Парк зарядье сейчас. так вот он какой - парк зарядье (фото). Вход в парк

9 сентября 2017 года в Москве, около самых стен Кремля, в историческом районе Зарядье открылся природно-ландшафтный парк «Зарядье». С этого момента москвичи разделились на два непримиримых лагеря. Одни в восторге от нового парка, называя его лучшим не только в России, но и во всем мире. Другие разве что не проклинают создателей парка за то, что те устроили большой градостроительный эксперимент у древних стен Московского Кремля.

Я не осталась в стороне от всех этих дебатов. Впрочем, свое мнение я выскажу ближе к концу статьи. А пока предлагаю прогуляться вместе со мной по парку «Зарядье».

Вообще Зарядью не повезло. Один из древнейших и богатейших районов Москвы, заселение которого началось еще в XII веке, к концу XIX века превратился в скопище почти что трущоб, а в XX веке стал ареной строительных экспериментов. В 1934-1936 годах здесь планировалось возвести высотное здание Наркомтяжпрома, позднее — здание Совета народных комиссаров.

Зарядье в конце 1920 — начале 1930 годов

В 1947 году в Зарядье началось строительство восьмой из «сталинских высоток», высотой 275 метров. Однако после смерти Сталина работы были прекращены, а в 1964 году на её фундаменте построили гостиницу «Россия».

Гостиница «Россия»

От исторического Зарядья сохранилось лишь небольшое число старинных церквей и палат (подчас скрытых под более поздними пристройками и измененных до неузнаваемости), а также несколько доходных домов. Китайгородская стена была почти полностью снесена в 1930-е годы, однако в начале 1970-х годов начались работы по восстановлению участка со стороны Китайгородского проезда.

Со временем гостиница «Россия» устарела морально и технически, и в 2006 году её решили снести. Но единого мнения, что же построить на этом месте, долгое время не было. В течение нескольких лет рядом с Кремлем зиял огромный пустырь, обнесенный строительным забором.

В 2012 году по предложению Президента России В.В.Путина было решено разбить здесь парк. По итогам конкурса победил проект консорциума во главе с нью-йоркским архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro с ландшафтными архитекторами Hargreaves Associates и московскими урбанистами Citymakers. Площадь парка составляет 13 га.

Масштабы парка и объекты на его территории действительно впечатляют:

Схема парка «Зарядье»

Прогулка по Варварке до входа в парк «Зарядье»

Итак, свой путь я начала от станции метро «Китай-город». В подземном переходе станции можно увидеть основание Варваринской башни стены Китай-города — аутентичный фрагмент мощной крепостной стены, некогда окружавшей центр Москвы.

Основание Варварской башни Китай-города в выходе со станции метро «Китай-город» (1534–1538 годы)

У выхода из метро — строительные леса реконструируемого квартала доходных домов старого Зарядья. На самом деле, «реконструируемый» — это громко сказано. Последнее время Москву сотрясали громкие скандалы, связанные со сносом последних зданий конца XIX — начала XX века в Зарядье. Остались только внешние стены со стороны фасада, и то, не везде.

Я рассчитывала войти в парк «Зарядье» со стороны метро «Китай-город», где даже висел соответствующий указатель.

Старинные церкви на Варварке. На переднем плане — храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Псковской горе (1657-1658 и 1818 годы)

Однако не тут-то было. У входа в парк стояли уродливые строительные ограждения*. Чтобы войти на территорию, пришлось пройти к главному входу, расположенному со стороны Васильевского спуска. Впрочем, вход в парк у метро «Китай-город» обещают открыть в скором времени.

Строительная сетка у входа в парк «Зарядье»

Насколько я понимаю, изначально проект предполагал, что старинные здания вдоль Варварки будут включены в пространство парка. Пока же между ними и парком — тот самый пресловутый строительный забор из грубой металлической сетки. Что смотрится особенно «мило» на фоне 14 миллиардов рублей (а по слухам, и больше), которые были потрачены на строительство парка.

Служебный корпус бывшего Знаменского монастыря (XVIII век, ныне относится к музею «Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых») и собор во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1679-1684 годы)

Собор во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1679-1684 годы)

Храм Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке (1698 и 1742 годы)

Палаты Старого Английского двора (XV — начало XVI века)

Храм Варвары Великомученицы на Варварке (1796-1804 годы, на фундаменте XVI века)

Наконец, я оказалась перед входом в парк «Зарядье», расположенный около Москворецкой улицы близ Васильевского спуска и Большого Москворецкого моста. Здесь пока еще вовсю идут строительные работы.

Перед парком «Зарядье»

Прогулка по парку «Зарядье»

Вход в парк осуществляется через рамки металлоискателей. Но из 8 или 10 ворот работали только двое. Естественно, перед ними скапливается очередь, особенно во второй половине дня. Охранники на входе, которые проверяют сумки, весьма нелюбезны.

В самом парке — легкое недоумение от увиденного. Особенно от деревянных колышков с веревочками. Нет, я конечно понимаю, что наш народ любит ходить по только что посаженным газонам и, как говорят, воровать цветы.

В парке «Зарядье»

На мой взгляд, плитки между растениями смотрятся несколько нелепо и создают впечатление какой-то незаконченности, недоделанности.

Здания в парке «Зарядье» построены в футуристичном стиле: мягкие линии, стекло и бетон. Также здесь представлено несколько ландшафтных зон России: «Березовая роща», «Смешанный лес», «Хвойный лес», «Пойменный лес» и «Заливные луга», «Степь», «Суходольный луг», «Северные ландшафты», «Ледяная пещера».

Но насколько разумным было совмещать ботанический сад с парком развлечений? Многие растения, высаженные на территории парка, не приспособлены для нашего климата, за ними нужен профессиональный уход. Кроме того, многие посетители попросту не оценят редкие виды кустарников и цветов, посчитав их за простые сорняки.

Экспозиционный павильон Медиацентр. Главная изюминка внутри — потолок в виде хрустальных нитей. Здесь, помимо всего прочего, расположен бесплатный туалет, пока единственный на весь парк

В парке пока очень мало указателей. Временами приходится идти по наитию, чтобы попасть в нужную сторону. Встречается много подъемов и спусков.

Многие растения пока еще не прижились и являют собой печальное зрелище. Будем надеяться, что через несколько лет здесь все-таки будет ковер из цветов.

Скудная пока растительность ландшафтной зоны «Хвойный лес»

Вид в сторону Большого амфитеатра и Стеклянной коры

В парке есть лавочки. Но почти все — без спинок. Уставшему человеку вряд ли удастся на них отдохнуть.

Знаменская церковь и колокольня на Варварке

Одна из старейших церквей Москвы: Храм зачатия праведной Анны, что в Углу (вторая четверть XVI века)

Одна из главных «фишек» парка — это , нависающий над Москва-рекой. С него открывается великолепный вид на Московский Кремль, высотку на Котельнической набережной. Но панораму Кремля со стороны Москворецкой набережной мост «убил», разрезав старинную крепость на две части.

Вид на Парящий мост и высотное здание на Котельнической набережной

На Парящем мосту особенно многолюдно, поэтому движение организовано только в одну сторону. Здесь максимальная плотность любителей делать селфи и просто пофотографироваться. Так что надо быть осторожным, чтобы не испортить кому-нибудь кадр.

Парящий мост над Москва-рекой

С высоты открывается вид на небольшой водоем ландшафтной зоны «Пойменный лес» и «Заливные луга». Растения еще не прижились, вода мутная.

Вид на Москву с Парящего моста, конечно, фантастический. Впрочем, для меня осталось загадкой, почему нельзя было просто перебросить мост через Москва-реку на Раушскую набережную? Учитывая, что в центре столицы не так много пешеходных мостов?

Сталинская высотка на Котельнической набережной (1938–1952 годы)

Вид с Парящего моста в сторону храма Василия Блаженного и Московского Кремля

Дома на Раушской набережной: бывшая гостиница госпожи Хрулёвой (2-я половина XIX века) и гостиница «Балчуг Кемпински» 5* (1898 и 1989-1992 годы)

Погуляв по Парящему мосту, возвращаюсь в парк — впереди меня ждет еще много всего интересного.

Иногда в парке открываются огромные пустые пространства. Как было заявлено, впоследствии здесь смогут гулять люди, отдыхать на траве. Но пока растительность не прижилась, газоны огорожены.

Еще одна точка притяжения в парке — с гигантским стеклянным куполом над ним. Под ним идет строительство филармонии, открытие которой планируется в 2018 году. Она заменит концертный зал «Россия», который располагался в гостинице «Россия».

С высоты Большого Амфитеатра открывается красивый, но несколько пустынный вид на Московский Кремль и окрестные здания.

Вид с Большого Амфитеатра на Московский Кремль

Бывший Знаменский монастырь на Варварке: колокольня с келейным корпусом и собор во имя иконы Божией Матери «Знамение»

Вид с Большого Амфитеатра в сторону Раушской набережной

Под куполом Стеклянной коры расположен огромный газон с отдельными куртинами зеленых насаждений. Здесь расположена зона с искусственным климатом, где зимой будет тепло, а летом прохладно. Благодаря этому здесь смогут расти цветы и кустарники, не приспособленные для нашей климатической зоны.

Газон под Стеклянной корой

Растения под Стеклянной корой

Растительность под Стеклянной корой

Купол Стеклянной коры

Через стекло виднеется участок стены Китай-города, воссозданный в 1970-1980-х годах с воротами, прорубленными в 2006 году (изначально здесь их не было).

Под Стеклянной корой

Еще одна зона посвящена северным ландшафтам. Пока здесь все кажется очень «сырым». Будем надеяться, что со временем ситуация изменится, растения разрастутся и посадки будут казаться естественными. Огромные цилиндры — это прожекторы ночной подсветки.

Зона «Северные ландшафты» находится на возвышении, под которым расположен экспозиционный павильон «Заповедное посольство» с «Ледяной пещерой», которая пока закрыта для посещения.

Парковая ландшафтная зона «Северные ландшафты» и панорама Московского Кремля

Панорама парка «Зарядье»

В парке «Зарядье»

И, пожалуй, о главном разочаровании. Еще по дороге к Парящему мосту я увидела вход в Подземный музей. Естественно, после прогулки по парку я направилась туда. Но…

Вход в Подземный музей и Парящий мост над ним

У входа меня встретила милая табличка. Иными словами, мне предлагали снова подняться наверх, в Медиацентр, чтобы купить билеты. Почему покупку билетов нельзя было организовать здесь, у входа в музей, для меня осталось загадкой.

Информация о посещении Подземного музея

Так что посещение Подземного музея пришлось оставить на следующий раз, а пока отправиться осматривать нижнюю часть парка.

Ресторан «Восход»

Впечатления от посещения парка «Зарядье»

Итак, подведу итоги. Разумеется, это мои выводы, мой взгляд. Возможно у вас, мои читатели, сложится иное мнение об этом парке.

1. Парк еще очень «сырой». Многие растения пока не прижились. Вовсю идут строительные работы, некоторые достопримечательности еще не открыты. Учитывая, какие огромные деньги были потрачены на строительство, продолжение строительных работ кажется весьма странным. Или нужно было во что бы то ни стало успеть сдать объект в срок, ко Дню города? Особенно обидно смотрится явный брак.

Рулонный газон местами положен очень небрежно

Плохое покрытие дорожки, на котором можно споткнуться

2. Очень неудачная идея с дорожками из гравия. Камешки попадают на плитки, и дворники постоянно вынуждены сметать их обратно. Попадают камни и в обувь. От мелкой крошки обувь покрывается серым налетом. На каблуках по такому покрытию не пройти.

3. В парке очень плохая логистика, мало указателей. Где туалеты? Почему билеты в Подземный музей надо покупать наверху в Медиацентре, а не около музея, что было бы гораздо удобнее? Полно каких-то закрытых веревочками лестниц, ведущих в подземные помещения неизвестного назначения.

4. Парк «Зарядье» плохо приспособлен для инвалидов, пожилых людей. Отсутствие спинок на скамейках может стать тяжелым испытанием даже для просто уставшего человека, не говоря уже о людях со слабым здоровьем. По дорожкам с гравийным покрытием коляска не проедет. Пандусов я тоже не увидела.

И, наконец, главное.

5. Парк «Зарядье», безусловно интересен. Но насколько оправдано существование ультрасовременного парка в историческом районе, у древних стен Московского Кремля? Например, стрела Парящего моста просто «убила» историческую панораму Кремля со стороны Москворецкой набережной.

…решение, предложенное американскими проектировщиками и одобренное российским жюри, совершенно не учитывает факторов исторического развития Зарядья, его роли в системе градостроительного ансамбля центра Москвы, визуально-ландшафтных связей с соседними историческими районами. Такой проект может быть реализован в любом другом месте, а квартал у стен Московского Кремля требует более вдумчивых и ответственных подходов. — заявление «Архнадзора» от 15 ноября 2013 года

6. Зарядье — уникальный исторический район. При археологических раскопках здесь были найдены интересные артефакты, обнаружена одна из древнейших улиц Москвы — Великая, существовавшая уже в XII веке. Хотелось бы, чтобы археологическая составляющая парка была выражена более отчетливо, чем сейчас. Жаль, что был отвергнут проект парка «Зарядье», предусматривающий реконструкцию участка Китайгородской стены со стороны Москворецкой набережной.

7. Сомнительной кажется идея объединения ботанического сада и парка развлечений. Большинство людей попросту не заметит уникальные растения, а любителям будет не хватать подписей с указанием ботанических видов.

Разумеется, какие-то недочеты со временем будут исправлены, растения приживутся и окрепнут, ландшафты станут более естественными. Но многое, как например, залитый огнями в ночное время парк или сверкающий на солнце купол Стеклянной коры, затмевающие собой Кремль, исправить уже нельзя.

В 2012 году был объявлен международный конкурс на парк в Зарядье, которым занимались Москомархитектура и только созданное КБ «Стрелка» - проектная организация при одноименном институте, которая сегодня перестраивает публичные пространства . Тогда победила концепция бюро Diller Scofidio + Renfro, авторов знаменитого парка Хай-Лайн, разбитого на брошенных железнодорожных эстакадах на Манхэттене. В Москве американцы предложили устроить сложный холмистый рельеф с искусственным климатом и несколькими природными зонами, которые в совокупности воспроизводили бы портрет российской природы.

«Афиша» с большим любопытством следила за всеми этапами работы над «Зарядьем» - от конкурса до разработки фирменного стиля, - и рассказала о них в своем . Несмотря на скепсис и многие спорные моменты (в том числе касающиеся бюджета в ), парк «Зарядье» успели закончить и представили на День города.

Он потрясающий.

Березки, высотка на Котельнической и еще не законченное здание филармонии Валерия Гергиева на втором плане. Практически ни в одной точке, кроме парящего моста, парк не дает полного обзора - панорамные виды преграждает стена разнородной зелени

© Ольга Алексеенко

Дарья Парамонова

Директор Strelka Architects

Это первое произведение мировой архитектуры в Москве

«Тут сошлись две тенденции. Глобальное послание космосу заключается в том, что Россия, как и все города мира, сходит с ума по публичным пространствам, нам важно их делать. С другой стороны, мы ощутимо страдаем от того, что у нас до сегодняшнего момента не получались проекты со «звездными архитекторами», несмотря на множество попыток. Проект реконструкции ГМИИ и должны были быть по масштабу ровно такие, как «Зарядье». Так что фактически это первый суперпроект от звездных архитекторов в Москве».


Многие детали можно считать прорывом. Вплоть до такой скромной вещи, как мощение без бордюров с пробивающейся зеленью сквозь плитку. Это привычный фокус из архитектурных журналов, который считался неприемлемым для норм благоустройства нашего города

© Ольга Алексеенко

Это общественное пространство невероятного масштаба и амбиций

«Я ужасно не люблю маркеры разделения эпох: дескать, вот там лужковское время, а тут собянинский стиль. Мне не хотелось бы, чтобы парк воспринимался только так, - его контекст значительно шире. Международный конкурс был проведен в 2013 году, и сейчас кажется, что расширение темы парков произошло на волне успеха реформированного ЦПКиО. С другой стороны, Россия осваивает понятие «публичное пространство» с 2010 года, когда состоялся одноименный воркшоп на «Стрелке», где студенты под руководством Михаэля Шиндхельма делали исследования имеющихся публичных пространств Москвы. С тех пор было реализовано несколько новых публичных пространств в рамках благоустройства Москвы и стало понятно, как они работают. Но когда выбрали проект Diller Scofidio + Renfro, конечно, никто не понимал, как их сложно сделать».


Общим местом стало сравнивать виды на парк с картинками постапокалиптической Москвы - будто руины гостиницы «Россия» захватила дикая природа. Однако если присмотреться, то видна масса технических деталей - то вентиляционное отверстие, то электрощитовая

© Ольга Алексеенко

Это архитектура, которую стоит разбирать с психоаналитиком

«Проект «Зарядье» - выстраданный в контексте постсоветской архитектуры. Россия его рожала двадцать лет через неудачные опыты сотрудничества со звездными архитекторами, через формирование запроса на новый тип городских пространств, через зависть к мировым мегаполисам вообще и к Хай-Лайну в частности. Да, теперь москвичи могут сказать, что у нас есть свой Хай-Лайн - с обилием бетона, с березками и прилетевшей стеклянной шляпой. Так получается, когда чего-то хочется настолько остро, что ты не в состоянии себя контролировать. Ведь до «Зарядья» все дерзкие проекты планировали на отдалении - где-то в районе или как «Сити» на Пресне».


© Ольга Алексеенко

Это политический жест

«Парк можно прочитать как попытку гуманизации власти. Я никогда не верила в стабильность московского образа, и у меня нет сакральных чувств к месту, которое официально считается сердцем Москвы, - это пространство заморожено и напрягает. Я не люблю Кремль - он неживой, непроницаемый, чужой. Понятно, что все мировые объекты культурного наследия имеют похожий статус, но ты можешь придумать какой-то маршрут по Ватикану, изучить Версаль и обойти Тауэр. Меня ужасно отталкивают прокрашенные швы кирпичей. И поэтому важно, что рядом с крепостью появляется такая ужасно противоречивая штука - с этим мостом и горками, которая как бы противопоставлена Кремлю».


Японский садик с детской площадкой под стенами Кремля

© Ольга Алексеенко


© Ольга Алексеенко

Это проявление боязни пустоты

«В Зарядье ведь вполне могли устроить что-то православное и патриотическое, увязанное с текущей государственной идеологией. Однако город получил парк, выстроенный вокруг экологии, с нейтральной повесткой, с концертами классической музыки и фуд-маркетом. Сейчас трудно оценивать «Зарядье» как произведение ландшафтно-паркового искусства, потому что зелень только-только высажена. Понятно, что каждый из природных элементов функционирует символически: то же болото можно было сделать запредельно реалистическим - с комарами и жабами, - но вряд ли бы это понравилось. Парк будто старается усидеть на двух стульях: с одной стороны, оставаться понятным обывателю, туристу из глубинки, которому не нужен Хай-Лайн, но вместе с тем хочет быть выдающимся международным проектом.

Это его портит: настоящий природный парк - без филармоний и парковок - мог бы стать смелым прорывом. Но в силу советского коммунального прошлого в России осталось настойчивое желание побольше расширить полезные метры, поэтому в «Зарядье» напихали множество функций: тут и музей, и бар есть. Будто бы испугались, что люди не найдут как себя занять на лугах и холмах. В первоначальной концепции предусматривался плавный спуск к Кремлю - на его месте теперь медиацентр. Здесь вы не чувствуете себя в парке - скорее как в торговом центре. Тут нет вида, и со всех сторон будто выстроена ширма».


Амфитеатр филармонии и вид на Варварку. Чуть правее - снова парк под стеклянным куполом со своим микроклиматом: там влажнее и жарче

© Ольга Алексеенко

Это образ будущего из прошлого

«Интересно представить, как выглядел бы парк, если бы руины гостиницы «Россия» не убрали, а они бы просто обросли зеленью. В «Зарядье» вообще есть это постапокалиптическое ощущение природы, проросшей сквозь архитектуру. Или техники, врезавшейся в природу: глаз цепляется за множество инженерных деталей, швов, шлюзов, лестниц. Все вместе напоминает советскую повесть 1960-х о Москве 2020-х. Люди гуляют по лугам под стеклянном куполом, звучат военные оркестры, высятся золотые маковки церквей, все это придумали американские архитекторы, и тут еще рядом ходит Тимати с охранниками - звучит как гротескный литературный коллаж Салтыкова-Щедрина».

Со стороны набережной скорлупа над филармонией и мост создают невероятную картинку - будто космические структуры проросли из земли

© Ольга Алексеенко

1 из 9

Смысл моста - в ритуальном проходе и фотографировании. Вид с него небогатый: ТЭЦ и гостиница «Балчуг», поэтому лучше делать селфи в обратную сторону

© Ольга Алексеенко

2 из 9

Стеклянная кора филармонии заставляет вспомнить о геодезическом куполе Ричарда Фуллера, который вдохновлял архитекторов-модернистов брежневских времен

© Ольга Алексеенко

3 из 9

Световые фонари филармонии неожиданно появляются в зоне влажных лугов и довольно неожиданно выглядят на фоне церквей на Ильинке

© Ольга Алексеенко

5 из 9

Интерьеры «Ледяной пещеры» - тематического павильона, где минусовая температура будет поддерживаться круглый год. Тут вспоминается параметрическая архитектура Захи Хадид

Открытие парка Зарядье в Москве состоялось в День города — 9 сентября 2017 года, вход был только по пригласительным билетам. С 11 сентября парк работает ежедневно, посетить его может любой желающий — вход бесплатный.

Парковая зона располагается рядом с Московским Кремлем в одноименном историческом районе (название — по месту: за Нижними торговыми рядами), где до 2006 года находилась знаменитая гостиница «Россия».

Строительство парка Зарядье велось с 2014 года. Создатели: архитекторское бюро Diller Scofidio + Renfro и ландшафтная мастерская Hargreaves Associates (обе компании из Нью-Йорка), урбанисты Citymakers из Москвы.

Стоимость строительства Зарядье — 14 млрд рублей.

Новые достопримечательности: концертный зал и амфитеатр, Ледяная пещера, Медиацентр, Парящий мост, Подземный музей, отель площадью 65 тысяч кв. м, ресторан, кафе. Далеко не все новые объекты доступны, строительство еще ведется.

На территории сохранены исторические объекты: это палаты Романовых , Старый Английский двор, Китайгородская стена, комплекс доходных домов З. М. Персиц и девять храмов-памятников федерального значения, включая церковь Зачатия Анны — один из старейших столичных храмов.

Вход в парк Зарядье

Пройти в парк можно со всех улиц вокруг парка. В обычные дни (вне мероприятий) ограничений на вход нет.

Основные входы:

  • От Васильевского спуска (к Куполу);
  • С улицы Варварка (напротив Гостиного двора);
  • С Китайгородского проезда (с двух сторон — к Концертному залу);
  • С Москворецкой набережной (два входа рядом с Подземным музеем).

Ландшафт и растения

Парк создавался по принципу «природного урбанизма», разбит на искусственном основании (над подземными объектами Зарядья).

Особенности парка Зарядье в числах:

  • Площадь парка Зарядье — 10,2 га , общая площадь всех объектов на территории — около 78 тысяч кв. м;
  • Перепад высот — 27 метров;
  • Высажено более 1 млн растений: 760 деревьев, 7000 кустарников, 27700 кв. м многолетних трав — более 860000 отдельных растений;
  • Создано 7 природных зон с типичной флорой: Северные ландшафты, Хвойный лес, Прибрежный лес, Степь, Березовая роща, Луг, Смешанный лес.

Купол

Информационный павильон Купол располагается у входа в парк. Это своеобразное «хранилище» QR-кодов, в которых скрываются подробный путеводитель по парку, интересные исторические факты о Зарядье и другие информация.

1 из 2

Парящий мост в Зарядье

Воздушная V-образная конструкция «Парящий мост» — это верхний уровень парковой набережной, рассчитан на нагрузку до 240 тонн — около 3000-4000 человек одновременно.

Длина выступающей над берегом и Москвой-рекой части — 70 метров, и под ней нет опор, что и послужило основной для метафоры «Парящий мост».

Полная длина моста — 249,89 метра.

Несущая конструкция — бетонная, декоративные элементы в основном изготовлены из металла, а прогулочная часть имеет деревянный настил и высокие прозрачные ограждения.

1 из 3

Концертный зал в Зарядье

Инновационный филармонический концертный зал с амфитеатром — самый грандиозный новый объект в парке.

Крытый Большой зал рассчитан на 1500 зрителей, малый зал — 400 мест.

Большой амфитеатр

Открытый амфитеатр на 4000 мест. Располагается на крыше концертного зала, под «Стеклянной корой». Соединен с концертным залом подземными переходами. Вне мероприятий — общедоступное место отдыха с панорамным видом на кремль и сталинскую высотку на Котельнической набережной.

«Стеклянная кора»

Главная особенность комплекса — уникальная стеклянная конструкция с солнечными батареями, накрывающая холм концертного зала и амфитеатр. Не имеет внешних стен и круглый год поддерживает особый микроклимат: летом — свежесть, зимой — тепло. Под «корой» находится и сад с субтропическими растениями.

Плановое открытие — весна 2018 года.

1 из 3

Подземный музей

Интерактивный археологический музей располагается в подземном пространстве, примыкающем к Москворецкой набережной.

Экспозиция музея: главная гордость — сохранившийся фрагмент белокаменной Китайгородской стены XVI века, археологические находки (артефакты от раскопок Старой Москвы — предметы быта, монеты и др.), фигура поместного пищальника, сенсорные мониторы с тактильными экспонатами (экспозиция для слабовидящих), интерактивные мониторы для детей (игры по истории Зарядья).

Стоимость:

  • Полная — 200 рублей;
  • Студентам-очникам непрофильных вузов — 100 рублей;
  • Льготный билет (пенсионерам, многодетным, предъявителям соцкарты москвича) — 100 рублей.

Бесплатный вход:

  • До 18 лет — бесплатно;
  • Студентам-очникам профильных вузов;
  • Ветеранам ВОВ, инвалидам I, II групп, детям-инвалидам;
  • Во вторник и четверг с 10:00 до 11:00 — всем льготным категориям.

1 из 3

Медиацентр

Это первый павильон в парке со стороны Красной площади . В медиацентре работают туристско-информационный центр, выставочный зал, интерактивные киоски «Москва сейчас» и два медиакомплекса — «Полет» и «Машина времени», о которых подробнее ниже, а также кафе ENTRY и магазины.

1 из 2

Мультимедийный аттракцион «Машина времени»

Видеопанорама 360° на экране высотой 5 метров, фильм об истории Москвы.

В фильме задействовано: 300 актеров, 500 исторических костюмов, 300 предметов реквизита.

Режим работы:

Пн: 15:00—19:00, вт-пт: 11:00 до 19:00, сб-вс: 11:00—19:20.

Расписание сеансов: в будни каждый час, в выходные — каждые 40 минут.

Цены:

  • Взрослым — 790 рублей;
  • Детям 12-14 лет — 150 рублей;
  • Льготным кат. — 480 рублей.

Бесплатно — ветеранам ВОВ, инвалидам I и II гр., детям-инвалидам.

Медиакомплекс «Полет»

4D-кинозал с полусферическим экраном высотой 13 метров. Фильм-аттракцион «Полет над Москвой» — имитация полета над главными достопримечательностями Москвы и Крымским мостом.

Режим работы:

Пн: 14:30—19:30, в.-пт: 11:00—19:30, сб-вс: 10:40—19:40.

В будни «Полет над Москвой» в расписании каждые 30-60 минут, в выходные — каждые 15-20 минут.

Цены:

  • Взрослым — 790 рублей;
  • Детям 14-18 лет и студентам — 400 рублей;
  • Детям 6-14 лет (ростом до 120 см) — 150 рублей;
  • Льготный билет — 640 рублей.

Бесплатно — ветеранам ВОВ, инвалидам I, II групп, детям-инвалидам.

Ледяная пещера

Новый аттракцион в Зарядье — высокотехнологичная зона минусовых температур с художественной инсталляцией и интерактивной программой, посвященной Крайнему Северу — его флоре и фауне, жизни коренных народов.

Температура воздуха в пещере: -5 °C.

Комплекс работает ежедневно с 10:30 до 20:30.

Цены для посетителей:

  • От 18 лет - 200 рублей;
  • От 7 до 18 лет - 100 рублей;
  • До 7 лет - бесплатно;
  • Льготным категориям - скидка 20%.

Заповедное посольство

Научно-образовательный центр с флорариумом и оранжереей тропических растений, площадка с настоящими лабораториями, где также проводятся конференции, семинары и лекции, мастер-классы. Тематика: биотехнологии и микробиология, генетика, география, экология. В здании Заповедного посольства также работает кафе BOTANIST.

Расписание экскурсий во флорариум:

  • Вт — пт: 11:00, 12:00, 14:00, 16:00, 18:00, 19:00;
  • Сб — вс: 11:00, 12:00; с 14:00 до 19:00 каждый час;
  • Пн — сан. день.

Продолжительность каждой экскурсии — полчаса.

Билеты во флорариум:

  • Взрослым — 190/250 рублей;
  • Детям — 152/200 рублей.

1 из 2

Ресторан «Восход»

Располагается между зоной «Пойменный лес» и гастроцентром, открылся в конце ноября 2017 года.

Концепция ресторана: меню национальных кухонь бывших союзных республик, космическая тематика в интерьере (в стиле 60-х), панорамный вид на реку.

Метро до парка Зарядье

Ближайшая к парку Зарядье станция метро — «Китай-город», выходы 13 и 14, линии — Калужско-Рижская (оранжевая), Таганско-Краснопресненская (фиолетовая).

Недалеко пешком (менее километра) и от других центральных станций: от «Площади Революции» (Арбатско-Покровская линия — синяя), от «Охотного Ряда» и «Лубянки» (Сокольническая линия — красная), «Театральной» (Замоскворецкая линия — зеленая).

Метро — оптимальный транспорт до парка от любого из московских вокзалов.

Наземный транспорт до Зарядья

Автобусы до парка: № 158, М5 (остановки метро «Китай-город»», «Красная площадь»), № 255 (остановка «Китайгородский проезд»).

Как проехать на машине

Доехать до нового парка в Москве можно и на машине, но нужно учитывать ситуацию на дорогах: во время пробок быстрее и удобнее (даже в тесноте) все же на метро.

Для комфортного передвижения до парка можно воспользоваться приложениями такси (Uber, Gett, Яндекс. Taxi, Максим) или каршерингом (Делимобиль, Anytime, Belkacar, Lifcar).

Парковки в Зарядье

Парковка в Зарядье рассчитана на 430 машин. Для маломобильных граждан предусмотрено 33 места.

Паркинг платный и работает круглосуточно.

Цены:

  • Будни — 250 рублей/час;
  • Выходные дни — 250 рублей/час.

Бесплатно — для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II гр., родителей и законных представителей детей-инвалидов.

Природно-ландшафтный парк «Зарядье»: видео

Самый дорогой парк России - Зарядье - был торжественно открыт в день города 9 сентября 2017. Посмотрим, что стало с парком Зарядье в Москве год спустя и как выглядит наикрутейший концертный зал Зарядье.

Фотографии и текст Дмитрия Чистопрудова

1. Начнем с прогулки по парку. За это лето высаженная трава прижилась и стала похожа на реальную растительность, а не на цветочную клумбу.

2. Новый вид на Кремль.

3. Интересно, сколько труда было нужно, чтобы создать и уберечь такую среду.

4. Березовая роща стала похожа на березовую рощу. Чтобы трава и деревья прижились, администрации парка пришлось установить невысокие заграждения. В первый месяц таких мер защиты не было, и посетители парка успели уничтожить несколько тысяч насаждений. Что-то вытоптали, что-то унесли домой.

5. А ведь меньше двух лет назад эти березки росли себе где-то в Пермском крае и в 25 градусный мороз были доставлены в центр Москвы. Мало кто верил, что они смогут прижиться.

6. Но суровые уральские березки прижились несмотря на все опасения и критику. Стоит заметить, что ограждения не спасают от желающих посидеть на травке в тени. Им мало лавочек и скамеек, ведь лучше залезть в самый центр березовой рощи. Странно, что не принесли с собой мангал.

7. Луг и кора.

9. Парящий мост пока не развалился.

Для тех, кто не понял. Это сарказм и привет всем «специалистам», которые предрекали мертвые деревья на Тверской и падение парящего моста в реку.

10. Особенно сложно приходится наклонным газонам, которые открыты для посетителей. Думаю, что их периодически меняют.

11. Жизнь в парке. Несмотря на жуткую жару, большинство мест на летних верандах занято посетителями.

12. Хорошо видно три вытоптанных тропинки на склоне. Так люди подсказывают парку, где не хватает организованных дорожек. Надеюсь, что парк адаптируется, и на этом месте появятся полноценные спуски, а не очередной забор.

13. Луг. Обратите внимание на пар из под коры.

14. Так распыляется вода, чтобы посетителям было комфортнее переносить жару.

19. Здесь каменные укрепления берегов начали зарастать травой. Это выглядит намного естественнее.

20. В общем, как обычно, в парке полно бездельников, а заводы в стране простаивают без работы!

Это тоже сарказм.

21. Давайте перенесемся в 2015 год . Во всю идет строительство капитальных зданий парка Зарядье. Это - будущий вход в концертный зал.

22. Так это место выглядит сегодня.

24. Главный холл, 2016 год.

25. Главный холл, 2017 год.

26. Главный холл, 2018 год.

32. Макет 10-метрового щита, про который я недавно писал.

34. Малый зал . Вместе с балконом он рассчитан на 400 мест.

35. А это главный концертный зал. Май 2015 года .

38. Большой концертный зал вмещает до 1600 посетителей.

40. С помощью динамических механизмов партер может превращаться в сценический пол, а форма сцены может меняться. Фото 2017 года.

41. Акустические испытания залов провели специалисты компании Nagata Acoustics America Inc под руководством Ясухисы Тоеты. В числе его работ - проектирование Концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе и Центра искусств Ричарда Фишера в Нью-Йорке. В концертном зале установят музыкальные инструменты высокого качества, в том числе орган французской фирмы Muhleisen. Его собирали вручную по старинным технологиям, индивидуально под параметры концертного зала.

Практически сразу после открытия парка Зарядье в широко известных узких кругах поднялся жуткий вой: какой ужас, зачем этот парк, зачем эти павильоны, за что нам это всё, вот раньше было лучше, был прекрасный исторический район, его и надо было восстанавливать, а не городить здесь «необычный для наших Палестин артефакт».

Давайте прогуляемся по старому Зарядью и пусть каждый решает для себя, что это был за район и как к нему относиться.

Зарядье, как следует из названия, это район, располагающийся за торговыми рядами Красной площади и Васильевского спуска. Он был старым районом города, сетка улиц которого формировалась веками с основными постройками, возведенными в XVIII-XIX веках.

На месте извилистых дорожек парка с холмами некогда проходил целый ряд улиц, а Васильевский спуск на месте сталинского Большого Москворецкого моста (показан серым) был застроен. Помните знаменитое «А из нашего окна площадь Красная видна»? Так вот, это был единственный жилой район города, где это было возможно. Если уж и восстанавливать район, то нужно и мост новый снести, а взамен восстановить старый узкий.

Красота? Красота!

Пройдём по переулку немного вперед и повернем в арку.

Поднимемся на крышу.

Был прекрасный район малоэтажной застройки, как примерно на Ивановской горке или вокруг Покровки. Недорогие квартиры, дома с галерейками, прекрасно!

Живой город был ещё в 1930-х, пока не снесли.

Елецкий переулок незадолго до сноса

Двор в Ершовом переулке

Двор в Псковском переулке

Кривой переулок

Мкоринский переулок упирался в сохранившийся в нынешнем парке Храм Зачатия Святой Анны, что в углу. Он действительно тогда стоял в самом углу поворачивающего переулка.

Отдельно был интересен потрясающий своей галерейной планировкой «дом-корабль» в Псковском переулке.

Дом в виде буквы П с многочисленными переходами и галереями вдоль корпусов.

В этом фактурном доме в 1924 году Эйзенштейн снимал свой первый полнометражный фильм «Стачка».

Но объективно говоря, среди снесенных домов Зарядья было мало каких-то особенно ценных домов, район был ценен именно своей городской средой. Большую часть года район выглядел примерно так. Это фотография из архивов Моспроекта-2 датирована 1940 годом, но вполне могла быть снята за 30 лет до этого. С конца XIX века район особо не менялся.


Старые фотографии Зарядья найдены на сайте Pastvu

И здесь мы снова возвращаемся к вопросу, а стоило ли восстанавливать район. Несомненно, район Зарядья – это наша общая фантомная боль, боль по тому, что многие из нас никогда не видели (да и вообще из ныне живущих мало кто застал этот район в сознательном возрасте). Мы можем восстанавливать его по фотографиям, ностальгировать по той среде. Отбросим даже тезис о том, что архитектурно и исторически ценных построек внутри этого района было немного. Допустим, мы поставили себе цель восстановить историческую среду. Здесь мы сталкиваемся с первой же проблемой. Вспомним, . Его восстанавливали по кирпичику, тщательно, после войны, и здесь кроется важный момент: восстанавливали город, разрушенный войной, восстанавливали как символ возрождения и, главное, все - от главного архитектора до разнорабочего на стройке - прекрасно помнили и представляли, что должно получиться в результате. Люди восстанавливали то, что они хорошо помнили и что существовало не почти век назад, а буквально ещё два-три года назад, и построенное не по технологиям 150-летней давности, а из того же кирпича. Над каждым строителем не нужно было ставить надзирающего историка, для восстановления большинства домов не нужно было искать реставраторов.

Что же у нас с Зарядьем?

Современному строителю сложно объяснить, как работать по технологиям XIX века (а именно так нужно работать, если мы говорим о полноценной реконструкции). В современных условиях восстановление даже одного дома столетней, а уж тем более двухсот- или трехсотлетней давности - всегда очень долгий и дорогой процесс. Посмотрите, например, как энтузиасты и удивитесь бюджетам на грамотную реставрацию, а это всего лишь вывеска, нарисованная краской. А по-другому никак, новодел получается.

Я не думаю, что сегодня можно серьезно обсуждать вопрос восстановления застройки Зарядья. Надо понимать, что от истории не осталось ничего, даже фундаментов. Во время строительства гостиницы «Россия» уничтожили все. От прежнего Зарядья не осталось вообще ничего подлинного. А без подлинности нет исторического наследия. Сталин снес половину исторического центра Москвы, а если бы не война, то снес бы вообще все. Это большая беда и боль для всех москвичей. И сегодня Москва до сих пор в шрамах, которые никогда не заживут.

За помощь в подготовке поста спасибо Александру Усольцеву, редактору сайта