Целером. Север и Целер (Severus и Celer) обладали талантом и смелостью издеваться над императорской казной и добиваться искусством того, в чем отказала природа. По их замыслу это был целый дворцовый комплекс, в который входили рощи, поля, луга, виноградники, фруктовые сады, искусственные пруды. При планировании дворца для Нерона Север и Целер вознамерились создать не один дворец, а своего рода дачную резиденцию в центре Рима. Они задумали представить в ограниченных пределах образцы египетского и восточного дворцово-паркового искусства, представить целый мир в миниатюре, воссоздать в центре столицы как бы естественную природу - красивые виды и островки сельского уединения. Причем царская резиденция должна была соединяться со всеми частями Рима, поэтому она представлялась городом, который был выстроен в окружающей его деревне. В своем проекте Север и Целер совместили одновременно элементы римского загородного поместья, кампанской виллы и дворцовой резиденции, и этим очень угодили Нерону. Однако возведение "Золотого дома" тогда могло бы и не осуществиться. Помимо финансовых затруднений, Нерон столкнулся с религиозным законом и обычаем римского народа. Огромная площадь, которая была необходима императору для застройки, как уже указывалось выше, была занята дворцами, храмами, общественными зданиями и другими сооружениями. Эти препятствия могли оказаться для Нерона непреодолимыми, но случившийся в Риме в 64 году пожар сыграл на руку императору. Одновременно с восстановлением города возводился и дворец для императора. Главный вход во дворец располагался на Форуме, в том месте где сейчас стоят руины храма Венеры и Рома (построен при Адриане), а вела к нему часть Священной дороги (Via Sacra). Чтобы придать ей монументальный характер, Нерон повелел построить по обе стороны от дороги большие арки.

По историческим и археологическим источникам известно, что Нерон смог реализовать свой проект на 70-80% - вся территория была спланирована, озеленена, большинство из построек было возведено и отделано внутри. Основной дворец, ядро ансамбля, был недоделан, в частности не все стены были покрыты фресками, однако это не помешало Нерону поселится в нем. Планы Севера и Целера не сохранились, но современные историки оценивают площадь дворца от 40 до 120 га.

Главный вход вел в огромный вестибюль, а перед ним возвышалась почти 35-метровая статуя Нерона в позе Колосса Родосского (работа скульптора Зенодора). В скульптурном Колоссе отчетливо виделось портретное сходство с Нероном. Плиний, посещавший скульптурную мастерскую Зенодора, писал: "В его мастерской мы удивлялись необычайному сходству предварительного наброска из глины". Колосс, выполненный из бронзы, золота и серебра, пережил Нерона: впоследствии он один из всех других портретов «обожествленного» императора не был разрушен. Немного изменилось лишь его местоположение и лик колосса. Но это произошло уже на много позже разрушения главного здания дворца.

Гипотетическая реконструкция вестибюля Золотого дворца. Внизу слева – Римский форум, за храмом памяти Ю.Цезаря начинается композиционный вход во дворец, дорога ведет к вестибюлю, за которым виднеется искусственное озеро.

Еще одна реконструкция – все они отличаются, т.к. единой версии о том, как точно выглядела территория дворца, нет.

Через вестибюль дворца посетители входили в просторный портик, который занимал весь холм Велия, а дальше, в долине, разливалось искусственное озеро, наполненное соленой водой: это было как бы море, возникшее по прихоти императора, на нем устраивали лодочные прогулки. Позднее на месте этого озера, осушенного по приказу Веспасиана, был построен Колизей. Портики-перекрытия, поддерживаемые рядами колонн, тянулись и между отдельными частями дворца. Некоторые из них имели по три ряда колонн, а в длину до полутора километров. Тот, кто прогуливался под таким портиком, через каждые 15-20 шагов как бы переносился в новые края. То ему улыбались яркие цветы тщательно ухоженного сада, то манила прохлада рощ и зелень пастбищ. В парках и садах были устроены затейливые фонтаны, в акведуках журчала вода, в прудах плескались птицы и плавали разноцветные рыбы, в лесах гуляли прирученные звери. Среди зелени деревьев белели статуи, а белоснежные мраморные скульптуры оживляли еще и берега прудов, окруженных цветущими кустарниками.

В первую очередь поражает то, как искусно и тщательно было продуманно освещение: солнце проникало и наполняло даже самые дальние комнаты, не говоря уже о роскошных залах. Через проделанные отверстия в потолках и стенах солнечный свет хитроумно направлялся на струи воды, позолоченные фрески. Светило играло в золотистых камнях и тканях, украшавших внутреннее пространство дворца. Трудно переоценить величие архитектурного замысла и его ведущую идею: золотое сияние Непобедимого Солнца (Sol Invictus) во дворце отождествлённого с ним императора Нерона.

Осуществить столь грандиозный замысел архитекторам Северу и Целеру помог изобретенный уже к тому времени цемент. Они были одними из первых, кто начал использовать неизвестный дотоле строительный материал. Арки и купола не требовали больше мощных стен для опоры, и потому весь "Золотой дом" получился легким и воздушным. Это было строение светлое и романтическое, царство искусства и безмятежности.

Реконструкции вида главного здания настолько сильно различаются из-за отсутствия верхнего яруса здания, а также в связи с недоступностью отдельных фрагментов здания, т.к. они оказались замурованы в террасе времен Траяна.

Золотой дом строился несколько лет, а самые красивые его залы были возведены на Оппиевом холме. Внутреннее их убранство отличалось более чем сказочным великолепием. Стены всех помещений, облицованных различными сортами мрамора, были так обильно украшены позолотой, что из-за нее дворец и получил название "Золотого дома".

Фрески в Золотом Доме Нерона

Просторы белого грунта на стенах и потолках щедро покрыты широкой сетью живописных панно, обрамленных прямыми линиями или хрупкими, филигранными решетками. Часто центры этих живописных панно образуют покрытые зеленью площадки, занятые группами птиц или животных или крошечными человеческими фигурками в непринужденных позах, реалистичными или фантастическими.

Под стать стенам было и живописное убранство потолков: на пример, в одном из залов свод был разделен тонкими позолоченными рамками на круглые, квадратные и овальные поля (декоративные кессоны), в которых были изображены мифологические сцены. В пиршественных залах легкие ажурные потолки могли раскрываться, и тогда сверху на пирующих сыпались цветы, розовые лепестки или рассеивались благовония. В главном зале (восьмиугольном) потолок был устроен в виде небесного свода, который безостановочно вращался, следуя движению небесных светил; в купальнях текли соленые и серные воды.

Один из залов дворца – художественная реконструкция.

Для конструкции Domus Aurea использовались самые последние технологии того времени. При входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду. Почти в каждом зале имелись своеобразные технологические сюрпризы, например был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие вручную. Во многих покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами. Следует отметить, что его увенчанный куполом Восьмиугольный зал, в который свет попадал через круглый проем в центре, являл собой древнейший пример кирпичной постройки, возведенной с использованием цемента. Здание было оборудовано всеми видами тогдашних технических новшеств: это и бани с серной и минеральной водой, и крупнейший в мире гидравлический орган, и движущиеся панели, посыпавшие обедающих цветами и источавшие благовония, и механически вращающийся купол главного трапезного зала, венчавший здание и воспроизводивший движение небесных светил.

Реконструкция Восьмиугольного(Октогонального) зала.

Современный вид Восьмиугольного зала Дома Нерона.

Все эти излишества привели к огромным народным волнениям. Сенат низложил Нерона и объявил его вне закона. Всеми покинутый, кроме нескольких рабов и вольноотпущенников, низложенный император бежал из Рима и после долгих колебаний покончил жизнь самоубийством в одной из пригородных вилл. Перед смертью он не переставал повторять: «Какой артист погибает!». После гибели Нерона события, связанные с его Золотым домом развивались следующим образом. Отон, правивший всего три месяца, выделил на достройку дворца 50 миллионов сестерциев, но дворец был уже обречен. После Нерона императоры делали всё возможное, чтобы уничтожить память о нём. Флавии, преемники Нерона и Отона, тяготились доставшимся им дворцом-виллой. На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку. В 104-109 гг. император Траян начинает возводить термы, и исчезло то немногое, что ещё оставалось от дворца.

Древнего Древнего Рима . 2.Древнеримская архитектура. 3.Литература Древнего Рима . 4.Искусство Древнего Рима . Заключение. Список используемой... картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. Увлечение...