Ученые выяснили, как перед евреями и моисеем расступилось море. Где евреи перешли море Как моисей перешел красное море

Переход израильтян через Красное море.

Как слепая вера влияет на мышление (на примере читателей книги «Исход»).


Предметом страстных научных споров в течение многих веков является один из потрясающих мифов Древнейшего мира - переход израильтян через море, поэтично описанный в книге Исход. Сотни лет одни слепо верили в этот феномен, не требуя никаких доказательств, другие яростно отвергали его, ссылаясь на невозможность подобного. Исследователи Библии улетали так далеко в своем воображении от смысла стихов главы 14 Исхода, что мудрая книга в их руках уподобилась свече в руках слепого. Много веков гуляет по христианскому миру утверждение, что израильтяне чудесным образом, аки посуху, перешли Красное море, хотя согласно самой Библии и прилагаемым к ней картам, те никогда перехода через Красное море не совершали. Почему же появилась подобная ошибка? Виной всему чисто человеческий фактор - слепая вера и мифологическое мышление большинства людей.

Существует несколько объяснений феномена перехода израильтян через море. Но все авторы реконструкций пути Исхода сильно усложняют интригующий момент. Одни путаются в топографии маршрута Моисея, другие никак не хотят прочесть первоисточник без шор мифологического мышления.

Для понимания феномена перехода через «море» нужно всего-навсего спокойно и внимательно прочесть книгу "Исход" Пятикнижия Моисеева, где помимо дословного перевода на русский язык есть оригинал текста на иврите, что позволит уточнить любой перевод и правильно реконструировать путь Моисея.

Итак, читаем: -" И было, когда фараон отпустил народ, а Господь не повел их путем земли Филистимской, /т.е. северным путем/ как ни близок он…То обратил Бог народ на дорогу пустыни к Чермному морю / Горькому, Тростниковому, Камышовому - в зависимости от перевода/ ,….И двинулись они из Суккофа и расположились в Ефаме, в конце пустыни /ст.17, 18, 20, гл.13, Исход. /, "И говорил Господь Моисею, так: говори сынам Израилевым, чтобы они возвратились и расположились пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его расположитесь у моря." /ст. 1, 2, гл. 14 Исход/. Из прочитанного видно, что Моисей сразу повел израильтян по южному маршруту., а не на северо-восток по Суэцкому перешейку. Пи-Гахироф по египетски - камышник расположен в 4 часах хода на северо-восток от нынешнего Суэца, Ваал-Цефон находится к западу от Суэца и там имеются источники хорошей воды, а город Мигдол - / башня/ соответственно определятся не как северный город Египта, а как город расположенный севернее указанного моря. Дело в том, что поселения с одинаковыми названиями встречаются довольно часто и в наши дни. Достаточно нанести эти пункты на карту и получим точное расположение стана израильтян перед переходом. «Море» согласно Библии это собрание вод /Бытие, стих 10/, т.е. большой водоем, а не обязательно Средиземное или Красное море, что полностью подтверждается направлением пути евреев из Египта в землю Ханаанскую (см. прилагаемую к Библии карту).

Далее: " И сказал Господь Моисею:…скажи сынам Израилевым, чтобы они двинулись, а ты подними жезл твой и наведи руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше….. И навел Моисей руку свою на море, и отвел Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутрь моря по суше, а воды стали им стеною вправе и влеве от них…. И погнались Египтяне, и вошли за ними вся конница Фараона, колесницы его и всадники его в середину моря.…И вот, в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египетский в столбе огненном и облачном, и привел в смятение стан Египетский. И отнял колеса у колесниц его, заставляя таскать их с трудом…..И сказал Господь Моисею: наведи руку твою на море, и обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И навел Моисей руку свою на море и возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей, а Египтяне бежали ему навстречу и опрокинул Господь египтян среди моря.….И возвратились воды и покрыли колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось из них до единого.» /ст. 15, 16, 21, 22, 23, 25 - 28 гл. 14 Исход/. Характерно, что здесь употреблен глагол «возвратились», а не «сомкнулись» как должно было бы быть при разделении воды на две стены. Судя по свидетельству Геродота, Диодора, Нибура и т.д. подобные явления стихии в этом месте при сильном восточном ветре наблюдались неоднократно, так что в данном случае израильтяне переходили по обнаженному дну вполне безопасно.

В цитируемых стихах прямой ответ как море сделалось сушею. Это малопонятно людям, не видевших подобные явления, но абсолютно убедительно и правдоподобно для жителей Санкт-Петербурга /Россия/. Достаточно вспомнить катастрофические петербургские наводнения 1824 и 1924 годов и менее значительные ежегодные, до возведения дамбы, вызванные сильными западными ветрами, когда уровень воды в Неве, подпираемый нагонной волной, поднимался на несколько метров, вызывая катастрофические последствия.

И если переход через море изложить современным языком, то это будет так: - по воле Бога израильтяне вышли из Пифома и пошли на юго-восток и расположились станом у большого озера на его излучине где имелись источники хорошей воды. Всю ночь дул сильный восточный ветер, который согнал воду в основное озеро и обнажилось достаточно твердое песчано-илистое дно по которому израильтяне пошли на другой берег. Египтяне погнались за ними не подозревая, что дно озера уже растоптано ногами израильтян в вязкую грязь. Колесницы по ступицы увязли в грязи, так что египтяне с трудом передвигались вперед. /Достаточно посмотреть кинохронику времен Второй Мировой войны как передвигалась военная техника во время распутицы по территории России/. Утром ветер стих и вода мощной обратной волной, как цунами, вернулась, накрыв и колесницы и всадников египетского войска, погубив всех до единого.

Переход израильтян по дну моря является фактом историческим, но объясняется мифологически. Мифология - это поэтическое отображение реальной действительности, а не просто ложное объяснение каких - либо событий, это попытка создания идеала. Факт перехода израильтян по дну моря подтверждается, а феномен потопления египтян объясняется не стечением многих обстоятельств, а мифологически. Если бы израильтяне начали переход чуть- чуть позже, то финал был бы совсем другим.

Такое событие вызывают у всех удивление, но не желание понять причину события. И десятки поколений людей молча «глотают» красивую легенду. Многие творчески одаренные личности с мифологическим мышлением, были подвигнуты фактом «чудесного» перехода через водоем на создание прекрасных картин, которыми одинаково искренне восхищаются и верующие, и не верующие. Посмотрите на карту исхода израильтян из Египта и их переход через водное препятствие и вы сами убедитесь в правоте моих рассуждений. Карта взята из электронной версии Библии.
Переход израильтян через Красное море

Любые факты Библии о давних событиях, ее толкователи объясняют по своему разумению, даже вопреки текстам Библии. Как в анекдоте:- «Если человек разговаривает с Богом - это молитва, а если Бог разговаривает с человеком, то это уже признаки шизофрении у человека».

Слепая вера ведет к порабощению человека. Она является визитной карточкой людей, имеющих мифологическое мышление, которое не позволяет провести анализ полученной информации и отделить зерна от плевел. Философия человека это его истинный внутренний мир. И чем ближе мышление людей к первобытным ценностям, тем притягательнее для них будет упрощенная эзотерика, магия Вуду, пророчества Нострадамуса или графики астрологии.

Египетские археологи нашли в Красном море подтверждение описанной в Библии истории.

На дне Красного моря ученые обнаружили останки людей и военное снаряжение, которые относятся к XIV веку до н. э. Вполне вероятно, что это погибшая армия фараона Эхнатона. Согласно Библии, его поглотила пучина моря, когда войско пыталось остановить исход евреев из Египта.

Споры о том, являются ли описываемые в Библии события легендами или им можно доверять, не утихают многие годы. Одни твердо стоят на том, что так Господь помогал избранному им народу. И любые сомнения в библейских историях - это чистейший атеизм, неверие. А ведь Христос, прежде всего, настаивал, что главное для всех его последователей - это вера. Другие, напротив, хотят получить подтверждение своей веры. Как, например, Фома неверующий. Им нужны факты и аргументы. А настоящие атеисты видят в Библейских историях как набор легенд, так и действительных событий, а для описываемых чудес ищут вполне научные объяснения. Для них само понятие - ”чудо”, это всего лишь что-то неизвестное, неизученное, непознанное. Но оно обязательно будет изучено. Если, конечно, не чистейший вымысел.

Одно из наиболее ярких библейских событий - исход евреев из Египта. В Библии сказано, что фараон вначале согласился отпустить евреев с Моисеем, однако, когда они ушли, передумал и приказал армии их вернуть. Тогда Господь совершил чудо: раздвинул воды Красного моря, и по этому коридору евреи спаслись, а затем сомкнул море, погубив египетскую армию.

Ученые давно ищут объяснения этому чуду. Например, несколько лет назад американские специалисты построили математическую модель, которая показала, как чудо могло действительно произойти. Если над мелководьем в течение 12 часов будет дуть очень сильный ветер (примерно как во время торнадо), то воды вполне могли разойтись, пропустив беглецов. Когда ветер стих, воды вернулись на свое место, поглотив преследователей.

И вот новые данные в пользу этой истории. На дне Красного моря египетские археологи нашли фрагменты около 400 скелетов людей, а также военное снаряжение эпохи фараонов. Пока ученые осторожно заявляют, что эта находка с определенной долей вероятности может являться подтверждением библейской истории.

Напомним, что ранее ученые дали свою версию самой "громкой" библейской истории: как от звуков труб, в которые трубили евреи, осаждавшие город Иерихон, рухнули его стены. Исследования показали, что действительно около 1400 лет до н.э. стены пали необычным образом. Во всяком случае, ни подкопа, ни стенобитных машин не было. Наиболее вероятно, что город разрушило землетрясение. Учеными обнаружены его следы. Таким образом, наука подтверждает библейское описание необыкновенного падения стен Иерихона, однако называет "земную" причину чуда - сейсмический удар.

Одна из книг Ветхого завета и часть Пятикнижия — книга Исход — повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства, странствиях евреев под руководством пророка Моисея и обретении Бога избранным народом. В одном из самых драматических моментов повествования рассказывается о том, как, по чудесному мановению жезла Моисея, Красное море расступилось перед ним и беглецами и все они успели перебраться на другой берег. При этом гнавшиеся за ними египтяне потонули в волнах сомкнувшегося моря.

Данный сюжет заинтересовал американских ученых, которые методом компьютерного моделирования доказали возможность такого события, как разделение моря.

Карл Дрюс из отделения атмосферных и океанических исследований Университета Боулдера (штат Колорадо, США) и Вэйчин Хань, работающий в Национальном центре атмосферных исследований, расположенном также в городе Боулдер, обратили внимание, что, согласно Библии, разделению моря предшествовал сильный восточный ветер. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону», — говорится в Библии.

Ученые решили, что восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, шедшим из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток. Их предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, ведомые Моисеем, на церковнославянский язык переводится как Чермное море, что означает не только красное, но и «море камышей», и на английском языке названия весьма созвучны: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).

Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть у берегов озер, расположенных в дельте Нила.

Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, которое находилось около древнего города Танис, расположенном в восточной части дельты Нила. Сейчас озеро, о котором, вероятно, шла речь, называется Мензала.

Анализ археологических данных, измерений со спутника и древних карт позволил ученым определить границы и распределение глубины озера 3000 лет назад. Затем они смоделировали действие восточного ветра разных параметров с разной продолжительностью.

Оказалось, что ветер, который на протяжении 12 часов дует со скоростью около 100 км/ч (27 м/с), был способен «раздвинуть» воды, чтобы на срок около четырех часов образовался сухопутный мост с одного берега озера на другой.

«Мы проводили моделирование очень близко к тому, что написано в Книге Исход, — рассказал BBC Карл Дрюс, один из авторов работы. — Разделение моря вполне может быть описано динамикой жидкостей. Ветер уносит воду таким образом, что создает безопасный проход, а затем резко позволяет воде вернуться обратно».

Ученые говорят, что люди всегда были очарованы историей, описанной в Исходе, и довольно интересно, что, согласно исследованию, эта история вполне подтверждается и законами физики.

Возможно ли «расступиться морю» таким образом, чтобы волны разошлись в разные стороны, обнажив дно, и по нему двинулись на другой берег люди, животные, повозки? Библия описывает такое чудо в Книге Исход. Шесть сотен боевых колесниц, поднимая пыль до самого неба, неслись за покидающим Египет еврейским народом. Начинался Исход – событие, не имеющее равных по драматизму в древней истории иудеев. Гнев фараона, лично возглавившего войско, был ужасен. Шестьсот тысяч рабов покидали его страну – лучшие земледельцы, строители и ремесленники. Десять казней египетских – десять страшных бедствий наслал Бог на Египет, и упрямый царь в конце концов согласился отпустить евреев на родину. Но теперь он передумал и решил вернуть уходящих силой!
Евреи дошли до берега Красного моря, когда на горизонте показалась армия фараона. Отчаяние овладело беглецами: женщины плакали, а мужчины проклинали тот день, когда решились уйти из сытого рабства. Позади их догоняла страшная смерть, а впереди на многие километры лежала водная гладь моря. И вдруг… Вот что говорится в книге «Исход»: «...простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды».
Евреи перешли Красное море по его дну! Когда они оказались на другом берегу, Моисей снова поднял руку, и волны обрушились на преследователей.
Нам неизвестна точная дата исхода евреев из Египта. Неизвестен и маршрут, по которому пророк вел свой народ. В каком месте евреи вышли к морю? Где случилось чудо и можно ли объяснить его с точки зрения науки? В 1882 году, спустя более трех тысяч лет после исхода, английский генерал Александр Брюс ТУллох описал необычное природное явление, свидетелем которого он стал на Суэцком канале.

Комментарий эксперта:
Восточный ветер быстро нарастал и, в конце концов, стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу. На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки. Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло почти три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования Красного моря Израилем.
Озеро Мензелех, о котором пишет генерал Туллох, на картах современного Египта называется Манзала и находится к северо-западу от Суэцкого канала. Исследовав ландшафт местности, генерал предположил, что во времена Моисея Красное море распространялось вплоть до этих мест.
Генерал Туллох был уважаемым человеком. После Крымской войны он входил в комиссию по расследованию коррупции в английской армии. Все знали, что это человек слова, твердый и решительный, не склонный к беспочвенным фантазиям. Поэтому никому не пришло в голову усомниться в правдивости его рассказа. Но возможно ли, чтобы ветер осушил море?
Вопрос о воздействии ветра на воду изучали российские и американские океанологи. В 2006 году петербуржцы Алексей Андросов и Наум Вольцингер подсчитали, что при определённой скорости ветра уровень воды в Акабском заливе на севере Красного моря может опуститься и на несколько часов обнажить рифовую отмель шириной два-три километра. Через четыре года – в 2010-м – американцы Карл Дрюс и Вейкинг Хан предложили другой вариант.

Когда десница Божия поразила всех первенцев египетских, во всей земле поднялся великий вопль. Фараон ночью призвал Моисея и Аарона и повелел выйти из его страны. В 104-м псалме поется: Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него (Пс 104, 38). Десять казней являются чудесами Божиими. Библейское повествование об этом проникнуто мыслью о всесилии Божественного Промысла .

По выходе из Египта Господь повелел Моисею освятить всех первенцев израильских от человека до скота . Они были спасены Богом и составляли Его достояние . Первенцы людей должны быть освящены, выделены и отданы на служение Богу . Позднее, когда в земле обетованной было установлено постоянное служение левитов, первенцы оставались дома, но родители должны были за первенцев вносить выкуп.

В честь этого события был установлен ежегодный праздник — Пасха.

Самый короткий путь в Ханаанскую землю, которую Бог назначил потомкам Авраама, был северо-восточный. Дорога проходила через землю филистимлян . Это был довольно воинственный народ. Евреи, вышедшие из продолжительного рабства, были не способны к такой войне. Поэтому Бог не повел евреев этим путем, а привел к Красному (по-славянски — Чермному) морю. Красное море в географическом отношении представляет собой узкий залив Индийского океана, глубоко вдающийся в сушу между Египтом и Аравийским полуостровом. На северном конце Красное море было во времена Моисея разделено на два залива: Суэцкий и Акабский. В целом оно имеет протяженность в двести километров. В каком месте израильтяне перешли его? В книге Исход последним станом перед переходом назван Пи-Гахироф, что в переводе с еврейского значит «устье каналов».

Некоторое время спустя после ухода евреев фараон взял отборные колесницы и погнался за сынами израильскими. Они оказались зажатыми между войсками фараона-гонителя и водами Красного моря. Евреев спасло чудо Божие , которое на всем протяжении ветхозаветной истории в Писании приводится как величайший пример спасительных действий Божиих .

По повелению Господа Моисей простер руку на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды (Исх 14, 21). Евреи пошли по безводному дну. Воды застыли, как две стены, по правую и по левую сторону. Все войско египетское с конями и колесницами вслед за евреями вошло в образовавшийся коридор. Но Господь отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (Исх 14, 25). Когда евреи вышли на берег, Моисей простер руку на море и вода к утру вернулась на прежнее место. Все войско египетское погибло, так как колесницы не могли двигаться. Моисей и сыны Израиля воспели благодарственную песнь Богу, которая начинается словами: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх 15, 1-2). Она стала одной из библейских песен , исполняемых на утрени Великим постом. Песнь эта легла в основу ирмоса 1-й песни канона: «Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав...»

Чудесное прохождение через Чермное море было прообразом Таинства крещения. Святой апостол Павел писал коринфянам: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор 10, 1-2).

После перехода Красного моря Господь повел народ Свой на северо-восток, в пустыню Сур , находившуюся между восточной границей Египта и Палестиною. Шли три дня, и не было воды. Пришли в Мерру (что по-еврейски значит горечь ). Вода была непригодна для питья. Народ возроптал на Моисея: что нам пить? Моисей возопил ко Господу. Господь показал ему дерево. Он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Древо сие есть образ Креста Господня , который должен был усладить горечь языческих народов» (выделено нами. — Авт. ).

Из пустыни Сур Господь повел народ вдоль восточного побережья Суэцкого залива. Целью путешествия была гора Синай .

Когда пришли в пустыню Син, народ вновь возроптал. Взоры израильтян были устремлены не к земле обетованной, а к Египту. Они вспомнили, как сидели у котлов с мясом. Бог вновь явил Свою силу: вечером налетели перепела и покрыли стан, а поутру около стана была роса. Когда роса поднялась, на земле лежало нечто похожее на крупу, мелкое, как иней. Моисей сказал соплеменникам: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх 16, 15). Хлеб, который Бог ежедневно посылал с неба в течение всего долгого странствия в пустыне, израильтяне назвали манной . Название в переводе значит что это ? — евреи были удивлены ее появлением. Она была белая, вкусом же как лепешка с медом (Исх 16, 31). Было строгое предписание Моисея собирать только на один день. Делать запасы запрещалось. Только в шестой день седмицы — две меры, чтобы в субботу покоиться. Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их от Божьего о них попечения. В 77-м псалме манна названа хлебом небесным . Манна была прообразом величайшего Таинства Евхаристии . Спаситель сказал иудеям : истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6, 32; выделено нами . — Авт. ).

На пути из пустыни Син к горе Синай Израиль расположился в Рефидиме. Там не было воды. Ропотливый народ стал укорять Моисея. Господь вновь явил Свою силу. Господь повелел Моисею: Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских (Исх 17, 6). Святой апостол Павел указывает на духовно-символическую сторону этого события: все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор 10, 4).

Вслед за этим событием произошло первое военное испытание Израиля — сражение с амаликитянами . Они были потомками Исава. Амаликитяне напали на Израиль в Рефидиме. Моисей послал Иисуса Навина сразиться с нападавшими, а сам стал на вершине холма с жезлом. Когда Моисей поднимал руки свои, побеждал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Постепенно руки Моисеевы отяжелели. Тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. Так продолжалось до захода солнца. Поднятые руки были прообразом креста . Об этом пишут святые отцы. Когда Израиль низложил амаликитян, Господь повелел Моисею записать об этом в книге. Это первое свидетельство того, что Моисей был описателем происходивших событий .

В третий месяц после исхода пришли сыны Израиля к горе Синай. Моисей взошел на гору. Господь воззвал к нему и сказал: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх 19, 5-6). Бог не только подтверждает избранничество Израиля, но впервые дает обетование, которое при условии соблюдения Израилем Завета поставляет его на особо высокую ступень близости и общения с Богом. Словами царство священников не отменяется священническая иерархия. Здесь говорится о тесном общении целого народа с Богом, какого удостоены священники.