Гроб тутанхамона с изображением лица фараона. Маска Тутанхамона. Сокровища Тутанхамона и проклятие его гробницы. Описание маски фараона

Выложил комментарии к фотографиям. И к первому выпуску тоже. Как на ваш взгляд - стоит это делать и дальше или у меня во френдах знающие люди:) ?
Голова Тутанхамона. Необычная и привлекательная, настоящий шедевр, голова была найдена Говардом Картером во входной галерее гробницы. Она вырезана из дерева и раскрашена. На ней молодой фараон изображен как бы возникающим из цветка лотоса, подобно солнечному богу.


Бумеранг Тутанхамона

Вышитые бисером сандалии Тутанхамона.Около сотни пар обуви были найдены в гробнице и лишь немногие из них фараон носил в своей жизни.

Обувь с золотыми бусинками.Пара сандалий, которая является одной из многих найденных в гробнице. Некоторыми из них фараон никогда не пользовался, но именно в этих он точно ходил

Пара золотых сандалий Тутанхамона

Говард Картер, обнаруживший гробницу в 1922, назвал этот тип браслета повязкой, потому что он составлен из ряда дискообразных бусинок, сделанных из золота, электрума и синего стекла.

Детское кресло. Это кресло было найдено в одной из камер гробницы, названной Вестибюлем. Оно сделано из резного черного дерева с икрустацией слоновой костью Предположительно, фараон действительно пользовался им, когда был ребенком.

Игровая доска Тутанхамона. Она опирается на ножки в виде животных и прикреплена к полозьям. Доска и полозья сделаны из черного дерева и инкрустированы золотом
Канопическая рака Тутанхамона. В этой позолоченной раке был алебастровый ковчег, содержащий четыре канопических миниатюрных гроба.
Золотой канопический миниатюрный гроб Тутанхамона. Алебастровый ковчег состоял из четырех таких маленьких гробов, в каждом из которых хранились внутренности фараона. По форме они аналогичны второму внутреннему саркофагу, где покоилась мумия Тутанхамона, однако эти гробики инкрустированы намного богаче и на каждом из них начертано обращение к той богине и тому духу, под чьим покровительством он находится


Алебастровый ковчег Тутанхамона

Кинжал и ножны Тутанхамона

Колесница Тутанхамона

Кулон с Крылатым Скарабеем. Он иллюстрирует название трона Тутанхамона, Неб - хепрю-ре. Центральный элемент - скарабей Хепри, сделанный из прекрасного лазурита.

Кулон с Крылатым Скарабеем. Этот золотой кулон сделан в технике перегородчатой эмали и инкрустирован полудрагоценными камнями и цветным стеклом. Центральный элемент - крылатый скарабей из халцедона

Ларец для благовоний. Этот изысканный образец ювелирного искусства около 15 см в высоту сделан из золота, подставка - из серебра. Ларцу придана форму двух картушей, украшенных разными резными и кованными узорами и инкрустированных с лицевой и оборотной стороны непрозрачным разноцветным стеклом и прозрачным кальцмтом. Четыре изображения фараона немного отличаются друг от друга и интерпретируются как его образ в разные периоды жизни.

Модель лодки Тутанхамона. Это одна из 18 моделей лодок, найденных в гробнице

Наос, или рака Тутанхамона, позолоченная и гравированная

Одна из нескольких позолоченных статуй божества, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, статуя изображает Дуамутефа, одного из четырех сыновей Гора, который изображался с головой шакала

Подставка для головы Тутанхамона, вырезанная из слоновой кости (подголовники использовались в древнем Египте и все еще используются в некоторых африканских странах, чтобы защитить голову спящего)

Парадный панцирь Тутанхамона

Пряжка из драгоценных камней в виде скарабея из гробницы Тутанхамона

Статуэтка Сопеду в виде Сокола. Она была помещена в гробницу, чтобы защитить Тутанхамона во время его путешествия в подземном мире. Возможно, что этот сокол являлся штандартом двадцатого нома Нижнего Египта

Посох Тутанхамона. Его золотой посох был найден между двумя наиболее удаленными алтарями в погребальной камере гробницы. Посох полый; навершие украшено фигурой фараона. Он носит Синюю Корону Хепреш, которая связана с определенными церемониями, и одет в клетчатую юбку. Роль этого посоха не ясна, и пока нет по этому поводу даже предположений.

Тутанхамон с гарпуном (позолоченная, деревянная статуэтка Тутанхамона стоит на окрашеной деревянной лодке)

Сосуд для благовоний, принадлежащий царю и царице. Этот красивый сосуд затейливой формы вырезан из четырех отдельных кусков алебастра, скрепленных в одно целое.

Церемониальный трон.Этот высокий украшенный трон - один из шедевров сокровищницы Тутанхамона, был найден в камере, названной "Пристройкой". Трон сделан из дерева, обшитого листовым железом и богато украшен инкрустациями из разноцветного фаянса, стекла и камней в стиле Амарны.
Часть золотого кулона

Внутри этой серебряной трубы с золотым мундштуком было найдено украшенное деревянное ядро вероятно защищающее тонкий металл от повреждений

Украшения мумии Тутанхамуна (Мумия была украшена золоченными повязками и поясом из золота и стеклянных бусинок.Повыше кулон из ярко-синего стекла, в виде глаза стража - кобры Уаджет, окруженного ожерельем из блестящих бусинок.)

Внутренний гроб Тутанхамона. Он является третьим и самым последним из трех гробов фараона. Мумия непосредственно лежит именно в нем. Этот гроб из листа золота толщиной от 2.5 до 3.5 мм. Он изображает царя в образе Осириса.Головная повязка имеет форму "немес";лицо, шея и руки полированы; на шее двойное ожерелье из дисковидных бус, сделанных из красного и желтого золота и синего фаянса; грудь украшает подобие ожерелья, выполненного техникой перегородчатой эмали Вся поверхность гроба покрыта художественной гравировкой, воспроизводящей перья (орнамент "риши") и надписями внутри и снаружи, эпитафией покойному и заупокойными текстами. Фигуры Нехебт и Буто, так же как и ожерелье инкрустированы полудрагоценными камнями и цветным стеклом.

Пенал для свитков. Уникальный контейнер в форме пальмового ствола был найден в числе приспособлений для письма в Сокровищнице

Щит с изображением убийства Тутанхамоном своих врагов, Среди военного снаряжения, найденного в гробнице было восьмь щитов, четыре из которых являются церемониальными. Этот щит - парадный

Гладило для папируса. Поверхность готового папируса была неровна или шершава, она полировалось гладкими частями камней, деревом или даже слоновой костью перед письмом. Это тонкое гладило сделано из слоновой кости, с золотой ручкой


Оказывается, любимый мальчик-король Египта не был таким уж золотым. Новые исследования показали, что фараон Тутанхамон был на самом деле слабым подростком с волчьей пастью и косолапостью.

«Он был больным ребенком», — говорит египтолог Эмили Титер. Основываясь на анализах ДНК и томографии, ученые сделали вывод, что у Тута было генетическое заболевание кости и малярия, что в сочетании со сложным переломом ноги и могло стать причиной его кончины в возрасте 19 лет приблизительно 3000 лет назад.

Король и его семья, несмотря на статус и богатство, были такими же простыми смертными подверженными заболеваниям, как и обычные крестьяне – на телах членов королевской семьи, найденных в гробницах, были обнаружены многочисленные следы малярии. Более того, традиция кровных браков сильно ухудшала состояние здоровья фараонов.

Новые исследования доказали, что отцом Тутанхамона был фараон Эхнатон, а матерью – родная сестра его отца, то есть его тетка. В Египте это не считалось инцестом. Фараоны приравнивались к богам, а потому «примешивать» чужую кровь к своему роду запрещалось. (Внимание! Некоторые фото, представленные в подборке, могут показаться неприятными и пугающими.)

18. Маска золотого гроба короля Тут-анах-Амана, правившего Египтом примерно в 1350 г до н.э. в музее Египетких сокровищ в Каире. Маска из чистого золота весит более 10.5 кг. На лбу – олицетворение богинь . (AP Photo)

22. Деревянная фигура Тутанхамона в институте Франклина в Филадельфии. Этот 3000-летний манекен стал частью обширной коллекции из более чем 130 предметов из гробницы Тутанхамона и других гробниц Долины Фараонов, которые были выставлены в институте с 3 февраля по 30 сентября 2007 года. (AP Photo/Jacqueline Larma)

26. Саркофаг Тутанхамона в его гробнице после того, как археологи достали из него мумию фараона. Мумию защитили от влажности и загрязнений, приносимых постоянным потоком посетителей. 11 ноября 2007 года египетские власти ограничили доступ к гробнице фараона Тутанхамона до 400 человек в день. (CRIS BOURONCLE/AFP/Getty Images)

28. На этом снимке канала «Discovery» можно увидеть мумии (начиная с ближней) матери Тутанхамона, бабушки Тутанхамона и отца Тутанхамона, представленные репортерам на пресс-конференции археологом Захи Хавассом в музее Каира 17 февраля 2010 года. Два года анализов ДНК и томографий мумии Тутанхамона и 15 других фараонов помогло установить генеалогическое дерево королевской семьи, доказав, что отцом Тутанхамона был фараон Эхнатон, и матерью – его родная сестра. (AP Photo/Discovery Channel, Shawn Baldwin)

31. Гроб для внутренностей Тутанхамона выставленный на пресс-конференции в Лондоне 13 ноября 2007 года. (Photo by Daniel Berehulak/Getty Images)

32. Один из двух мумифицированных эмбрионов, найденных в гробнице фараона Тутанхамона в 1922 году. Египетские ученые проводили тесты ДНК, чтобы узнать, были ли эти зародыши детьми юного фараона. (AP Photo/Supreme Council of Antiquities)

35. Туристы окружили золотую маску Тутанхамона в музее Каира 15 февраля 2010 года. Для поддержания нужной температуры, перед началом экспозиции в помещении были установлены специализированные кондиционеры. (AP Photo/Amr Nabil)

37. На этом фото, опубликованном 10 мая 2005 года, представлена модель фараона Тутанхамона, созданная французской командой на основе реконструкций лица, сделанных с помощью компьютерного сканирования мумии фараона. Три команды художников и ученых из Франции, США и Египта создали модели лица молодого фараона, основываясь на отсканированных изображениях очень высокого разрешения. Все три команды работали отдельно друг от друга. (AP Photo/Supreme Council of Antiquities and the National Geographic Society, HO)

7 лет назад я писал о сфальсифицированной гробнице Тутанхамона, но с тех пор появилось много интересного материала, который не был включён в работу. Эта статья полностью переработана и практически написана заново

Как это было

Одним из первых, кто высказал сомнение в достоверности знаменитой гробницы, был Константин Смирнов, опубликовавший в журнале "Техника молодежи" статью "Не придётся ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?" (№ 4, апрель 1998 г.). Эта статья доступна в Сети , есть также её "скан" в формате PDF. Той же теме посвящена . В данной работе будет в основном уделено внимание тем фактам, которые не были отмечены ранее либо недостаточно раскрыты.

Рассмотрим под критическим углом имеющуюся информацию об истории этой находки и её дальнейшего исследования. За основу возьмём раздел книги В.Бацалева и А.Варакина ("Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий") .

К началу Первой мировой войны практически вся Долина царей была перекопана вдоль и поперёк, но Говард Картер, движимый необъяснимым желанием найти гробницу Тутанхамона (ГТ) во что бы то ни стало, уговорил лорда Карнарвона спонсировать новые раскопки, невзирая на заверения известных археологов Т.Дэвиса и Г.Масперо о тщетности подобных попыток.

"Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трёх находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он оказался не очень большим и находился между тремя могилами - Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришёлся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет - вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня".

Чудесное совпадение Картер объяснял следующим образом:

"Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона".

Таким образом, Картер, ткнув пальцем в первую попавшуюся груду щебня, нашёл то, что искал – практически иголку в стоге сена. Это первая уникальная особенность ГТ, которым впоследствии несть числа. Картер понимал, что такого быть не может, но его объяснение - не более чем демагогия. Надо иметь в виду, что до Картера о Тутанхамоне ничего не было известно. Фараона с таким именем нет ни в одном царском списке, т.е. древние египтяне не считали нужным сохранить память о его правлении.

Вскрытие гробницы, однако, под всякими предлогами тормозилось:

"Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнёт извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца".

В результате вскрытие небольшой гробницы растянулось на 6 лет - уникальный случай в мировой практике.

Одновременно с раскопками прокладывается железная дорога непосредственно к ГТ, а в Каире к Египетскому музею стали пристраивать отдельное крыло для хранения новой экспозиции. Весьма ценная предусмотрительность, особенно если учесть, что объём экспонатов как бы ещё не известен.

"Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь".

Картер заключил договор на эксклюзивное освещение хода раскопок с газетой “The Times”, поэтому исследование гробницы мелодраматично изображалось шаг за шагом, хотя без репортёров Картер и Карнарвон обследовали её за один заход. Тем временем исследование ГТ продолжало затягиваться:

"Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с ещё не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвёртом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год.

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Картер и здесь не оригинален – тянул время, лукаво оправдываясь "пропавшим желанием" и "гнетущим чувством". Исследование гробницы в который раз откладывалось.

Мнение Алана Гардинера о значении находки Говарда Картера:

"Это открытие прибавило немного к нашим знаниям о данном историческом периоде. Филологов гробница разочаровала, ибо в ней не оказалось [новых - авт.] письменных свидетельств. О самом Тутанхамоне мы ничего не знаем, кроме того, что он унаследовал трон после смерти своего отчима Эхнатона, что он правил всего несколько лет и умер в юном возрасте".

Довольно любопытное заключение. ГТ по многим параметрам не имеет себе равных, а египтологи не обнаруживают в ней ничего, что привлекло бы их внимание. Поэтому коллекция предметов из ГТ в последующие годы практически не изучается, а весь исторический фон, сопровождающий Тутанхамона и обстоятельства его захоронения, целиком и полностью вымышлен самим Картером. Если отделить фактологический материал, связанный с ГТ, от картеровского мифотворчества, то мы получим сплошной набор из подозрительных случайностей и нелепостей. Так, например, египтологам известно, что 80% артефактов ГТ никакого отношения к Тутанхамону не имеют, включая один из саркофагов, который по всем признакам предназначался женщине.

Британский археолог Николас Ривс - один из немногих, кто заинтересовался содержимым ГТ, - пишет :

"Мы обнаружили доказательства, свидетельствующие об изменении надписей на картушах саркофагов и многих других предметах. На внешнем саркофаге Тутанхамона, например, нарисовано лицо очень похожее на изображение Эхнатона на его огромной статуе в Карнаке; а средний гроб саркофага декорирован рисунками типичными для женского погребения.

…Я заглянул вовнутрь [маски Тутанхамона] и не поверил тому, что увидел там! На внутренней стороне маски оказался тонкий шов, словно изображение лица было припаяно к головному убору маски, а подобная техника была исключительно редкой…".

Ривс поражён уникальной пайкой, но сотни килограммов золота в гробнице никому не известного юного фараона - не менее уникальный факт! Недавно случайно выяснилось , что к маске также была припаяна борода, которую в Древнем Египте традиционно крепили с помощью штифтов:

Место пайки бороды к маске.

Пайку можно обнаружить и в других местах:

Паяные швы на внутреннем саркофаге, выполненном из золота толщиной 2,5-3 см.

И вновь уникальная технология изготовления маски и саркофага Тутанхамона не получила должного объяснения! Остановимся подробней на других беспрецедентных особенностях ГТ.

Фараон Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой богини-матери

Если мы обратим внимание на головные уборы масок Тутанхамона, то на них обнаружим по две протомы - кобры и стервятника:

Стервятник - это тотем богини Мут (Нехбет), олицетворявшей богиню-мать. Один из примеров её применения в качестве головного убора:

Фрагмент росписи в гробнице Нефертари: слева - богиня Хатхор (мать бога Хора), справа - царица Нефертари с подношениями богине Хатхор.

Кобра (урей) на головном уборе фараонов символизирует принадлежность к царскому Дому солнцеподобных богов, каковыми считали правителей Древнего Египта, поэтому урей не несёт гендерных признаков - его носили на головных уборах как цари, так и царицы:

Уреи на головных уборах царицы XVIII династии и царей XXI династии.

Однако царицы имели более богатый выбор символики, выражая таким образом статусы царственности и материнства:

Голова статуи царицы Тии, супруги Аменхотепа III, XVIII династия.

К одной из прекрасных иллюстраций различия царственной символики относится зарисовка, сделанная французскими художниками в Фивах в ходе Египетского похода Наполеона. На ней слева изображена царица-мать Яхмос-Нефертари, а справа - её сын Аменхотеп I:

Головной убор Яхмос-Нефертари включает богиню-мать Мут-Нехбет в виде стервятника, закрывающего голову царицы, на нём стоит модиус, на котором снова изображена Мут-Нехбет с двумя уреями. Головной убор Аменхотепа I более лаконичный: корона хепреш с уреем в качестве солярного символа.

Единственный фараон, который имел на голове женскую символику в виде стервятника - Тутанхамон:

Бюст из гробницы Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона обладает уникальной планировкой

В книге "Древнеегипетские мастера" В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:

"Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:

1) общий размер гробницы в целом, размеры помещений и связывающих их коридоров;
2) назначение отдельных помещений и коридоров, их название и в соответствии с этим форма помещений;
3) сюжеты изображений и, следовательно, их композиции.

Коридоры: "Первый божий переход", "второй божий переход" (вариант "Божий переход Солнца"), третий божий переход (с нишами под названием "святилища, в котором боги Востока", и "святилища, в котором боги Запада"), "четвёртый божий переход" (в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый зал - "зал ожидания", второй зал - "зал колесницы" (вариант "зал теснения врагов, в котором 4 колонны"), третий зал - "дом золота" (погребальное "помещение, в котором покоятся").
Малые переходы: "божий переход, который в месте ушебти" (там же "Место покоя богов", т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода - "сокровищницы"; "второй божий переход, который позади дома золота".
Элементы архитектурного убранства: "перемычка", "дверной косяк", "портал", "толща портала", "деревянная дверь"."

Таким образом, план гробницы составлялся заранее - без какой-либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности ГТ (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"...многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его [Тутатнхамона - авт.] гробницы."

Причём гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти, включая скоропостижную. Тутанхамон, согласно разным оценкам, правил от 9 до 10 лет (1332-1323 годах до н. э.), за это время, по утверждению Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:

План гробницы Тутанхамона. Её длина - 30.79 м, площадь - 109.83 м², объём - 277.01 м³

Чтобы увидеть, насколько она несовершенна, сравним её с гробницами правителей Древнего Египта той же эпохи, принимая во внимание слова Картера:

"...однако в эпоху XVIII династии стали украшать только погребальную комнату, покрывая стены текстами, считавшимися особенно необходимыми для покойника [М. - т.е. в точности так, как в гробнице Тутанхамона]".

Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.). Общая длина гробницы - 76.11 м, площадь - 310.92 м², объём - 792.71 м³. Расписана не только погребальная камера, но и остальные помещения:

Аменхотеп II (1427-1400 гг. до н.э.) - планировка как у Тутмоса III. Стены расписаны иератическими текстами из "Книги Амдуат". Общая длина гробницы - 91.87 м, площадь - 362.85 м², объём - 852.21 м³.

Богато декорирован зал и прилегающие комнаты:

Тутмос IV (1400-1390 гг. до н.э.) - правил столько же, сколько и Тутанхамон, что не помешало ему построить гробницу длиной 105.73 метров, площадью 407.7 м² и объёмом 1062.36 м³. Своей планировкой гробница подобна гробницам предшественников, но отличается от них новшествами в отделке. Вместо приглушённых оттенков и подражания иератике входной колодец и передняя камера украшены изображениями фараона и божеств загробного мира. Погребальная камера не декорирована! Вероятно, собирались, но не успели.

Аменхотеп III (1390-1336 гг. до н.э.) - с именем этого фараона связаны одни из самых грандиозных сооружений Древнего Египта: храмы, дворцы, колоссы Мемнона и грандиозная гробница длиной 126.68 метров, площадью 554.92 м² и объёмом 1485.88 м³. Гробница, включая погребальную камеру, декорирована сценами из "Книги Амдуат" и фресками, изображающих Аменхотепа с богами:

Фрагмент росписи гробницы Аменхотепа III.

Эйе (1327-1323 гг. до н.э.) - несмотря на то, что правил всего 4 года после Тутанхамона, успел соорудить себе большую гробницу, протяжённостью 60.16 метров, площадью 212.22 м² и объёмом 618.26 м³. Открыта Бельцони в 1816 году, но почему-то не расчищалась вплоть до 1972 года. Особенность текстов гробницы - в них продолжают почитать бога Атона, однако наиболее известна тем, что росписью погребальной камеры удивительным образом похожа на ГТ. Причём время не пощадило фрески гробницы Эйе, а якобы более старшие в ГТ не имеют механических повреждений:

Неповреждённые фрески в ГТ - слева, справа - осыпавшиеся фрески гробницы Эйе.

Уникальная сохранность росписей ГТ не имеет аналогов.

Хоремхеб (1323-1295 гг. до н.э.). Гробница Хоремхеба поражает своими размерами: общая длина - 127.88 м, площадь - 472.61 м², объём - 1328.17 м³. Фрески гробницы считаются одной из жемчужин древнеегипетского искусства:

Фрески в колодце (в начале) гробницы Хоремхеба.

Однако, погребальная камера не закончена и оставлена как есть на момент смерти фараона:

Погребальная камера Хоремхеба.

Примеры гробниц фараонов, живших до и после Тутанхамона, демонстрируют, что ГТ ни в коей мере не вписывается в древнеегипетские погребальные стандарты - ни размерами, ни планировкой. Обязательные коридоры не только не прорублены, они даже не планировались: вместо сакрального подземного мира, куда должен был отправиться усопший фараон, построены обычные складские помещения. Кроме того, декорирование гробниц идёт вразрез с утверждением Картера об украшении только погребальной комнаты - судя по всему, её вообще расписывали в последнюю очередь, т.к. в ряде случаев оставлена частично или полностью без декора и текстов "Книги мёртвых" (Амдуат).

Гробница Тутанхамона поражена уникальными грибками, нигде более не встречающимися

Первым заговорил о таинственных грибках, разумеется, сам Говард Картер (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"Поверхность стен покрыта маленькими коричневыми грибообразными наростами, зародыши которых, возможно, были занесены вместе со штукатуркой или с краской. Питательную среду для них создавала господствовавшая здесь сырость, выделявшаяся из штукатурки после того, как комната была запечатана."

О грибках сокрушались без малого сотню лет: в 2009 году Захи Хавасс снова жаловался в СМИ :

"Каждый раз, когда я смотрю на гробницу фараона, удивляюсь этим пятнам, происхождение которых не может объяснить ни один учёный."

Фрагмент фрески гробницы Тутанхамона, где отчётливо видны пятна.

В том же году ГТ закрыли на реставрацию, главной целью которой было выяснение природы происхождения пятен. Подрядчиком выступил Институт консервации Пола Гетти. Примерно через 2 года :

Вопросы были переадресованы микробиологу Ральфу Митчеллу из Гарвардского университета, и тот, наконец, разобрался с пятнами. Исследователи его группы взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы и провели их микробиологический и химический анализ. Выяснилось, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах обнаружено не было. Как утверждают учёные, все они мертвы или, говоря по-научному, неактивны.

Больше того, изучив фотографии стен, сделанные 89 лет назад, исследователи увидели, что пятна с тех пор не изменились в размере. И хотя идентифицировать древние микроорганизмы ученым не удалось, они убедились в том, что пятна со временем не меняются и появились вскоре после захоронения знаменитого фараона-мальчика.

Эти пятна свидетельствуют о том, - говорит Митчелл, - что захоронение производилось в большой спешке.

Живых организмов в пятнах найти не удалось, следовательно пятна не росли, не было и грибковых наростов, о которых рассказывал Картер. Но каким образом появились сами пятна?

До недавнего времени цветные снимки фресок ГТ с высоким разрешением отсутствовали или были недоступны, а фотографии из каталога Говарда Картера для целей исследования непригодны. Но вышедший в 2008 году прекрасно исполненный фотоальбом "Treasures of the Pharaohs" (Delia Pemberton) разрешил эту проблему - его высококачественные снимки позволяют детально изучать фрески ГТ. Их увеличенные фрагменты выявили характерные дефекты: чёрная краска во многих местах расползлась:

Фрагменты фресок гробницы Тутанхамона. На профиле слева чёрная краска поплыла по контуру лица и вокруг глаз.

Это произошло из-за неверного подбора красок. Египтяне, тысячелетиями отрабатывавшие технологию изготовления фресок, таких промахов не допускали - разводы встречаются в единственном месте, в ГТ. И Говард Картер, рассказывая про грибковые наросты, которых в действительности не было, таким образом проговорился: "зародыши занесли вместе с краской". Такая краска известна - это экстракт гриба чаги, представляющий собой густую тёмно-коричневую жидкость. Картер надеялся, что в экстракте находятся грибковые зародыши, но их там не оказалось, о чём стало известно лишь после исследования Института Пола Гетти. Основной компонент экстракта, придающий ему характерный цвет, - меланин . Он понадобился, чтобы скрыть дефекты расползания чёрной краски на росписях ГТ - экстракт чаги попросту разбрызгали по стенам. И этот приём действительно сработал - учёные до сих пор оправдывают все встречающиеся несуразности в ГТ, включая пятна меланина на стенах, необыкновенной спешкой, выдуманной Картером. Кроме того, пятна создают видимость старения, без которого фрески выглядели бы как новые.

Мумия Тутанхамона в своём роде уникальна и не имеет аналогов среди мумий египетских царей

Два уровня смолы в черепе означают, что мумия дважды подвергалась бальзамированию. Это, безусловно, даёт ответ на вопрос о способе появления "мумии Тутанхамона": она была изготовлена из другой мумии простого смертного (не царского происхождения), которую нафаршировали сокровищами и поместили в золотой саркофаг, одев на неё золотую маску. Затем саркофаг с мумией наполнили бальзамирующей смолой и нагрели до высокой температуры, чтобы смола затвердела, создав видимость старения. Говард Картер в своей книге снова проговаривается:

"В своё время на золотой саркофаг было вылито около двух полных вёдер благовонной жидкости и столько же - на лежащее внутри его мёртвое тело."

Как можно узнать о консистенции бальзамирующего состава, его вязкости, количестве испарившихся фракций, если только не он собственноручно вылил 4 полных ведра благовоний?! При этом Картер перестарался с нагревом - возможно, спешил - и мумию сжёг, поэтому в книге ему пришлось жаловался на неумелых египтян:

"Чем больше продвигалась вперёд наша работа, тем очевиднее становилось, что и покров и сама мумия находятся в плачевном состоянии. Они полностью обуглились в результате воздействия жирных кислот, содержащихся в благовониях, которыми их пропитали."

Вид мумии, сожжённой Говардом Картером.

Обугливание "мумии Тутанхамона" следует добавить в вышеприведённый список аномалий под №7. Удивительно, однако, что версию Картера египтологи приняли за чистую монету и даже впоследствии развили до фантасмагоричной теории спонтанного самовозгорания . Их нисколько не смущает уникальность этого явления:

"Удивительное - почти сверхъестественное - открытие сделали британские учёные: антрополог Роберт Коннолли (Dr Robert Connolly) из Университете Ливерпуля (Liverpool University) - тот самый, который в 1968 году первым сделал рентген мумии Тутанхамона, и его коллега доктор Мэтью Понтинг (Dr Matthew Ponting). Они изучили образец, извлечённый из тела фараона, и пришли к выводу, что оно - тело, находясь уже в саркофаге, подверглось воздействию высокой температуры. Более 200 градусов . ... Откуда в саркофаге взялась высокая температура? Вряд ли, что его нагрели специально. С подобной практикой учёные ещё не сталкивались. Скорее всего, по их мнению, "кулинарный" жар был порождён химической реакцией, в которую вступили бальзамирующие вещества, матерчатые покровы и жировые ткани самого тела - при жизни фараон был весьма упитанным юношей. ... Коннолли и Понтинг полагают, что химическая реакция стала следствием некой ошибки при бальзамировании. Но какой? На этот счёт нет даже предположений. Учёные, кстати, не исключают, что фараон стал жертвой так называемого спонтанного самовозгорания человека (Spontaneous Human Combustion - SHC) или дьявольского пламени - загадочного явления, причины которого даже сегодня не до конца ясны." (выделено мной).

В связи с трагическими событиями, постигшими "мумию Тутанхамона" по воле Г.Картера, в частности термической карбонизацией, следует отметить, что в ней не может быть генетического материала, т.к. денатурация ДНК начинается при температуре около 70°C, а при температуре около 90°C ДНК полностью диссоциирует, не говоря уже о температуре свыше 200°C, до которой нагревался саркофаг вместе с мумией. Поэтому ДНК-анализы заведомо обречены либо на ошибочный результат, либо его отсутствие. Так, группа генетиков из швейцарского исследовательского центра iGENEA , изучив образцы ДНК, извлечённые из мумифицированных останков Тутанхамона, выяснила, что он якобы принадлежал к гаплогруппе R1b1a2 - наиболее типичной для Западной Европы. На самом же деле генетики обнаружили на мумии генетический материал, занесённый самими европейцами. Подобная контаминация образцов наиболее типична для такого рода исследований: получены результаты по генетическому материалу загрязнений, а ДНК "мумии Тутанхамона" обнаружить не удалось, следовательно популярные ныне рассказы о генетическом родстве кого-либо с Тутанхамоном лишены всяких оснований.

У гробницы Тутанхамона есть уникальная гробница-спутник, служившая в качестве подсобного помещения

В 2005 году группа американских археологов под руководством Отто Шадена сделала неожиданное открытие : в пяти метрах от ГТ находится шахта, уходящая в скальный массив. В феврале 2006 года выяснилось, что она ведёт к помещению, находящемуся на глубине 10 метров, которое сразу назвали гробницей и присвоили ей номер KV63, следующий за ГТ.

Отто Шаден перед проходом в KV63.

Однако при первом же осмотре стало понятно, что камера, имеющая размеры 4 на 5 метров, не предназначалась для захоронения, а использовалась в качестве хранилища и мастерской. В ней беспорядочно были сложены 7 саркофагов, набитых льняными бинтами и подушками, рядом были расставлены сосуды с натроном, смолами, битой керамикой, останками животных и людей. Учёные сделали вывод, что в этой камере производилось бальзамирование лишь одной мумии, при этом прямо указывают на мумию в ГТ:

"Учитывая расположение камеры, а также тот факт, что её вход был запечатан тем же аллювием, что и ГТ, кажется наиболее вероятным, что KV63 была основным тайником при бальзамировании Тутанхамона." (ibid.).

Одним из свидетельств такой связи послужил саркофаг №1 с изображением молодой женщины:

Попробуем отретушировать лицо и сравнить его с условным Тутанхамоном:

Слева - лицо на саркофаге №1 из KV63, справа - "маска Тутанхамона".

Разительное сходство не ускользнуло от глаз исследователей, но ему сразу придумали объяснение: это якобы Анхесенамон, сестра и одновременно жена Тутанхамона, т.е. царица-мать. Однако тому, что на женском саркофаге №1 отсутствовали символы принадлежности к царскому Дому, объяснения не нашлось. Как мы теперь понимаем, этот феномен находится в тесной связи с указанными ранее уникальными особенностями условного Тутанхамона: его мумия также имела не царское происхождение, соответственно царская символика, обнаруженная в ГТ, относилась не к фараону, а богине-матери.

Говоря о KV63, как о тайнике, в котором сохранились остатки бальзамирования Тутанхамона, учёные забывают, с чего началась эпопея с поисками Тутанхамона. Говард Картер подробно рассказывает об этом:

"Незадолго до окончания своих работ в Долине он [Теодор Дэвис - авт.] обнаружил в тайнике под скалой фаянсовый кубок, на котором было начертано имя Тутанхамона. Неподалёку от этого места он наткнулся на небольшое шахтовое погребение, где оказалась безымянная алебастровая статуэтка, ... а также сломанная деревянная шкатулка, в которой лежали обломки золотой пластинки с изображением и именами фараона Тутанхамона и его жены. На основании этих кусочков золотой пластинки Дэвис объявил, что им обнаружено погребение Тутанхамона . ... Немного восточнее этой могилы в первые годы своей работы Девис нашёл в неправильном по форме углублении, вырубленном в скале, склад запечатанных глиняных сосудов с иератическими надписями на плечиках. Когда их содержимое было наскоро осмотрено, оказалось, что оно в основном состоит из черепков посуды, полосок льняной ткани и прочих отбросов. ... Здесь были глиняные печати, некоторые с именем Тутанхамона, а другие - оттисками печати царского некрополя; обломки глиняных ваз с великолепной росписью; льняные головные повязки, на одной из которых начертана наиболее поздняя из известных дат правления Тутанхамона; цветочный венок из тех, что плакальщики надевали себе на шею во время похорон, и масса других самых разнообразных предметов. Все эти предметы, по-видимому, остались от похорон Тутанхамона: когда погребальная церемония окончилась, их собрали, уложили в сосуды и спрятали. " (выделено мной).

Из тайника, найденного Дэвисом.

Таким образом, тайник с предметами, оставшимися после похорон Тутанхамона, был найден Теодором Дэвисом ещё в начале 20-го века, следовательно KV63, обнаруженная спустя 100 лет, не может считаться хранилищем погребальной утвари Тутанхамона - там, очевидно, изготавливалась мумия, которую Картер выдал за царскую мумию Тутанхамона, сделав из неё самого знаменитого фараона.

К интересным особенностям KV63 можно отнести находившийся там 42-сантиметровый саркофаг из красного золота (золота с большим содержанием меди - свыше 50%):

Скрещённые на груди руки говорят о царском происхождении девочки-младенца, которой, тем не менее, внутри не оказалось. Очевидно, она была положена в ГТ и названа дочерью Тутанхамона.

(всего их было две).

Заключение

Если подсчитать, сколько раз в данной работе употреблялись слова "уникальный", "беспрецедентный" и "аномальный", то можно сделать вывод, что гробница Тутанхамона - это одно сплошное недоразумение. В действительности они являются эвфемизмами, прикрывающими сфальсифицированную Говардом Картером гробницу в Долине царей. Единственная его палочка-выручалочка, оказывающая на учёных гипнотическое действие - Тутанхамона хоронили в спешке - придумана им самим. Картер, безусловно, не мог действовать в одиночку - свой преступный промысел он вершил под эгидой египетских властей, у которых на волне повышенного интереса к Египту в мире разгорелся аппетит. Им удалось сотворить яркое, кричащее пошлостью шоу, привлекающее миллионы невзыскательных обывателей магическим сиянием золота и блеском драгоценных камней.

Но рано или поздно кто-то должен назвать вещи своими именами, ибо все перечисленные несуразности ГТ есть ничто иное, как доказательство самой грандиозной фальсификации за всю историю человечества.

По общему обычаю в древности покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него в жизни: царям и вельможам — знаки их достоинства, воину — его оружие и т. д. Но все они «забирали» с собой почти все собранное в жизни золото и другие предметы, не поддающиеся гниению.

Были такие цари и правители, которые уносили с собой в гробницы всю государственную казну, и народ, оплакивая царя, оплакивал и потерю всего своего достояния. Так что древние гробницы были сокровищницами, скрывавшими несметные богатства. Чтобы защитить их от расхищения, строители сооружали недоступные для посторонних входы; устраивали двери с таинственными запорами, которые закрывались и открывались с помощью магического талисмана.

Как ни старались фараоны уберечь свои гробницы от разграбления, как ни изощрялись в попытках противостоять всеразрушающему времени, все их усилия оказались тщетными. Гений их зодчих не мог победить злую волю человека, его жадность и равнодушие к древним цивилизациям. Бесчисленные сокровища, которыми снабжали в загробный мир усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятья, ни тщательная охрана, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т. д.). Благодаря счастливому стечению обстоятельств только гробница фараона Тутанхамона осталась единственной, сохранившейся почти в полной неприкосновенности, хотя и она в древности дважды подвергалась разграблению. Открытие ее связано с именами английского лорда Карнарвона и археолога Говарда Картера.

Лорд Карнарвон, наследник огромного состояния, был к тому же и одним из первых автомобилистов. В одной из автокатастроф он едва уцелел, и с тех пор мечты о спорте пришлось оставить. Для укрепления здоровья скучающий лорд побывал в Египте и заинтересовался великим прошлым этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались безуспешными. Одних только денег для этого было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. И тогда ему посоветовали обратиться за помощью к археологу Говарду Картеру.

В 1914 году лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя встретилось ему и на золотой пластинке из маленького тайника. Эти находки побудили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда его охватывало уныние от длительных, но безуспешных поисков.

Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих 7 лет, но в конце концов им улыбнулось счастье. Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Больше 80 дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона — через 4 наружных ковчега, каменный саркофаг и 3 внутренних гроба, пока наконец не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался понижающийся коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора — другой вход, который тоже был замурован. Этот вход вел в переднюю камеру с боковой кладовой, погребальную камеру и сокровищницу.

Проделав в кладке дыру, Г. Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, — писал он потом в своей книге. — Теплый воздух устремился из камеры наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото».

Гробница Тутанхамона действительно была одной из самых богатых. Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. За первой комнатой последовали другие, и обнаруженное в гробнице Тутанхамона превзошло самые смелые ожидания участников экспедиции.

То, что гробница вообще была обнаружена, уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась Г. Картеру еще раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени». Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой — дубовый ковчег, во втором — третий позолоченный ковчег, а затем и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

Северная стена зала саркофагов в гробнице Тутанхамона расписана тремя сценами. Справа изображено отверзание уст мумии фараона его преемником Эйе. До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии, а после этого обряда он уже представал в своем обычном земном образе. Центральную часть росписи занимает сцена встречи ожившего фараона с богиней Нут: Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках у него булава и посох. В последней сцене фараона обнимает Осирис, за Тутанхамоном стоит его «ка».

Как отмечалось в предыдущих главах, древние египтяне верили в существование у человека нескольких душ. Тутанхамон имел две статуи «ка», которые во время траурной процессии несли в почетном ряду. В погребальных покоях фараона эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. У «ка» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторили его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальной традиции древних египтян эти размеры соответствовали росту умершего.

«Ба» Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображавшую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми фараон обратился к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!» Эта скульптурка была в числе тех жертвоприношений, которые придворные преподнесли уже мертвому фараону как обещание служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии фараона, археологам пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, — пишет Г. Картер, — к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими маслами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Гроб, в котором лежала мумия Тутанхамона, изображенного в образе Осириса, целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме он повторял два предыдущих, но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи — коршун и кобра (богини — покровительницы Севера и Юга). Эти статуэтки были наложены поверх гроба, причем каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю из них были нашиты кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение «ба» в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные полосы с текстами молитв. Когда Г. Картер развернул мумию, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле фараона ученые нашли два кинжала — бронзовый и серебряный. Рукоятка одного из них украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота имеет посередине два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которым узким фризом расположен геометрический узор.

Кованая маска, закрывавшая лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки — из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Трон фараона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустациями из разноцветного фаянса, самоцветов и стекла. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположились шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева и инкрустированы: головы уреев — из фиолетового фаянса, короны — из золота и серебра, а солнечные диски — из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц, спереди — единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляли собой орнамент из лотоса и папируса, объединенный центральным изображением — иероглифом «сема», символизировавшим единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Древнем Египте существовал и обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, а два-три цветка при первом же прикосновении вообще рассыпались в порошок. Листья тоже оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде. Найденное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов, различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Растения располагались девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. В результате анализа цветов и плодов ученым удалось установить приблизительное время захоронения фараона Тутанхамона — случилось это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В великолепных сосудах из камня ученые нашли и душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это при жизни. Духи эти и по прошествии 3000 лет издавали крепкий аромат…

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю. По разрешению Египетской службы древностей были произведены исследования мумий знаменитых фараонов. При проведении работ была использована самая современная техника, к делу подключили судебных медиков и даже экспертов из Скотланд-Ярда, которые занялись рентгеновскими снимками черепа Тутанхамона и обнаружили на затылке следы глубокой раны. И английские сыщики пришли к выводу, что дело тут криминальное, и 3000 лет назад 18-летний правитель Египта стал жертвой дворцового переворота и погиб мгновенно от сильного удара.

3 января 1924 года британская экспедиция под руководством археолога Говарда Картера нашла главное сокровище гробницы египетского фараона Тутанхамона: каменный саркофаг, внутри оказался золотой гроб с мумией правителя. Мы вспомнили еще несколько интересных вещей, связанных с этим захоронением.

Три гроба.

Лишь в 1924 году, через полтора года после обнаружения входа в гробницу, была найдена и вскрыта погребальная камера, в которой находился большой, занимающий основную часть помещения, деревянный ящик, обитый листовым золотом и покрытый ритуальными иероглифами и изображениями. Внутри этого ящика и был непосредственно каменный саркофаг Тутанхамона, а уже в самом саркофаге находились три гроба по принципу матрешки, один в другом. Два внешних гроба были деревянными с золотыми элементами и инкрустированными драгоценными камнями. А третий, наиболее скромный по размеру, гроб был выполнен из чистого золота, общий вес которого составил около 100 килограммов и содержал в себе непосредственно мумию Тутанхамона, анализ которой учеными предоставил науке большое количество интересной информации. Вот этот третий золотой гроб и изображен на всех фотографиях, именно он и стал для обывателей всего мира визитной карточкой не только этого конкретного фараона, но и всей цивилизации Древнего Египта в целом. Именно этот золотой гроб и называют совершенно неправомерно саркофагом, хотя от самого саркофага его, как уже ясно, отделяют еще два гроба. Этот золотой гроб находится в Египетском музее в Каире , тогда как истинный каменный саркофаг Тутанхамона в 2007 году был возвращен на свое законное место в гробницу в Долине Фараонов.

Фараон горел в саркофаге?

Удивительным открытием шокировали мир британские ученые: антрополог Роберт Коннолли из Университета Ливерпуля - тот самый, который в 1968 году первым провел рентген мумии Тутанхамона, и его коллега доктор Мэтью Понтинг. Они изучили образец, извлеченный из тела фараона, и пришли к выводу, что оно, находясь уже в саркофаге, подверглось воздействию высокой температуры. Более 200 градусов. Тутанхамон изрядно запекся - даже частично обуглился. Случилось это в 1323 году до нашей эры, после того как он скоропостижно скончался. Обстоятельства смерти мальчика-фараона, который вступил на трон в 10 лет, а покинул его в 19, до сих пор вызывают споры, порождают гипотезы, побуждают ученых на поиски.

Откуда в саркофаге взялась высокая температура? Вряд ли его нагрели специально. С подобной практикой ученые еще не сталкивались. Скорее всего жар был порожден химической реакцией, в которую вступили бальзамирующие вещества, матерчатые покровы и жировые ткани самого тела. Коннолли и Понтинг полагают, что химическая реакция стала следствием некой ошибки при бальзамировании. Но какой, непонятно.

Ученые, кстати, не исключают, что фараон стал жертвой так называемого спонтанного самовозгорания человека, или дьявольского пламени - загадочного явления, причины которого даже сегодня не до конца ясны. Охваченные дьявольским пламенем тела, как правило, выгорают полностью. Фараон же не превратился в кучку пепла. Возможно, для полноценного горения не хватило кислорода. Ведь Тутанхамон находился в саркофаге, в который почти совсем не поступал воздух.


Причины смерти Тутанхамона.

Доводов на этот счет – бесчисленное множество. Вот несколько из них. Доктор Крис Наунтон, директор Общества исследования Египта, работая вместе с криминалистами, пришел к выводу, что фараон попал под колесницу. О смертельном ДТП свидетельствовала компьютерная модель тела фараона, на скане которого проявились характерные повреждения. У Тутанхамона сломано несколько ребер, некоторых вообще нет, сломана нога, отсутствуют крупные фрагменты костей таза, поврежден череп. Фараон, по мнению Наунтона, упал с колесницы и по нему прокатилась другая, которая ехала следом. Но пока это всего лишь еще одна гипотеза, череда которых потянулась с 1925 года. Тогда мумию впервые вскрыли. Особых увечий не обнаружили. И предположили, что Тутанхамона тихо задушили.

В 60-е годы рентген показал: череп на затылке проломлен. Словно бы кто-то огрел Тутанхамона по голове тупым предметом. В 2002 году британские полицейские Грег Купер и Майкл Кинг даже указали на предполагаемого убийцу - премьер-министра по имени Ай.

В 2005 году сканирование на томографе показало, что нарушение целостности черепа произошло уже после его смерти. А вот кость левой ноги фараон повредил еще при жизни. Это породило новую версию: мол, Тутанхамон сломал ногу, получил заражение крови, что и вызвало смерть.

А в 2010 году в результате анализа ДНК выяснилось: фараон был заражен малярией, от которой, скорее всего, и умер. С этой версией согласился генеральный секретарь Высшего совета по древностям Арабской Республики Египет Захи Хавасс, который возглавлял исследования.

Благодаря своим тесным родственным связям Тутанхамон страдал от нескольких генетических заболеваний. У него была небольшая расщелина неба, заболевания костей и стоп и удлиненный череп. Вид принадлежащей Тутанхамону обуви никогда прежде не встречался в других гробницах. Скорее всего, у молодого фараона были серьезные трудности при ходьбе, и эти туфли были сделаны специально под его ноги.


Таинственные пятна.

Сразу после вскрытия гробницы археологи обнаружили пятна на стене неизвестной природы. Эти пятна закрывали лицо богини Хатор и серебряных павианов. Несмотря на то, что гробница была обнаружена почти век назад, эти пятна так и оставались загадкой. Из-за пятен гробницу даже закрыли для посетителей. Археологи боялись, что, разрастаясь, пятна уничтожат древний памятник. Исследователи взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы для проведения анализа и выяснили, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах не обнаружили. Ученые считают, что фараон был похоронен, когда краска еще не высохла. Это свидетельствует о том, что Тутанхамона хоронили в спешке.


Проклятие гробницы.

Существует легенда о проклятии гробницы Тутанхамона. С гробницей связывают череду смертей нескольких исследователей, изучавших захоронение. Интерес к этому активно подогревала пресса в последующие годы. Первым среди исследователей умер лорд Карнарвон, финансировавший раскопки. Он скончался почти через пять месяцев после открытия гробницы, 5 апреля 1923 года. Сообщалось, что он умер в каирской гостинице «Континенталь » от воспаления легких. Есть также версия, что Карнарвон скончался от заражения крови, порезавшись во время бритья, или согласно другой версии от укуса москита. В день и час его смерти в Каире, 5 апреля 1923 года, по всему городу необъяснимо отключилось электричество. За ним скоропостижно скончался делавший рентгеновский анализ мумии Арчибальд Рейд, вскрывавший погребальную камеру А.К. Мейс, молодой секретарь Картера лорд Вестбурн, смерть не пощадила даже жену лорда Карнарвона, леди Карнарвон, которая скончалась от укуса москита. Страшная паника охватила принимавших участие в раскопках людей и некоторые из них, не дожидаясь неотвратимой кары фараона, кончили жизнь самоубийством. Это Обрей Герберт, сводный брат Карнарвона и отец секретаря Картера, лорд Вестбурн. К 1930 году в живых из числа участников экспедиции остается лишь Говард Картер.

Журналисты насчитали 22 жертвы проклятия, 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. В их числе были такие крупные специалисты, как американский египтолог профессор Дж. Г. Брэстед, автор грамматики египетского языка А.Х. Гардинер, профессор Н.Г. Дэйвис . Но надо учитывать, что большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста. Сам Говард Картер, руководивший всеми работами в гробнице, умер последним, в 1939 году в возрасте 66 лет.


Эмбрионы.

В гробнице Тутанхамона были найдены два человеческих эмбриона. В 2008 году ученые под руководством специалистов из Манчестерского университета провели исследование эмбрионов. По их мнению, с большой вероятностью можно говорить о том, что эмбрионы женского пола являются детьми фараона. Эмбрионы имеют разный размер. Длина первой мумии составляет 30 см, что соответствует эмбриону на пятом месяце развития, второй - 38,5 см (восемь месяцев внутриутробного развития). Несмотря на различие в размере, ученые предположили, что оба эмбриона могли вынашиваться во время одной беременности и были близнецами. Анализ ДНК показал, что, скорее всего, Тутанхамон был их отцом.